II.10. Импровизация, орнаментика, вариации

Голдобин, Д. Ренессансная орнаментика и барочный тематизм // CM. 1999. С.92-98.

Диденко, Н. Формирование инструментальной фактуры и техника диминуций в органной музыке XVI – XVII столетий // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII –       XVII вв.). М., 1983.

Красуцкая, Е. Импровизация и профессионализм в 16-м веке // Московский музыковед. Вып. 2. М., 1991.

Cапонов, М. А. Искусство импровизации (импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения)/ М.А.Сапонов. М., 1982.

Brown, H. M. Accidentals and Ornamentation in Sixteenth-century Intabulations of Josquin's Motets // Josquin des Prez. New-York, 1971, p.475-522.

Brown, H. M. Embellishments in Early Sixteenth-century Italian Intabulations // PRMA.– C. (1973-74), p.49-84.

Brown, H M. Embellishing Sixteenth-Century Music. Oxford University Press, 1976. Trad. fr. «L'ornementation dans la musique du XVIe siècle». Presses Universitaires de Lyon, 1991.]

Canguilhem, Ph. (éditeur). Giovanni Bassano-Girolamo dalla Casa-Francesco Rognoni-Aurelio Virgiliano. «Vestiva i colli», madrigal orné de Giovanni Pierluigi da Palestrina.// Les Cahiers du Tourdion – 9899. Strasbourg, s.d.

Court, S. Structure, Imitation and Paraphrase in the Ornamentation of Giovanni Antonio Terzi’s Lute Intabulations // Liber amicorum John Steele. Pendragon Press, s.d., p.171-196.

Dickey, B. Prefazione // [I.2] Rognoni 1592 – Facs. Bologna, Forni, 1992.

Donington, R. Ornaments // NGD (1980),Vol. 13, p.827-867.

Erig, R., & Gutmann, V. Italian Diminutions: the pieces with more than one diminution from 1553 to 1638(with a preface by W. Apel). Zurich, Amadeus, 1979.

Ferand, E. Die Improvisation in der Music. Zürich, 1938

Ferand, E. (Einfürung von) Die Improvisation in Beispielen aus neun Jahrhunderten abendländischer Musik, Köln, 1956 (coll. «Das Musikwerk», Bd.12).

Ferand, E. A History of Music Seen in the Light of Ornamentation // International Musicological Society – Report of the Eighth Congress. New-York, 1961. Vol.I, p.463-469.

Ferand, E. Didactic embellishment litterature in the late Renaissance: a survey of sources // Aspects of medieval and Renaissance Music (A Birthday Offering to Gustave Reese), London, Oxford Univ. Press, 1967, p.154-172.

Horsley, I. Improvised Embellishment in the Performance of Renaissance Polyphonic Music // JAMS – IV, 1951, N°1, p. 3-19.

Horsley, I. The 16th-Century Variation: A New Historical Survey // JAMS – XII, 1959, p. 119-132.

Horsley, I. The 16th century variation and baroque counterpoint // MD – XIV, 1960, p. 159-165.

Horsley, I.; Collins, M.; Badura-Scoda, E.; Libby, D. Improvisation // NGD (1980), Vol. 9, p.31-56.

Houle, G. "Doulce memoire": A Study in Performance Practices. Indiana Univ. Press, 1990 (Publications of the Early Music Institute Bloomington and Indianopolis).

Kreitner, K., Jambou, L. & C°. Ornaments // NGD (2001), Vol. 18, p.708-746.

Meyer, Ch. La condition de la musique instrumentale: essai sur la développement de l’art soliste à l’époque de l’humanisme et de la Renaissance (vers 1450-1538) // Instruments et musique instrumentale, Paris, C.N.R.S., 1986, p.11-36.

McDermott, Ch. M. The "Canzoni d'intavolatura" of Claudio Merulo: a Guide to the Art of Improvised Ornamentation. Ph.D. thesis. University of California, Berkeley, 1979.

Neumann, F. Ornamentation in Baroque and Post-Baroque Music. Princeton Univ. Press, 1978/1983.

Thibault, G. (et autres) Du rôle de l’ornementation, improvisée ou écrite, dans l’évolution de la musique // International Musicological Society – Report of the Eighth Congress, New-York, 1961. Vol.I, p.425-463.

Ward, J. Parody Technique in 16th-Century Instrumental Music // The Commonwealth of Music: in honor of Curt Sachs, New York, 1965, p.208-227.

Wegman, R.C., Horsley, I. & C°. Improvisation: § II (Western art music) // NGD (2001), Vol. 12,   p.98-128.

Wolff, H. Ch. (издатель). Original Vocal Improvisation from 16th to 18th Centuries(anthology). Cologne, 1972. (Coll. «Anthology of Music»).

II.11. Интабуляция

Голдобин, Д. ‘Nasce la pena mia’. ‘Хит’-мадригал в инструментальных обработках // Оркестр (Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой). М., 2002. С.93-120.

Belotti, M. Die Kunst der Intavolierung über die Motettenkolorierungen Heinrich Scheidemanns // Basler Jahrbuch für Historische Musikpraxis,Vol. 21 (1997), p.91-101.

Boetticher, W. Les oeuvres de Roland de Lassus mises en tablature de luth // LSM (1958), p.143-154.

Brown, H. M. Accidentals and Ornamentation in Sixteenth-century Intabulations of Josquin's Motets // Josquin des Prez. New-York, 1971, p.475-522.

Brown, H. M. Intabulation // NGD (1980), Vol. 9, p.255-256; NGD (2001), Vol. 12, p.473-474.

Brown, H. M. La musica ficta dans les mises en tablature d’Albert de Rippe et Adrian Le Roy // LSM (1984), p.163-182.

Brown, H. M. The Importance of Sixteenth-Century Intabulations // PILS (1988), p.1-29.

Bullman, Ch. La musique profane de Roland de Lassus mise en tablature de luth // Yearbook of the Alamire Foundation – I (1995), p.181-199.

Bullman, Ch. Susanne un jour: 40 ans de mise en tablature // Actes du 4me Congrès de l'Association des Cercles Francophones d'Histoire et d'Archéologie de Belgique. Liège, 1995, p.225-236.

Canguilhem, Ph. Luthistes et organistes en Italie à la fin du XVIe siècle: les Canzoni da sonar de Merulo et Guami arrangées par Terzi et Molinaro // LLO (1999), p.155-168.

Clericetti, G. Martin menoit son porceau au marché: Due intavolature di Andrea Gabrieli // ‘Musicus perfectus’: Studi in onore di Lu. F. Tagliavini ‘prattico & specolativo’ nella ricorrenza del LXV compleanno.Bologna, 1995, p.147-183.

Court, S. Giovanni Antonio Terzi and the lute intabulations of late Sixteenth-century Italy. Ph.D. thesis. University of Otago (New Zealand), 1988.

Eubank, L. E. Spanish Intabulations in the Sixteenth Century. Ph.D. thesis. Indiana Univ., 1974.

Goy, F.-P. L’air de cour et le répertoire soliste des instruments à cordes pincées au temps d’Henri IV et de Louis XIII // PMS (2006), p.263-290.

Griffiths, J. The confluence of 2 traditions: vocal and instrumental elements in 16th-century solo instrumental music // CVI (1995), p. 639-656.

His, I. Le passage des voix au luth dans le Novum pratum musicum d’Adriaenssen (Anvers, Phalèse & Bellère, 1592) // CVI (1995), p.255-272.

Honegger, M. Les messes de Josquin des Près dans la tablature de Diego Pisador (Salamanque 1552): Contribution à l’étude des altérations au XVIe siècle. Doctorat d’Etat. Paris, 1970.

Johnson, C. T. Keyboard Intabulations Preserved in Sixteenth- and Seventeenth-Century German Organ tablatures: A Catalogue and Commentary.Ph.D. thesis. Oxford Univ., 1984. – Garland publishing, 1986.

Lafargue, V. Transposer ou ne pas transposer. Quelques exceptions à la ‘règle’ dans les recueils de Canzonette avec tablature de luth et de clavecin publiés par S. Verovio // CVI (1995), p.443-462.

Letessier, A. La transcription pour clavier des neuf Motets de Roland de Lassus publiés par Elias Nicolaus Ammerbach en 1575 dans sa nouvelle tablature: «Ein Neu Kunstlich Tabulaturbuch...». Maîtrise. Univ. de Tour, 1996-97.

Ness, A. J. The Siena Lute Book and its Arrangements of Vocal and Instrumental part-Music // PILS (1988), p.30-49.

Slim, H. Lasso's La cortesia voi, donne, predicate; a villannella printed, penned, plucked, and depicted // CVI (1995), p. 243-254.

Thibault, G. Instrumental transcriptions of Josquin’s French Chansons // Josquin des Près, New York, 1971, p.455-474.

Vaccaro, J.-M. Roland de Lassus, Les Luthistes français et la chanson // Révue Belge de Musicologie, 39-40 (1985-1986),p.158-174.

Viragh, L. Les mises en tablature de V. Bakfark // CVI (1995), p. 689-696.

Ward, J. The Use of Borrowed Material in 16th Century Instrumental Music // JAMS – V, 1952,   p.88-98.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие..........................................................................................................................3

Введение

Понятие интабуляции. Искусство интабуляции в контексте исследования

музыки эпохи Возрождения........................................................................................6
Отношения вокального и инструментального начал....................................................7
Работа по модели..............................................................................................................9
Письменная и устная традиции; композиция и импровизация..................................12
Литература и проблематика изучения интабуляций…………………………...………16
Литература XVI–XVII вв...............................................................................................16
Современная литература...............................................................................................18

 

Глава 1. Техника интабулирования...............................................................................28
Первый этап: нахождение соответствий между нотами мензуральной нотации

       и клавишами (струнами, ладами) инструмента.......................................................33
    [ Musica ficta ]…………………………………………………………...………………43
Второй этап: транскрипция нотных длительностей.......................................................45
Третий этап: транскрипция многоголосия; порядок голосов........................................48
Некоторые трудности……………………………………………………………….…...52
(1) унисоны между голосами......................................................................................52
(2) «густое» голосоведение и количество голосов, большее четырех....................52
Модификации многоголосия при интабулировании (помимо орнаментации)…..…..54
1. «Утолщение» фактуры...............................................................................................54
2. Удаление одного или нескольких голосов...............................................................55
3. Переработка всего многоголосия.............................................................................60
Интабуляции для гитары, цистры, мандоры....................................................................69
Ансамблевые интабуляции................................................................................................75
Интабуляции для голоса и инструмента..........................................................................79
Некоторые выводы.............................................................................................................84

 

Глава 2. Орнаментация......................................................................................................86
Орнаментация отдельных нот («украшения»)................................................................87
Диминуции.........................................................................................................................92
    Эволюция стилей диминуирования............................................................................102
Способы орнаментирования лютневых и клавирных интабуляций………..……….110
1. Орнаментация по голосам.......................................................................................110
2. Диагональное диминуирование..............................................................................116
   2а. Арпеджирование.................................................................................................120
3. Дополнительный голос...........................................................................................122
4. Сочинение нового многоголосия на основе гармонии оригинала.....................126
Функции орнаментации. Орнаментация и музыкальная форма..................................134
Подчеркивание отдельных моментов синтаксиса и формы....................................140
Расцвечивание и варьирование. Детализация формы..............................................142
Passeggiato...................................................................................................................148
«Глосированная» форма, или интабуляция с «тропами»........................................149
Некоторые выводы...........................................................................................................152

 

Глава 3. История интабуляции.....................................................................................154
1350 – 1500: «предыстория» и ранняя история интабуляции......................................155
    Интабуляции мотетов в Робертсбриджском кодексе...............................................156
    Рукопись из Фаэнцы....................................................................................................159
    Немецкие интабуляции XV в. «Буксхаймская органная книга».............................161
1500–1536: Рождение «коммерческой» интабуляции. Ведущая роль лютни…...….167
    Коммерческая интабуляция........................................................................................167
     Господство лютни........................................................................................................168
     Стиль и техника обработок: лютневые интабуляции..............................................170
     Техника и стиль: органные интабуляции..................................................................173
1536–1584: «Классический период» интабуляции.......................................................178
Интабуляция и эволюция стиля вокальной полифонии……………………..…….180
1-я половина XVI в........................................................................................................180
2-я половина XVI в. Гуманизм в музыке. Мадригал...........................................184
Смены музыкальной моды и репертуар инструментальных табулатур............185
Светская и духовная музыка как репертуар моделей для интабулирования....186
Некоторые стили и течения……………………………………………………......189
    Итальянские лютнисты. Франческо Канова да Милано.....................................189
    Французские лютнисты. Альберто да Рипа.........................................................193
    Испанские виуэлисты и органисты. А. и Э. Кабесоны.......................................195
    Немецкие «колористы»..........................................................................................200
1580–1600: начало «упадка»

Эволюция моделей и репертуар интабуляций..........................................................202
[Источники] ………………………………....……………………………………..205
XVII век: закат или переход к новым формам?.............................................................212
Северная Италия..........................................................................................................214
Неаполь (клавирная и арфовая музыка)....................................................................217
Испания и Португалия (орган, арфа).........................................................................218
 Франция.......................................................................................................................218
Англия и Нидерланды.................................................................................................220
Германия, Швейцария, славянские и скандинавские страны, Венгрия.................221

 



































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: