Количество терминалей пресинаптического аксона уменьшается при продолжительной габитуации и возрастает при длительной сенситизации. В первом случае эффективность работы синапса уменьшается, во втором — увеличивается. Происходящие изменения структуры синапса являются основой долговременной памяти.
вии серотонина) в клеточное ядро сенсорного нейрона постепенно перемещается некоторое количество цАМФ-зависимой протеинкиназы, что вызывает фосфорилирование регуляторных белков, управляющих процессом транскрипции — считывания информации с молекулы ДНК. В результате активируются гены, руководящие синтезом белков, необходимых для дополнительной активации компонентов все той же цАМФ-зависимой протеинкиназы, и происходит образование новых синапсов на шипиках дендритов нейронов. Последнее увеличивает число синаптических связей нейрона с другими нервными клетками, участвующими в научении. Этот процесс является основой постепенного формирования долговременной памяти в мозге. Сенсорный нейрон может увеличивать количество своих пресинаптических окончаний, одновременно имеет место увеличение числа активных зон, из которых непосредственно выделяется медиатор. При этом образуются дополнительные шипики на дендритах мотонейрона, которые вступают в синаптические контакты с дополнительными пресинаптически- ми окончаниями аксона сенсорного нейрона, и таким образом облегчается проведение возбуждения по нейронной сети, участвующей в научении (рис. 20.12). При длительной габитуации имеют место противоположные изменения: количество синаптических связей между сенсорным и моторным нейронами уменьшается приблизительно на ’/3 с одновременным уменьшением числа активных зон в синапсах. Это является структурным компонентом снижения физиологической активности нейронной сети и уменьшения проявления ее реакции на действие внешнего раздражения, что не приводит к запоминанию информации.
|
|
Привыкание и сенситизация являются неассоциативными формами научения. Изучение механизмов привыкания и сенситизации позволило
показать, что уменьшение или увеличение тока кальция в пресинаптиче- ском окончании может быть одним из механизмов кратковременной памяти. Образование же долговременной памяти оказалось связанным с использованием вторичных посредников, экспрессией генов и возникновением дополнительных синапсов. Аналогичные механизмы в принципе могут быть использованы почти во всех синапсах мозга, поэтому нет оснований считать, что эти механизмы специфичны лишь для каких-то особенных «нейронов памяти».
|
|
20.4.2.2. Ассоциативное научение (условныерефлексы)
Гипотеза, объясняющая нейронные основы ассоциативного научения, состоит в том, что между разными видами специфических нейронов в центральной нервной системе могут существовать малоэффективные и даже нефункционирующие синапсы. Так, например, естественная реакция на звуковой раздражитель не связана со слюноотделением, поскольку возбуждение клеток слуховой коры не передается к нейронам, регулирующим пищеварительную деятельность, из-за низкой эффективности синаптической передачи между этими нервными центрами. При частом сочетании звукового сигнала с вкусовыми ощущениями малоэффективные синапсы начинают функционировать, благодаря чему один лишь звуковой сигнал вызывает слюноотделение. Изменения в синапсах могут быть следствием биохимической модификации или увеличения контактирующих участков между пре- и постсинаптическими нейронами (рис. 20.13).
Ютассический условный рефлекс, представляющий собой более сложную, чем габитуация или сенситизация, форму научения, отличается необходимостью запомнить значение совпадения во времени двух стимулов: слабого, обычно не вызывающего никакого ответа вследствие стойкого привыкания к нему, с сильным, всегда вызывающим закономерную рефлекторную реакцию. Формирующаяся при образовании условного рефлекса память оказывается более стойкой, чем при габитуации или сенсити- зации.
Генетические исследования подтверждают участие связанных с цАМФ вторичных посредников в процессах научения. Установлено также, что избирательная блокада одного из регуляторных белков, участвующих в экспрессии гена для цАМФ, приводит к утрате способности образовывать долговременную память, но не затрагивает кратковременную. Однако было бы ошибкой считать, что в основе процессов Научения и памяти лежат только связанные с цАМФ обменные процессы. При других формах науче-
Рис. 20.13. Модификация синаптического переключения в малоэффективном синапсе (модель Хебба).
1. Нейрон А всегда возбуждает нейрон X.
2. Нейрон Б не способен возбудить нейрон X.
3. Нейроны А и Б в течение некоторого времени действуют совместно, нейрон X возбуждается.
4. После этого эффективность синаптической передачи между нейронами Б и X повышается и нейрон Б приобретает способность возбуждать нейрон X. Ек — критический уровень деполяризации мембраны нейрона X.
МП — мембранный потенциал.
ния могут использоваться иные системы вторичных посредников, а описанные выше процессы простых форм научения могут комбинироваться с другими молекулярными процессами, приводя в итоге к образованию комплексных форм памяти. Имплицитная и эксплицитная формы памяти у человека нередко оказываются связанными друг с другом.
20.4.3. Механизм образования эксплицитной памяти
В головном мозге человека отсутствует единое место хранения памяти. Эксплицитная память формируется в тех регионах мозга, которые необходимы для ее приобретения и участвуют в ее образовании. Такими структурами памяти могут быть гиппокамп, обонятельный мозг, миндалины, базальный передний мозг и, конечно, кора больших полушарий. Из проекционных областей коры больших полушарий в сохранении памяти участвуют вторичные проекционные области и ассоциативная кора, осуществляющие распознавание наиболее сложной информации и мыслительные функции человека. При этом вторичные зрительные области хранят зрительную память, слуховая кора — слуховую, сенсомоторные области, наряду с мозжечком и базальными ядрами, используются для фиксации следов памяти о выработанных двигательных навыках. Префронтальная кора играет важную роль в хронологической организации событий памяти.
|
|
Структурным коррелятом долговременной памяти является энграмма памяти. Поводом к возникновению процессов, приводящих к образованию энграмм памяти, могут быть новые, неожиданные воздействия на организм человека стимулов внешней среды или, напротив, исчезновение привычных либо ожидаемых событий. Место мозга, в котором происходит образование энграммы памяти, зависит от модальности сенсорных воздействий и их сложности, что требует участия в запоминании разных вторичных сенсорных и ассоциативных областей коры. Место образования новой энграммы памяти обусловлено участками мозга, где хранятся образованные ранее энграммы. Новая энграмма памяти образуется при участии структур, выполняющих функцию внимания в текущий момент времени. Наконец, энграмма памяти образуется при участии лимбических структур мозга, от которых зависит эмоциональный фон, ускоряющий или замедляющий процесс научения.
Однако знание места хранения долговременной памяти в мозге не позволяет объяснить механизм воспоминания или извлечения следов памяти. Эту ситуацию можно сравнить с памятью, хранимой на видеокассете: ее можно извлечь лишь с помощью видеомагнитофона и телевизора. Поэтому энграмма памяти, хранящаяся в определенных структурах мозга, может быть извлечена при участии структур других регионов мозга, непосредственно не участвующих в хранении информации. У человека извлечение энграммы эксплицитной памяти (семантической или биографической) связано с процессами осознания информации и речевой деятельностью. Нейронные механизмы поддержания необходимого уровня бодрствования и речевой деятельности у человека взаимодействуют с теми регионами мозга, где зафиксированы следы памяти.
Показано, что удаление гиппокампа приводит к нарушению образования эксплицитной долговременной памяти, но не влияет на формирование имплицитной долговременной памяти, что указывает на разные места образования этих форм памяти. В пользу этого свидетельствуют и наблюдения, демонстрирующие избирательное нарушение только имплицитной памяти (например, при поражениях мозжечка).
|
|
В то же время отмечено, что в условиях указанного отсутствия структур гиппокампа выработанные прежде навыки не исчезают, однако приобретение новых становится практически невозможным. Эти результаты свидетельствует о том, что гиппокамп не является местом хранения долговременной памяти, но он необходим для преобразования кратковременной памяти в долговременную.
Память связана не с синтезом каких-либо уникальных белков, специфичных для каждого ее вида. Она зависит не столько от конкретных биохимических процессов, сколько от того, в каких нейронах и синапсах происходят эти процессы, где находятся такие нейроны и синапсы и как они связаны с другими клетками. Если указанные синапсы не активируются на протяжении длительного времени, то происходит естественное разрушение белковых молекул, синтезированных для образования энграмм памяти, и таком случае происходит забывание.
Речь
Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей, опосредованную языком. Язык является системой звуковых, словарных и грамматических средств для общения, мышления, передачи информации от человека человеку, от одного поколения — другому. В повседневном обиходе эти два термина понимаются как способность говорить. Этой уникальной способностью человек отличается от всех живых существ. Речь в узком смысле слова понимают как использование в общении между людьми голосовых, слуховых, зрительных и мануальных навыков, к которым относят способность произносить слова, воспроизводить письменные знаки, улавливать речь на слух и распознавать зрительно печатный или рукописный текст.
Различают речь экспрессивную (моторную), предназначенную для коммуникации, или социального общения людей, и внутреннюю речь, «немую», используемую для решения мыслительных задач и внутреннего программирования. Внутренняя речь характеризуется своей фрагментарностью и краткостью по сравнению с экспрессивной внешней речью. Перевод человеком внутренней речи во внешнюю происходит путем синтаксического переструктурирования, т. е. перевода в синтаксически расчлененную, развернутую и понятную другим людям форму. Особо выделяют письменную речь, отличающуюся, во-первых, использованием письменной графики, а во-вторых, специфическими для нее синтаксическими конструкциями и функциональными стилями. Речь неразрывно связана с мышлением, памятью, сознанием, эмоциями, вместе с которыми она включается в целостный поведенческий акт речевой деятельности.
20.5.1. Свойства языка
Среди всех возможных средств коммуникации у людей различают вербальные, т. е. словесные, невербальные (геометрические фигуры, математические знаки, рисунки, фотографии), а также паралингвистические (жесты, мимика, музыкальные мелодии). Представляя собой типично человеческую форму общения, язык отличается от прочих форм коммуникации своими свойствами. Во-первых, языку присуща креативность (созидательность). Уже на стадии овладения родным языком человек не заучивает наизусть все услышанное, но через неосознаваемые (имплицитные) процессы переходит к общим правилам построения осмысленных выражений.
Словарный запас одного человека содержит большее или меньшее, но все- таки ограниченное количество слов, из которых он может построить неограниченное количество предложений, в том числе и такие, которые раньше никогда не слышал и не говорил. Во-вторых, язык отличается своей уникальной формой', из сравнительно небольшого числа используемых в нем звуков создается бесконечное множество комбинаций. Звуки, или фонемы, являются самыми малыми звуковыми единицами, изменение которых может привести к изменению значения слова, например: дом— том, волос — голос и т. п. В-третьих, для языка человека характерна определенная структура, которая регламентируется грамматикой, включающей правила комбинации фонем в словах (морфология) и правила комбинации слов в предложениях и оборотах речи (синтаксис). В-четвертых, в каждом языке существует возможность абстрагирования, т. е. передачи информации, не связанной непосредственно с конкретными событиями. Такая возможность отсутствует у простых символических систем коммуникации: например, с помощью жестов можно передавать только специфическую информацию, связанную с текущими обстоятельствами. Но в то же время речь посредством жестов, мимики, интонации и положения тела может приобретать нужную или желаемую эмоциональную выразительность. В-пятых, являясь основным средством социального общения, язык наряду с коммуникацией способствует образованию индивидуального эмоционального опыта людей. Он служит способом выражения сознания и самосознания человека и его индивидуальности. Язык непосредственно связан с мышлением человека.
20.5.2. Речевой аппарат
В создании звуков человеческой речи участвуют мышцы гортани, языка, губ, мягкого неба, глотки и дыхательная мускулатура, которые иннервируются подъязычным, блуждающим, лицевым, диафрагмальным нервами, а также мотонейронами спинного мозга, регулирующими сокращения дыхательных мышц. Звуки возникают во время выдоха, когда поток воздуха проходит через гортань, а ее голосовые связки вибрируют, изменяя тем самым величину подсвязочного давления. Характер дыхания должен приспосабливаться к речи, что проявляется в регуляции скорости и продолжительности выдоха и, соответственно, регуляции глубины вдоха, чтобы набранного в легкие воздуха было достаточно для произнесения фразы определенной длины. Произвольное управление дыханием особенно наглядно проявляется при пении, когда быстрый вдох сменяется продолжительным контролируемым выдохом, соответствующим длине музыкальной фразы.
Строение лицевого черепа и челюстей человека обеспечивает такое положение языка, при котором его задняя часть оттеснена в глотку, а гортань — вниз. Только такая позиция позволяет языку изменять форму расположенной над гортанью полости и тем самым модулировать звуки, возникающие в гортани. Во время прохождения воздуха через голосовую щель происходят правильные вибрации голосовых связок, благодаря которым возникают гармонические колебания воздушного потока, соответствующие частоте вибрации. В зависимости от частоты колебаний воздуха возникают звуки определенной высоты. Частоту вибрации, а следовательно, и высоту звука, можно произвольно изменять посредством сокращений мышц гортани, регулирующих натяжение голосовых связок. Рождающиеся при этом звуки соответствуют частотам с правильным периодом, которые можно разложить на ряд чистых тонов, а сами звуки можно пропеть; в составе языка они называются гласными. Воспроизведение таких звуков гортанью обозначается термином фонация.
Произведенные гортанью тоны преобразуются в звуки речи расположенными выше полостями носа и рта, выполняющими функцию резонаторов. Этот процесс управляется сокращениями мышц языка, губ, мягкого неба и глотки и определяется как артикуляция. Согласные звуки возникают в основном с помощью артикуляции; если гортань не участвует в их произнесении, то получаются глухие согласные, например [т], а при участии гортани — звонкие согласные [д]. В отличие от гласных согласные звуки невозможно пропеть.
Самая низкая частота колебаний воздушного столба в гортани характеризуется наибольшей амплитудой, воспринимается на слух как самая громкая и называется основной. Одновременно с этой частотой голосовые связки, а затем и расположенный над ними воздушный столб, колеблются с большими частотами, кратными частоте основного тона. Они обусловлены колебаниями независимых сегментов воздушного столба, что образует обертоны. Сочетание основного тона с обертонами создает индивидуально узнаваемый тембр голоса. Полости носа и рта в речевой функции выполняют роль резонаторов и фильтров, поскольку в большой мере поглощают некоторые частоты, что определяется размером и формой этих полостей в каждый конкретный момент. В результате при произнесении гласных сохраняется лишь часть акустической энергии гортани, соответствующая непоглощенным частотам, которые называются формантами. Формантные частоты различаются у одной и той же гласной в зависимости от того, с какой согласной она образовала слог. Распознание речи на слух основано на различении формант, и, следовательно, наименьшими смысловыми единицами речи являются слоги.
20.5.3. Речевые структуры мозга
Речевая деятельность присуща только человеку, что почти исключает экспериментальное изучение ее физиологических основ на животных. Поэтому в основу представлений о нейрофизиологических механизмах речи легли клинические наблюдения*, это весьма распространенный путь к пониманию функции, который состоит в анализе причин ее нарушения. Значительно позже к опыту клинических наблюдений добавились методы позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР), позволяющие регистрировать динамику активности различных регионов мозга в процессе речевой деятельности.
20.5.3.1. Нарушения речи при очаговых повреждениях мозга
Утрата экспрессивной речи и/или способности понимать устную речь вследствие приобретенных поражений мозга обозначается как афазия, для менее выраженных речевых расстройств используется термин дисфазия. В подавляющем большинстве случаев поражения мозга, вызывающие афазию у правшей, имели место в левом полушарии мозга.
При поражении левой нижней лобной извилины (зона Брока, соответствующая полям 44—45 Бродмана) развивается моторная афазия, проявляющаяся нарушением разговорной речи, а нередко и письма. Выраженность нарушений речи пропорциональна размерам очага поражения, но в любом случае имеют место неудовлетворительные артикуляция и мелодичность речи, которая становится крайне немногословной (телеграфной).
Центральная борозда
Рис. 20.14. Речевые структуры мозга человека в левом полушарии.
При участии зоны Вернике (поле 22) происходит программирование смысла речи человека. Импульсы из зоны Вернике по дугоообразному пучку передаются в зону Брока (поле 45). Функцией зоны Брока является создание двигательной программы речи. Эта программа выполняется через первичную двигательную зону (поле 3). Цифры на рисунке соответствуют нумерации полей по классификации Бродмана.
Сенсорная афазия отмечается у людей при поражении зоны Вернике, занимающей заднюю часть левой верхней височной извилины (поле 22 по Бродману). При сенсорной афазии у человека нарушается понимание обращенной к нему речи. При попытке говорить больной правильно произносит звуки, но допускает ошибки в понимании и использовании слов, может произносить грамматически правильные, но бессмысленные фразы. Отсюда был сделан вывод о том, что для восприятия и программирования речи используются разные регионы левого полушария мозга.
Из этого представления возникла первая модель формирования речи, которая различала сенсорную деятельность, связанную с пониманием смысла воспринимаемых слов и обеспечиваемую задней третью верхней височной извилины (зона Вернике), а также моторную деятельность, формирующую программы движений для мышц артикуляции и находящуюся в зоне Брока. Две эти анатомические области связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон, что обеспечивает их взаимодействие (рис. 20.14).
20.5.3.2. Модель речевой деятельности Вернике—Гешвинда
На протяжении первой половины XX столетия доминировало представление об эквипотенциальности, т. е. функциональной равноценности различных областей коры, поэтому считалось, что речь не имеет анатомических коррелят. Однако в дальнейшем были показаны различия в деятельности речевых центров левого полушария при восприятии устной речи и чтении написанного текста (рис. 20.15). Звуки голоса воспринимаются слуховыми рецепторами внутреннего уха человека, где происходит трансформация энергии звуковой волны в потенциалы действия слуховых нервов. По слуховым нервам они поступают через медиальное коленчатое тело таламуса в первичную слуховую кору (поле 41), затем во вторичную слуховую кору (поле 42), а оттуда в зону Вернике (поле 22), обеспечиваю-