От концепции «управления кадрами» к концепции управление «человеческими ресурсами»

В.П. Крикун

 

Б1. Б. 14 «Управление человеческими ресурсами»

 

Конспект лекций

 

для направления 38.03.02 «Менеджмент» по профилям: «Финансовый менеджмент», «Маркетинг», «Логистика»

Форма обучения – очная, заочная

«Управление человеческими ресурсами», «Производственный менеджмент»

Форма обучения – очная

 

 

Санкт-Петербург 2019

 

1. СОДЕРЖАНИЕ КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»

№ раздела Наименование тем лекций Страницы
1 Управление человеческими ресурсами в системе современного менеджмента 3-13
2 Человеческие ресурсы трудовой деятельности 13-22
3 Основы управления человеческими ресурсами 22-31
4 Система управления персоналом организации 31-37
5 Кадровая политика организации 38-47
6 Стратегическое управление персоналом организации 47-53
8 Набор и отбор персонала в организацию 53-69
9 Заключение и расторжение трудового договора 69-78
11 Трудовая мобильность персонала 78-87
12 Трудовая адаптация персонала 87-97
13 Основы организации труда персонала 97-105
14 Обучение и развитие персонала организации 105-118
15 Стимулирование трудовой деятельности персонала 118-128
16 Диагностика и оценка персонала организации 128-137
17 Планирование деловой карьеры персонала организации 137-148

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Раздел 1. Лекция - «Управление человеческими ресурсами в системе современного менеджмента». Время – 2часа.

          

      Структура лекции:

1. От концепции «управления кадрами» к концепции управление «человеческими ресурсами».

2. Базовые модели управления человеческими ресурсами (HR).

3. Стратегическое управление человеческими ресурсами (HR) на современном этапе.

 

От концепции «управления кадрами» к концепции управление «человеческими ресурсами»

Формирование науки об управлении персоналом началось вместе с формированием теории управления науки, что произошло более ста лет назад, в самом начале промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались.

В настоящее время научное управление «Управление человеческими ресурсами» формируется на стыке наук: теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права и ряда других. В связи с тем, что теории управления персоналом (человеческими ресурсами) развивались с различными школами управления, последние наложили отпечаток на название первых.

В настоящее время общепринято выделять следующие основные характерные этапы развития взаимоотношений наемного работника и владельца бизнеса:

1. Концепция «управления кадрами» (конец XIX –середина XX вв.). Она связана с учетом работников и ведением делопроизводства по кадровым вопросам (основные подходы нашли отражение в работах Ф. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля). В рамках данной концепции вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция, - труд, измеряемый затратами рабочего времени и соответствующей зарплатой. Человек был придатком машины самым незначительным ресурсом предприятий (в отличие от материальных и финансовых ресурсов).

Основные постулаты теорий. Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они при этом зарабатывают. Индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля немного.

 Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легко усваиваемые, простые и повторяющиеся операции, разрабатывать простые процедуры труда проводить их в практику.

Ф. Тейлор утверждал, что хороший управляющий должен обладать следующими качествами:

· умом;

· образованием;

· опытом;

· тактом;

· энергией;

· сообразительностью;

· честностью;

· здравым смыслом;

· здоровьем.

В то же время Ф. Тейлор указывал, что очень трудно найти человека, обладающего всеми качествами.

По мере распространения идей “научного управления” на многих предпри­ятиях появились представители новой профессии (инженеры, занимающиеся изучением и организацией рабочих мест).

Школа административного менеджмента. Огромный вклад в ее развитие основных направлений внес Анри Файоль (1841-1925г.). Им были сформулированы следующие принципы управление персоналом:

· разделение труда. Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа цепей, на которые направляются внимание и усилия работающего);

· полномочия и ответственность. К каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы;

·   дисциплина. Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины;

·   един­ство распорядительства или единоначалие. Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником

·   единство действий. Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы, и осуществляться по единому плану;

·   подчине­ние частных личных интересов общим. Интересы организации имеют преимущества перед интересами индивидуумов;

· вознаграждение. Получение работниками справедливого вознаграждения за труд;

·   централизация. Естественный порядок в организации, имеющий управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при точной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности.

· ие­рархия (скалярная цепь).  Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии;

·   порядок. Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте;

· справедливость в отношении персонала. Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

·   стабильный состав персонала. Установка работников, на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность деятельности организации;

·   инициатива сотрудников. Поощрение работников к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ

·    корпоративный дух организации. Гармония интересов и организации обеспечивает единство усилий.

Отличительными особенностями концепции «управления кадрами» были:

· весьма жесткое разделение сфер деятельности персонала:

· преобладание индивидуальных форм организации и стимулирования труда, преобладание экономического стимулирования над всеми другими;

· преимущественная ориентация на авторитарный стиль управления персоналом, нацеленный, прежде всего на достижение поставленных производственных целей;

· отсутствие прав у наемных работников;

· жесткая регламентация работ, основанная на нормировании труда;

· работа с персоналом сводилась преимущественно к выполнению простейших функций – найму, увольнению, расчету и выдаче заработной платы.

Суть управления кадрами в рамках этой методологии заключалась в рациональном разделении труда и определении особенностей его содержания для каждой рабочей должности.

2. Концепция «управление персоналом» получает свое начало с 30-х годов XX века как деятельность по подбору, подготовке, расстановке и высвобождению персонала организации. При реализации подхода управления персоналом сотрудник на предприятии персонифицировался через свою должность, а управление им осуществлялось в основном через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).

В 30-е г. XX в. работа отделов кадров была сориентирована на ведение переговоров о заключении трудовых договоров, общий контроль над деятельностью в области управления персоналом на предприятиях.

В 30–40 гг. XX в. принимались законы, корректирующие практику управления персоналом. Принятые в эти годы законодательные акты призывали предпринимателей заключать коллективные договоры, осуждали дискриминацию членов профсоюзов. В ходе становления служб управления персоналом возникли новые профессии: агент по найму персонала, секретарь по благосостоянию, управляющий по заработной плате и пенсиям, специалист по технике безопасности, специалист по обучению и трудовым отношениям.

Основные отличия концепции «управления персоналом» от концепции «управления кадрами» состоит в том, что типичный стиль руководства в рамках нового подхода в большей мере ориентирован на человека, при этом получают развитие принципы коллективизма в работе, сотрудники начинают привлекаться к процессу принятия решений, в организации работы широко используется групповой подход. В рамках этой концепции человек становится таким же важным ресурсом производства, как финансовые и материальные ресурсы. «Сделай работника довольным условиями труда и вознаграждением - и он будет эффективно трудиться» - вот основной лозунг такого подхода к работе с персоналом. В производственном процессе усиливаются требования к специализации работников. Это необходимо для того, чтобы эффективно выполнять те или иные производственные функции. Возникает необходимость планировать качественный и количественный состав работников предприятия, оценивать, подходит ли тот или иной сотрудник на ту или иную должность, мотивировать е эффективной работе, обучать и развивать персонал.

3. Концепция «управления человеческими ресурсами» (HR). Этот подход возник в 1970 –х годах. Он связан с именами А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. МакГрегора и является следствием происходящей в обществе научно-технической революции, соответствующего усложнения технологических процессов и роста интеллектуализации производства.

Управление человеческими ресурсами - это стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации.

Следует также учитывать специфику человеческих ресурсов, которая состоит в следующем:

1. Люди наделены интеллектом, их реакция на внешнее воздействие — эмоционально-осмысленная, а не механическая, и, следовательно, процесс взаимодействия между организацией и работником является двусторонним.

Люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, а это - наиболее важный и долговременный источник повышения эффективности деятельности любой организации.

2. Трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50 лет, соответственно отношения между работником и организацией могут иметь долговременный характер. Люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями и ожидают от организации помощи или возможности для реализации этих целей.

3. Удовлетворенность работника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность со стороны организации.

Основные отличительные концепции управления (HR) состоит в следующем:

· обеспечение тесной взаимосвязи стратегии бизнес-организации и стратегии управления персоналом;

· признание работника одним из важнейших производственных ресурсов, особым объектом управления – элементом социальной организации;

· увеличение внимания к социальным потребностям человека, к обогащению рабочих мест, активизация вовлеченного работника в управление предприятием;

· широкое использование гибких форм организации труда, усиление децентрализации и «размывание» иерархической структуры управления;

· развитие организационной культуры, ориентация на гибкую работу в группах;

· введение в мотивационный механизм системы компенсаций и социальных гарантий.

В рамках этой концепции человек стал рассматриваться как самый важный компонент организации. Производственный процесс постоянно усложняется и, соответственно, в стоимости конечного продукта растет доля интеллектуальных затрат. Поэтому в системе управления предприятием наряду с «финансовыми» и «материальными» ресурсами появляются «человеческие ресурсы».

От решения тактических вопросов найма, мотивации и развития персонала менеджмент предприятия переходит к решению стратегических вопросов управления человеческими ресурсами. Человек стал рассматриваться не как безликий элемент структуры предприятия, а как элемент социальной организации. Суть нового подхода к управлению человеческими ресурсами можно выразить следующим лозунгом: «Наши работники наиболее важные активы».

В соответствии с этой с этой концепцией человек – это главный субъект организации и особый объект управления. Исходя из мотивов и способностей человека, должны строиться стратегия и система управления предприятием.

Первоисточниками идей данной концепции являются основоположники японского менеджмента, которые внедрили в жизнь следующие важнейшие принципы управленияHR:

· обеспечение неразрывной связи стратегии предприятия и стратегии управления персоналом;

· развитие корпоративной культуры управления;

· минимизация числа уровней управления;

· увеличение внимания к социальным потребностям человека;

· стремление к обогащению рабочих мест;

· повышение роли неформальных отношений в коллективе.

В настоящее время развитие и широкое распространение концепции управления человеческими ресурсами находится в тесной связи со следующими общемировыми тенденциями эволюции менеджмента:

· глобализацией экономики и управления;

· переходом от традиционных принципов управления «экономичность», «отчетность» к новым – «партнерство, гуманизация, экологичность»;

· развитием информационных технологий управления.

Главная особенность концепции управления человеческими ресурсами – это признание высокой экономической эффективности инвестиций в развитие персонала, создание условий для более полного выявления и максимального использования всех возможностей и способностей, заложенных в личности.

В современных системах управленияHRэти особенности проявляются в следующих основных моделях:

· «человек экономический», построенной на предположении о том, что основным трудовым мотивом для любого работника является возможность более полного удовлетворения его материальных потребностей;

· «человек иерархический», предполагающий, что основными мотивами к труду являются стремление работника к собственному самовыражению, повышению своего статуса и власти;

· «человек социальный», согласно которой для работников наиболее важными являются свобода их индивидуального выбора и самовыражения в обществе;

· «человек профессиональный», в соответствии с которой основными мотивами к эффективному труду являются причастность работника делам предприятия, обеспечение возможности коллективного принятия решений;

· «человек корпоративный», в которой корпоративная культура, основные установки и ценности бизнес-организации формируют мотивирующий механизм и определяют нормы рационального производственного и социального поведения работника.

При построении современной системы управления HR используют следующие основные принципы:

1. Управление по результатам. Оно направлено на достижение поставленных перед бизнес-организацией стратегических целей, достижение которых лежит в основе деятельности персонала.

2. Рамочное управление, в условиях которого работники могут самостоятельно принимать производственные решения в пределах заранее установленных границ их ответственности.

3. Мотивационное управление, предполагающее создание мотивационного механизма, увязывающего интересы работников с достижением стратегических целей предприятия.

4. Управление на основе делегирования полномочий и ответственности. Ответственность за принятие и исполнение решений должна делегироваться в подразделения.  

5. Партисипативное управление, основанное на различных формах привлечения работника к делам его бизнес-организации.

6. Предпринимательское управление, в основе которого лежит развитие предпринимательской активности, дух творчества и коллективное новаторство у работников бизнес-организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: