Возрастные и психологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 11 лет. С точки зрения физического здоровья, детям в данном возрасте свойственны стремительное развитие нервной системы, костно-мышечной системы и головного мозга. При этом у мальчиков и девочек отмечается неравномерность психофизического развития, что является нормой вплоть до подросткового возраста. В возрасте от 6 до 11 лет в среднем у детей активно функционируют доли мозга, отвечающие за аналитические и психические процессы. Вместе с тем увеличивается выносливость, повышается уровень силы и координации движений, моторики и осваивается режим многозадачности.

Одним из важнейших социальных событий в данном возрастном промежутке является переход от обучения родителями элементарным образовательным основам к обширной учебной деятельности в школе.

Так как в младшем школьном возрасте деятельность ограничивается определенными рамками и часто требует уменьшения двигательной активности на период уроков, детям свойственны повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Дисбаланс между повышением работоспособности и утомляемостью обусловлен отсутствием в данном возрасте у учащихся развитых способностей к саморегуляции и недостаток физической адаптации к контролируемой ограниченной временем умственной деятельности, которая развивается лишь со временем. В связи с этим крайне важным считается компенсация её посредством перерывов на зарядку, образовательные игры, включение в расписание физической культуры и труда.

С точки зрения социального становления, в данном возрасте ребенок становится субъектом сложной социальной среды, где помимо близких ему людей появляется социум (класс), в котором он учится взаимодействовать сообразно принятым в обществе правил и норм этикета. Формируется структура «учитель-ученик», где важное значение имеет статус «старший-младший» и появляется необходимость иерархически уважительного отношения к малознакомому взрослому и послушания, а также «ученик-ученик», требующая равного отношения, взаимодействия и социально положительного сотрудничества в учебных целях вне зависимости от личных симпатий и антипатий. В младшем школьном возрасте ребенок впервые начинает осознавать отношения между собой и окружающими, так как его социально-коммуникативная сфера расширяется, появляются определенные общественные обязательства, ему выставляются подлежащие оценке требования и рекомендации к выполнению определенных действий. Он начинает разбираться в мотивах поведения людей, оценивать их с точки зрения нравственности, выходить из конфликтных ситуаций или избегать их появления, тем самым вступая в фазу формирования личности.

Степень речевого развития определяется потребностью детей в общении и передаче новой полученной информации. Интенсивность социального взаимодействия и установление новых контактов на разном уровне, получение новых социальных ролей стимулирует ученика к развитию коммуникативных навыков и умений в различных ситуациях общения.

С точки зрения психического развития, дети младшего школьного возраста отличаются поверхностным восприятием предметов и явлений с последующим называнием. В связи с этим при обучении начинается стимулирование к переходу от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению, анализу свойств и характеристик.

Постепенно наблюдается развитие воображения как переход к более подробному образно-описательному отражению предметов и явлений окружающей действительности. Само по себе воображение делится на продуктивное и репродуктивное. Со временем воображение приобретает больший реализм и характеризуется большей степенью управления со стороны его обладателя. Если в среднем с 1 по 3 класс наблюдается достаточно абстрактное описание предметов на основе существующих представлений и явлений с приукрашиванием несуществующими или незначительными деталями, то в чуть более старшем возрасте можно отметить большую точность образов, яркость, фактическую подробность, связь между его частями и гибкое управление пересказом с уточнением деталей.

Такая характеристика психики как внимание у младших школьников отличается необходимостью длительной концентрации для непроизвольного восприятия информации, происходит на пике волевого усилия. Несмотря на преобладание непроизвольного внимания над произвольным в виду наличия интереса и мотивации к узнаванию новых фактов, оно ещё крайне нестабильно. В связи с этим учебную программу стараются делать динамичной, учитывая все основные методические принципы, такие как принцип наглядности, посильности, доступности и систематичности.

Существенно изменяется к этому возрасту и работа памяти. Так как мышление ещё носит образный характер, школьники легко и непроизвольно запоминают новый материал, особенно, если он подан в выразительной манере или обладает эмоционально-впечатляющим для них лично наполнением. Л.С. Выготский отмечал, что в данном возрасте интенсивно проявляются возбужденность, впечатлительность и любопытство. Со временем запоминание становится всё более осмысленным, повышается качество способностей к анализу, группировке, дифференциации на главную и побочную информацию. При учебной деятельности развиваются все три вида памяти: долговременная, кратковременная и оперативная, в связи с тем у учащихся возникает потребность в осмысленном запоминании теоретического материала и применении его на практике, заучивании механического характера (фольклор, стихи) и точном его воспроизведении. Таким образом для развития у учащихся начальной школы произвольного внимания важно развитие самоконтроля, эмоциональной вовлеченности, большое количество повторений и подбор материала по принципу осознанности детьми полезности и увлекательности учебного материала.

Происходит переход и в области мышления: от наглядно-образного, где объекты воспринимались конкретно на основе их внешнего облика, к понятийно-логическому, где доминирующее значение приобретают свойства объекта и его взаимосвязь с окружающими его явлениями. Благодаря необходимости регулярно прибегать к умственной деятельности в рамках учебной деятельности, у детей развивается теоретическое и стратегическое мышление, в рамках которых, собирая необходимую информацию и выстраивая порядок действий для решения тех или иных задач, учащиеся достигают определенной самоидентификации по параметру индивидуальных различий в области мышления: творческий, гуманитарный, математический тип. Таким образом, постепенное формирование понимания связей между объектами окружающего мира, их функциями и свойствами приводит к переходу всех интеллектуальных процессов ребенка на более высокий уровень.

    Рассматривая психологические особенности детей младшего школьного возраста стоит выделить многоаспектность данной характеристики в связи с обширными изменениями во всех сферах жизни ребенка.

    Так как данный возраст характеризуется началом учебной деятельности, его преимуществом для развития личности является познавательный интерес детей и возможность контроля педагогическим составом за их становлением как личности посредством пролонгированного воздействия в рамках обучения.

    Препятствием для податливости к обучению и воспитанию в школе для детей является существенное различие межличностной системы отношений в школе и дома. К примеру, если в семье отсутствует проявление дисциплинарных взысканий при деструктивном поведении ребенка, он не будет поддаваться воспитанию со стороны педагога и, что имеет высокую вероятность, выразит протест по отношению к посещению учебного заведения. Или же наоборот, часто дети, чьи родители много времени проводят на работе, воспринимают школу как место, где они могут получить новые впечатления, знания, одобрение, сопереживание и поддержку.

    Ранее упоминалось, что установление и сохранение благоприятных контактов является преобладающим мотивом для детей младшего школьного возраста. Ребенку свойственно желание заслужить симпатию окружающих, поэтому высок уровень стремления к самоутверждению и самопрезентации. Проявляется это свойство как правило в желании наилучшим образом проявить учебные качества, такие как скорость выполнения упражнения, выразительность чтения, правильность восприятия, точность ответа и т.д. Так как ребенок интуитивно направляет собственное поведение к нормативному, для педагога это представляется удобными условиями для стимулирования учащегося к исполнению правил, активной образовательной деятельности и самостоятельности в работе. Однако, барьером для успешного использования данного аспекта является неактивная социальная позиция, воспитанная в семье, в результате чего наличие трудностей при выполнении заданий могут вызывать у детей нежелание определить пути разрешения трудностей, а психологическую закрытость, низкий уровень активности и социализации, так как ребенок ассоциирует несоответствие его подготовки социальным ожиданиям с личной неуспешностью и чувством уменьшением собственного достоинства. В результате выделяют два типа мотивов: достижения успеха и избегания неуспеха. На протяжении учебной деятельности они могут сменять друг друга, но не менее часто закрепляются за личностью.

    В ситуациях незнакомых его опыту, ребенок младшего школьного возраста, как правило, действует, руководствуясь знаниями других. При этом, так как умение выделять преимущественное в ситуации, а именно соотношение, например, риска к безопасности, полезности к вреду, благоприятного к безнравственному, ещё развито в слабой мере, податливость, внушаемость и доверчивость могут служить негативными качествами для ученика. Однако, те же самые свойства, включая склонность к подражанию, представляют благоуспешные возможности для воспитания на примере взрослых в качестве посредников культурных норм и ценностей.

    Следовательно, для знакомства ребенка с иноязычной культурой наиболее благоприятным является младший школьный возраст, так как психолого-педагогическая характеристика указывает на потребность в общении, способность к эмоциональному восприятию, сочетание наглядно-образной и логической систем мышления, детальное запоминанию и быстрое восприятие новой информации, стремление к социализации, одобрению со стороны собеседников и постоянному улучшению своих знаний, навыков и умений. Так как вся учебная деятельность направлена на раскрытие и реализацию индивидуальных способностей ребенка со всеми присущими ему уникальными чертами, функционирование его в качестве активного потребителя знаний и деятеля является идеальным условием для воспитания современного человека, готового к положительному поликультурному взаимодействию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: