double arrow

Анализ УМК «Forward» на наличие в содержании страноведческих текстов

В соответствии с требованиями, регламентированными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебно-методический комплекс по обучению английскому языку должен быть в первую очередь направлен на формирование у детей коммуникативной, личностной, метапредметной и предметной компетенции на доступном для учащихся уровне, что является предопределяющим фактором для дальнейшего успешного продвижения в образовательной и социальной среде.

В качестве средства достижения данных целей рассматривается УМК «Forward», авторами и составителями которого выступают как отечественные (М.В. Вербицкая), так и зарубежные (Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд) специалисты. В качестве примера выбрана программа 4 класса, так как на этапе обучения в начальной школе учащиеся знакомятся с иноязычной культурой, учатся сопоставлять, анализировать, синтезировать и наиболее выразительно формируют образно-фактические представления о иностранном языке и страноведческие знания именно в этот период.

Рабочая программа, отвечая рекомендациям Министерства образования и науки РФ и требованиям ФГОС НОО, состоит из следующего комплекта: учебника, рабочей тетради, CD-диска с аудиоматериалами в приложение к учебнику и тетради, а также пособие-помощник в применении данного УМК в учебном процессе для учителя. Учебник состоит из 2-х участей построен по тематическому принципу, последовательно раскрывая новую информацию посредством демонстрации её в сюжете, а также четкой организации фонетического и лексико-грамматического материала. Разделы 1-16 содержат обязательную к изучению информацию, разделы 17-21 являются дополнительными материалами, способствующими закреплению усвоенного материала и развитию навыков его применения на более высоком уровне. Рабочая тетрадь содержит задания, составленные по проектной технологии, и четыре теста в соответствии с четырьмя четвертями учебного года, направленные на развитие у учащихся самостоятельности, самоконтроля, самопроверки и самооценки.

По методическому наполнению учебный комплекс составлен гибко и позволяет в разной очередности совмещать требующие сосредоточенности и спокойствия формы работы и активные виды деятельности, преимущественно основанные на творчестве и сотрудничестве. Это позволяет регулировать психофизическую нагрузку учащихся, степень участия в учебной деятельности и сохранять интерес к учебному процессу. На основании полученных данных об активности и вовлеченности ученика в обучении английскому языку учитель, выбирая любой из типов управления, может скорректировать порядок учебных действий на уроке и помочь каждому индивидуально преодолеть трудности при усвоении материала.

Сюжетные линии УМК содержат страноведческие материалы в виде рассказов, бесед, игр с элементами фольклора, географических и исторических данных. Персонажами являются русские и британские дети, сверстники учащихся, обсуждающие актуальные темы и находящиеся в ситуациях общения максимально приближенных к настоящим. Эти особенности позволяют расширить социокультурные знания о мире на основе сопоставления русскоязычной и англоязычной культур и увидеть функционирования английского языка в реальных ситуациях на основании таких задач как поиск данных в источниках, написание письма, построение беседы, аргументация мнения на основе фактического анализа информации и многое другое. Такой формат обучения создает личную заинтересованность учеников и исключает развитие психологического или языкового барьера к общению за счет коммуникативной насыщенности комплекса и обширной помощи учителя и соучеников в сотрудничестве.

В первой части учебника представлены следующие разделы: New friends, a message on the computer, a computer magazine, in the rainforest, what do you know about rain forests?, what do you know about Russia?, Find Joseph Alexander, capital city, off we go!.

В блоке “New Friends” первый текст (упр.1) содержит схемы знакомства, позволяющие сделать беседу более живую, наладить контакт с собеседником и представить себя и свою страну. Второй текст (упр.4) представлен в виде краткой сводки о героях и стимулирует речевое высказывание, основанное на опоре и фоновых знаниях учащихся. Третий текст (упр.5) дает учащимся базовые представления о странах и национальностях, давая задачу сопоставить название страны, её месторасположение на глобусе, её флаг и внешность героев-местных жителей. Текст для аудирования (упр.12) в виде диалога инсценирует живое общение по телефону с носителем языка с присущими ему фонетико-произносительными трудностями.

В блоке “A message on computer” основан на детективной истории о пропавшем в тропиках исследователе. Грамматический блок включает единицы для описания героев, такие как have got, глагол to be, типы вопросов и их структуры. Они продемонстрированы в упр.4, а в упр.13 учащимся предлагается самостоятельно практиковать их в рамках дополнения диалога соответствующими по смыслу репликами.

В блоке “A computer magazine” не содержит страноведческой информации и в большей степени демонстрирует применение лексических блоков на тему компьютера и профессий.

В блоке “In the rain forest” на лексическом уровне основной тематикой являются тропические леса и выживание в диких условиях. Тексты содержат приключенческий элемент и могут вызывать у учащихся познавательный интерес и стимулировать языковую и контекстную догадку (упр.1, 3, 4). Грамматическим материалом выступает глагол to be в форме прошедшего времени, there is/there, Past Simple. Лексическим материалом выступают названия диких животных.

В блоке “What do you know about rain forests?” первый текст (упр.1) дает страноведческую информацию о тропических лесах в виде подробного описания, лексический материал обширен, как и количество сложных, однако, посильных для учащихся грамматических структур. Текст аудирования (упр.5) и текст для чтения (упр.12) дают учащимся познавательную информацию об обитателях тропиков. В упр.7 приводится викторина, направленная на выявление у учащихся знаний о наличии определенных явлений в России и в тропиках с целью создания у учащихся дифференциации между природой своей и иной страны. Игра в упр.16 имеет схожую характеристику.

В блоке “What do you know about Russia?” предлагается к ознакомлению информация о России.  Текст в упр.1 дает обширные представления о стране, её ландшафтных и климатических особенностях. Текст аудирования в упр.8 предоставляет учащимся подробную информацию о многообразии дикой природы территорий Российской Федерации. Упр.15 и 16 представляет собой письмо, где делятся своими впечатлениями от посещения достопримечательных мест.

В блоке “Find Joseph Alexander” не представлено страноведческих текстов. Он в большей степени направлен на реализацию нового грамматического материала в виде модальных глаголов, лексических единиц и речевых образцов по теме транспорт и город.

Блок “Capital city” знакомит учащихся с основными достопримечательностями и реалиями Лондона в качестве столицы Англии (упр.1). Дальнейшие упражнения направлены на укрепление знаний по данной тематике, ориентирование по указателям и использование карт. В тексте аудирования (упр.14) дается аналогичная информация, только про Москву в качестве столицы Российской Федерации.

В блоке “Off we go!” текст упр. 11 представлен в виде письма, в котором представлены краткие факты о различных странах.

Во второй части учебника представлены следующие разделы: Beano comes to the rescue, the angel of the forest, a shape in the mist, the painting on the wall, the message in the temple, where is Mr.Big, going home.

Раздел “Beano comes to the rescue” не содержит реальных страноведческих текстов, однако насыщен инфографикой, упражнениями на закрепление лексики и грамматики, представленной в предыдущих блоках.

Раздел “The angel of the forest” представляет текстовые материалы приключенческого стиля с упором на усвоение грамматических правил степеней сравнения, закрепления материала по описанию человека и лексики по теме путешествие.

Раздел “A shape in the mist” является продолжением предыдущего, однако присутствуют и страноведческие тексты, например диалог для чтения в упр.16 рассказывает об особенностях знаменитых улиц Москвы, дальнейшие упражнения являются закрепляющими.

Раздел “The painting on the wall” содержит тексты аудирований (упр.16, 21) про великого русского художника В. Васнецова, тем самым знакомит учащихся с знаменитыми деятелями искусства своей страны, труды которых являются культурным наследием.

Раздел “The message in the temple” содержит меньше страноведческой информации, больше пронизан приключенческой тематикой предыдущих блоков.

Раздел “Where is Mr. Big” не содержит страноведческих текстов. Основной лексический материал представлен темами транспорт и экология.

Раздел “Going home” также не содержит страноведческих текстов. Основной лексический материал представлен речевыми образцами для обозначении сторон света. В последнем разделе приводятся упражнения на повторение грамматики и лексики по всему курсу учебника.

Обобщающий отдел курса “Projects” предлагает учащимся творческие задания на основе широкого спектра текстов о обитателях тропиков (№17), об истории Египта (№19), об Индонезии (№20), о необходимости защиты природного богатства тропиков (№21).

Рабочая тетрадь Forward содержит исчерпывающее количество упражнений страноведческой тематики, тематически и структурно связных с материалами учебника.

Как показал анализ приведенных выше примеров, учебно-методический комплекс Forward отвечает ряду основополагающих образовательных принципов: коммуникативной направленности, доступности, посильности, опоры на родной язык, дифференциации, устного опережения, интегративного развития, и, что крайне важно для формирования социокультурной компетенции, развивающего обучения (наличие проблемных заданий, стимулирующих к поиску ответов на основе логической цепочки действий: соотнесения с известными понятиями, анализа, систематизации, обобщения, сравнения, поиска аналогий, причинно-следственного мышления, построения собственных мнений), диалога культур, а также социокультурной направленности. Дети учатся понимать сходства и различия в традициях страны, поведении местных жителей, особенностях выражения эмоций в языке, специфике градостроения, ландшафта, дикой природы и др.

Безусловно, отобранные в УМК тексты формируют доброжелательное отношение и эмоционально-нравственную отзывчивость учащихся к носителям иного языка и улучшить представления о мировой культуры на базе обучения правилам вербального и невербального поведения, навыков общения в устной и письменной форме с носителями языка, сотрудничества и работе на результат с социально полезной целью. Они также формируют основы национальной идентичности, трепетное отношению к материальным и духовным ценностям народа, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других наций, социально ориентированный взгляд на мир в его разнообразии.

Однако количество текстов преимущественно страноведческой тематики видится недостаточным. Приключенческий элемент преобладает над информационным, что не в полной мере соответствует целям современного образования и может рассматриваться как недостаток данного УМК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: