Результаты исследования

 

 

Таблица 1

Сводная таблица результатов исследования после эксперимента

Показатели

Группа

t-критерий

Достоверность различий

Ср. количество баллов экспериментальной группы (15чел), Х±m Ср. количество баллов контрольной группы (15 чел), Х±m
физической работоспособности - МПК; - проба Штанге - проба Генчи   5,0±0,2  28±2,0 25 ±2,0   3,8±0,6 15±4,0 10±5,0   4,36 p > 0,001
Физическое развитие - окружность талии - масса тела     90, 0 ±8,0 92,0±2,0         110,0 ±5,0 120,0±10,0       16,38   p > 0,001
Работоспособность - рывок гири 8 кг - рывок гири 4 кг - бег за 15 мин - наклон туловища   35 ±5,0 25 ±1,0 40±5,0 30 ±1,0   19 ±5,0 15 ±1,0 15±5,0 15 ±1,0   6,28 p > 0,001

 

По результатам исследования можно сказать, что между физической и функциональной подготовкой у ветеранов старше 55 лет, имеющих опыт занятий физической культурой и спортом, и ветеранов, не имеющих такого опыта, существуют значимые отличия.

Анализ показателей состояния функциональной подготовленности выявил различия по всем тестируемым параметрам:

Ø физической работоспособности - МПК. Максимальное потребление кислорода у экспериментальной группы в среднем составило 5000 литров против 3800 литров у представителей контрольной группы; пробы на высоте вдоха (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи) 28 сек против 15 сек и 25 сек против 10 сек. соответственно;

Ø физического развития - окружность талии: 90 см против 110 см; масса тела: 92 кг против 120 кг;

Ø физической подготовленности – махи гири 8 кг для мужчин: 35 баллов у экспериментальной группы и 19 баллов у контрольной группы; 4 кг для женщин: 25 баллов у экспериментальной группы и 15 баллов у контрольной группы; бег на тренабане 15 мин.: 40 баллов у экспериментальной группы и 15 баллов у контрольной группы; наклон туловища с касанием рук пола: 30 баллов у экспериментальной группы и 15 баллов у контрольной группы.

Результаты тестирования показали, что у занимающихся женщин и мужчин старше 55 лет произошли следующие позитивные изменения:

- выросла индивидуальная приспособляемость к физическим нагрузкам у 80%;

- улучшение в проявлении физических способностей в двигательной деятельности, устранение в развитии слабых звеньев у 90%;

- у 40% женщин отмечено снижение массы тела, а у 20% мужчин увеличение массы тела за счет мышечной массы;

- у 60% занимающихся женщин и 40 % мужчин произошло улучшение параметров телосложения;

- уровень физической подготовленности и функционального состояния улучшился у 70% занимающихся женщин и 60 % мужчин;

- 90% занимающихся женщин и 70 % мужчин уверенно отмечают, что благодаря занятиям они осознали необходимость в ведении здорового образа жизни; в потребности в регулярной силовой тренировке.

Таким образом, занятия силовыми и аэробными упражнениями способствовали:

Ø выведению функций организма на новый уровень по сравнению с исходным;

Ø оптимизации функциональной, физической подготовленности;

Ø оптимизации состояния здоровья;

Ø коррекции телосложения, подтянутости мускулатуры;

Ø формированию знаний и навыков здорового образа жизни (рациональное питание; режим и методика отдыха, средства активного отдыха; построение оздоровительной физической нагрузки: содержание, объем, интенсивность; индивидуализация физической нагрузки).

                                              Выводы:

 

Целью исследования было выявление влияния разра­ботанной нами системы оздоровительных тренировок, направленных на улучшение здоровья, самочувствия, работоспособности, физическо­го и функционального состояния ветеранов старшее 55 лет, занимающихся физической культурой в оздоровительных центрах.

Результаты исследования показали, что сис­тема оздоровительных тренировок благоприятно влияет на состояние здоровья и самочувствия женщин 30 - 40 лет.

У 90 % занимающихся уменьшилось количество жалоб на состояние здоровья, на головную боль, отмечено снижение утомляемости, избы­точного веса, количества сезонных заболеваний, появилось чувство удовлетворенности в процессе двигательной активности.

1. Показатели физической и функциональной подготовки активной ветеранов старше 55 лет, имеющих опыт занятий физической культурой и спортом, и ветеранов, не имеющих такого опыта, существуют значимые отличия.

2. Среди ветеранов старше 55 лет, имеющих опыт занятий физической культурой и спортом, уровень профессионального самовыражения и творческого долголетия значимо выше, чем у коллег, не занимающихся физической культурой и спортом.

3. Занятия физическими упражнениями прикладного характера и видами спорта влияют на наличие значимых отличий в физической, функциональной подготовленности, профессиональном и творческом долголетии у ветеранов старше 55 лет, имеющих опыт занятий физической культурой и спортом.

4. У испытуе­мых достоверно снизился вес, уменьшилась жировая складка. Показатели функционального состояния испытуемых также достоверно измени­лись в сторону улучшения: увеличилась экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, уменьшилась ЧСС и частота дыха­ния. Физическая подготовленность испытуемых достовер­но улучшилась.

5. Полученные результаты обследования свидетельствуют о приближении физических данных ветеранов старше 55 лет к оптимальным кондициям кото­рые повышают способность организма поддерживать хорошую работоспособность в течение всего рабочего дня.

 

Список литературы

1. Амиров, А. В. Образ жизни и здоровье / А. В. Амиров, В. В. Иванов, П. В. Васильев. – Пенза: 2005. - 314 с.

2. Амосов, Н. М. Преодоление старости / Н.М. Амосов. – М.: Изд-во «Будь здоров!», 2014. – 162 с.

3. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, А. А. Попова. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2010.- 308 с.

4. Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2008.- 411 с.

5. Волков, П.Б. Направленность избирательного действия упражнений с гирями на усиление кровообращения в области верхних и нижних конечностей у мужчин поздней взрослости / П.Б. Волков // Современные проблемы экспериментальной и клинической медицины. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012, № 2, с. 108-109.

6. Волков, П.Б. Профессионально-прикладная физическая подготовка как слагаемое творческого долголетия активной части профессорско-преподавательского состава вуза / П. Б. Волков // Проблемы гуманитарного образования. NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 32; URL: http://novainfo.ru/archive/32/podvizhnye-igry

7. Волков, П.Б. Установление взаимосвязи между техникой выполнения упражнений с гирями атлетами старше 50 лет и факторами рассогласованности «межмышечной координации» / П.Б. Волков // Актуальные проблемы теории и методики гиревого спорта: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2015, с. 45 – 52.

8. Горбуличева, И.В. Особенности восприятия человеком старческого возраста семьи как группы членства и референтной группы // Психология зрелости и старения, 2007, № 4, с.5.

9. Дементьева, Н.Ф., Поднебесная Е.Б. Общение как одна из форм деятельности в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения, №4, 2002, С. 63-67.

10. Дмитриченко, Е.С. Психотерапевтическая работа с пожилыми клиентами стационарного учреждения в сенсорной комнате // Психология зрелости и старения, 2007, № 4, с.107.

11. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни: учеб. для вузов / В. И. Дубровский. - М.: Retorika-A, 2011. – 559 с.

12. Ермак, Н.А. Индивидуально-психологическое развитие человека в пожилом возрасте / Н.А. Ермак // Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры: междунар. сб. науч.− практич. работ. − Вып. 5.−Ростов н/Д: «NВ», 2006. − С. 233−240.

13. Ермак, Н.А. Педагогическая поддержка качества жизни пожилых людей / Н.А. Ермак. – Ростов н /Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. − 231с

14. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов/ М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. – 455с.

15. Ермолаева, М.В. Значение жизненного опыта в старости // Психология зрелости и старения, 2007, № 2, с. 58.

16. Ермолаева, М.В. Проблема личностного самоопределения в старости / М.В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 2009. - № 4.

17. Краснова О.В., Козлова Т.З. Старшее поколение: гендерный аспект // Психология зрелости и старения, 2007, № 2, с. 121.

18. Массон, Г.В. Понимание реального мира современным пожилым человеком // Психология зрелости и старения, 2007, № 2, с. 100.

19. Москвитина О.А. Место практической психологии в обучении социальных работников, обслуживающих на дому лиц пожилого и старческого возраста // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования в России «Психология и современное российское образование». – М. 2008. с. 233 -235

20. Назарова Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - М.:Академия, 2008. - 256 с.

21. Петрова, Т.А. Изменение готовности к собственному старению у молодежи в процессе межпоколенного взаимодействия // Психология зрелости и старения, 2007, № 4, с. 67.

22. Поднебесная, Е.Б. Пожилой человек и семья. Аспект общения. // Материалы II Российского Конгресса «Мир семьи» - М., 2001, С. 47-49.

23. Радина, Н.К., Новикова Н.Н. Влияние характеристик социальных сетей на эмоциональное благополучие у пожилых женщин // Психология зрелости и старения, 2007, № 3, с. 28.

24. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2010. - 606 с.

25. Сагайдачная, А.П. Исследование границ возможностей психики спортсмена - ветерана гиревика в условиях экстремальных, запредельных нагрузок // Сборник материалов 2-й международной конференции студентов и аспирантов. – АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» - СПб.: «АЙСИНГ», 2011, с 281-284.

26. Тель, Л. З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении: в 3-х томах / Л. З. Телль. – М.: Астрель, 2011, - 324 с.

27. Фролов, Ю.И., Поднебесная Е.Б. Социальная ситуация развития как категория для описания развивающегося пожилого человека в семье и вне семьи. // Материалы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х частях. – Часть 3 / Под общей редакцией В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 454-456.

28. Хвостова, С.А. Состояние психофизиологических функций при реабилитации пожилых людей, больных остеопорозом // Психология зрелости и старения, 2007, № 4, с. 77.

29. Холодов, Ж. К. Теория и методы физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: издательский центр Академия 2012. – 480 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: