МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новокузнецкий институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Факультет филологии
Кафедра лингвистики
Климкина Мария
гр. НОИЯп16-1
«СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Курсовая работа
по дисциплине «Методика обучения иностранному языку»
по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
направленность (профиль) подготовки «Иностранный язык (английский) и Иностранный язык (немецкий)»
Проверил:
ст. преп.
И. С. Астафьева
Общий балл:
подпись
|
|
«» 20 г.
Новокузнецк, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1 Теоретические основы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе. 7
1.1 Понятие социокультурной компетенции, ее роль в процессе обучения иностранному языку. 7
Глава 2 Использование страноведческого материала на уроках английского языка.. 21
2.1 Характеристика страноведческого текста, критерии отбора. 21
2.2 Анализ УМК «Forward» на наличие в содержании страноведческих текстов 26
2.3 Комплекс текстов для работы на уроке. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ A.. 34
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в современном мире, когда международная и межкультурная интеграция имеют такое высокое значение, знание иностранных языков имеет приоритетную роль в формировании социально адаптированного, открытого к взаимодействию и диалогу культур человека.
В связи с этим в рамках языкового образования глобальной целью является развитие широких взглядов, осознания различности и вместе с тем общности мировых культур как общечеловеческой ценности. Данные способности развиваются посредством погружения в аутентичную либо искусственную иноязычную среду, создания условий для стимулирования межкультурной коммуникации и знакомства актуальными реалиями страны изучаемого языка. В результате формируется ряд необходимых компетенций, среди которых социокультурная компетенция имеет решающее значение.
Социокультурная компетентность многоаспектна. В виду этого методисты и педагоги по всему миру постоянно находятся в поисках эффективных методов, приемов и средств её формирования. В соответствии с требованиями образовательного стандарта к содержанию обучения высокое внимание должно уделяться материалам, составляющим основу учебной программы.
|
|
То обстоятельство, что созданные носителями языка материалы являются наиболее качественным средством обучения ИЯ, является установленным фактом. Они наиболее точно отражают окружающую действительность и ментальность в стране изучаемого языка.
Именно по этой причине актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения таких источников в содержание учебно-методических комплексов, а в частности страноведческих текстов как способа получения достоверной информации о реалиях иноязычной культуры, её вербальном и невербальном аспектах, историческом и социально-психологическом наполнении.
Объектом исследования является процесс формирования социокультурной компетенции. В качестве предмета исследования выступают страноведческие тексты как средство её развития у учащихся начальной школы.
Цель работы – рассмотреть важность роли использования страноведческих текстов как значимого средства при обучении ИЯ и формирования социокультурной компетенции.
Для проведения исследования были определены следующие задачи:
− рассмотреть сущность социокультурной компетенции и её роль в процессе изучения ИЯ;
− изучить программные требования к уровню сформированности социокультурной компетенции у младших школьников;
− дать возрастную и психологическую характеристику учащихся начальных классов;
− дать характеристику эффективности использования страноведческих текстов при обучении ИЯ;
− описать критерии отбора страноведческих текстов как средства формирования социокультурной компетенции для работы на уроке в начальной школе;
− провести анализ УМК «Forward» для 4 класса на наличие таких материалов;
− создать комплект страноведческих текстов к УМК «Forward».
В работе использовались следующие методы:
1. изучение и анализ психолого-педагогических и методических источников по теме исследования;
2. изучение и обобщение педагогического опыта.
Теоретическую основу исследования составляют положения, разработанные исследователями:
1. Теория и практика обучения ИЯ в рамках коммуникативного подхода (Г. В. Рогова, А. Н. Щукин);
2. Идеи и закономерности организации процесса обучения основным видам иноязычной речевой деятельности (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез);
Практическая значимость работы определяется актуальностью исследования и заключается в возможности использования результатов исследования при разработке УМК, рабочих программ дополнительных курсов с их последующей реализацией. Также возможно использование полученных результатов исследования при создании методических разработок для учителей ИЯ в средней общеобразовательной школе.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами и представлена введением, двумя главами теоретического характера, заключением и списком использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цель и задачи.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов связанных с выявлением сущности, функций и роли формирования социокультурной компетенции в обучении младших школьников, в том числе описание требований к уровню её сформированности на данном возрастном этапе.
Вторая глава представляет собой практический анализ учебно-методического комплекса «Forward» для 4 класса, где проводится оценка и переосмысление материала в соответствии с основными методическими критериями отбора, а также предложение комплекта страноведческих текстов, способствующих эффективному развитию у учащихся социокультурной компетенции.
|
|
Список использованных источников содержит список использованной литературы по проблематике исследования.
Глава 1 Теоретические основы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе