Интеллектуальная сфера характеризуется видами мышления (познавательное, творческое и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное или наглядно-образное мышление и др.), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность ума, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными процессами (анализ, синтез, систематизация и др.), предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общих и специальных знаний и другими характеристиками. Развитие интеллектуальной сферы занимает большое место в системе дополнительного образования детей: в процессе организации научно-исследовательской деятельности, при работе с одаренными детьми и других видах деятельности.
Для отслеживания развития интеллектуальной сферы детей важно использовать такие технологии мониторинга, как наблюдение, тестирование, педагогические ситуации, анализ выполнения заданий и другие. Например, в процессе наблюдения может собираться информация о том, как рассуждает ребенок, какие задает вопросы, как на них отвечает, как выполняет те или иные задания и т.д. Кроме того, можно привлекать психологов, которые работают с профессиональными методиками определения уровня интеллекта детей, например, тестом Векслера.
|
|
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у детей воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Формирование эстетической культуры - не только расширение художественного кругозора. Это - организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор поведения. Источниками эстетического воспитания могут быть художественное воспитание, физическое развитие, трудовое обучение оформление своего быта, природа.
Цели эстетического воспитания:
- расширение художественного кругозора ребенка; воспитание готовности к посильному проявлению себя в искусстве;
- выработка системы художественных представлений, взглядов, убеждений. Предполагаемые результаты:
- расширение художественного кругозора ребенка, увеличение количества прочитанных книг, качественное изменение уровня читаемой литературы, разносторонность интересов; методы - наблюдение, беседа;
|
|
- воспитание готовности к посильному проявлению себя в искусстве, предоставление ребенку максимального спектра возможностей деятельности в художественной сфере, обучение азам различных видов художественной деятельности; методы - включенное наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности;
- выработка системы художественных представлений, взглядов, помощь в формировании собственного мнения.
Отслеживание результатов эстетического воспитания детей в УДО может осуществляться с помощью следующих методов: наблюдение, видеофиксация, дневники, анализ занятий и др.
Весь комплекс целей эстетического воспитания можно отслеживать с помощью методики «расширенного сенсорного восприятия». Конечным результатом данной методики является отслеживание интеграции отдельных ощущений, знаний и умений в виде комплексов единого целого.
Эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями и чувствами, но и тревожностью и самооценкой. Эмоциональную сферу можно развивать через формирование эмоционального отношения ребенка к предмету творчества, умение понимать эмоциональные состояния и управлять своими эмоциями и чувствами.
При отслеживании результатов развития эмоциональной сферы детей чаще всего используют технологии наблюдения, тестирования, шкалирования. Например, при наблюдении могут отслеживаться эмоциональные реакции ребенка в мимике; проявление скованности, тремора (дрожания) рук, ног, губ; покраснение (особенно пятнами) кожи на лице или побледнение; непроизвольные движения глазами; изменения в артикуляции речи и другие изменения. При выборе технологий мониторинга развития эмоциональной сферы педагог может обратиться к методам психологической диагностики, адаптировать их к особенностям деятельности своего образовательного объединения.
Волевая сфера характеризуется осознанной постановкой человеком цели, сверхзадач. Развитие волевой сферы означает развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности, владеть собой, действовать самостоятельно и других качеств личности. В условиях свободы выбора, присущей для системы дополнительного образования, формирование волевой сферы приобретает особое значение.
Воля выполняет функции выбора мотивов и целей, ypeгулирования побуждений при недостаточной и избыточной их мотивации, структуризации психических процессов и мобилизации внутренних ресурсов. Волевая регуляция является проявлением активности личности.
Мониторинг развития волевых качеств - это непрерывное наблюдение за умением управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки, способность управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.
В процессе мониторинга можно отслеживать следующие предполагаемые результаты развития волевой сферы детей:
1. Преодоление препятствий - проявление упорства в деятельности, уверенность в себе, уверенное поведение в любой ситуации, мобилизация внутренних ресурсов.
2. Решительность - целенаправленные действия, способность переходить от слов к действиям, смелость, склонность к риску, сила воли.
3. Настойчивость - способность добиваться своих целей и отстаивать свою точку зрения, доводить начатое дело до конца.
4. Выдержка - способность отказаться от интересной деятельности, пока ребенок не выполнил определенное задание, умение контролировать эмоции, то, насколько ребенок терпелив к окружающим, концентрация и устойчивость внимания.
5. Коммуникабельность - умение находить друзей, то, со сколькими детьми общается, контролирует ли ребенок себя, общаясь, находит ли контакт с людьми.
|
|
6. Усидчивость — сколько времени он может удерживать внимание, умеет ли слушать, подвижность нервных процессов, количество времени, затраченное на задание.
7. Самостоятельность - активность ребенка, действия на основании своих взглядов, инициативность, самооценка.
Сфера саморегуляции характеризуется свободой и осознанностью выбора целей и средств их достижения. В дополнительном образовании детей эта грань индивидуальности рассматривается как важнейшее целостное свойство человека через предоставление свободы в выборе вида деятельности, дополнительной образовательной программы, поведения, творчества. Кроме того, саморегуляция - это способность управлять собственным психическим состоянием и поведением. По причине слабо развитой саморегуляции у детей возникают затруднения в принятии и удержании новой и нужной информации, которую дает педагог.
В процессе мониторинга можно отслеживать следующие результаты развития сферы саморегуляции: умение стимулировать внимание, развитие активного внимания, умение концентрироваться, развитие моторно-слуховой памяти, развитие наблюдательности, преодоление двигательного автоматизма, а также формирование навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознанного поведения, самокритичности, рефлексии и др. Технологиями мониторинга могут быть методы наблюдения, анкетирования, сочинений и др.