Приложение IV. Клавишные и щипковые инструменты XIV-XVII ВВ

(краткие сведения).......................................................................................................570

 

Названия (incipit) цитируемых вокальных произведений..........................................578
Глоссарий............................................................................................................................584
Предметный указатель…………………………………………………………………...590
Именной указатель……………………………………………………………………….595
Список таблиц, нотных примеров, иллюстраций и факсимиле…………………….607
Факсимиле...………………………………………………………………………………610

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …. ………………………………………………………………623


 


[1] Мы переводим слово intavolatura как «табулатура», если имеем дело с цифровой нотацией, и оставляем его в оригинальной форме, когда речь идет об итальянской двустрочной клавирной системе.

[2] По общей нумерации клавирных сочинений А. Габриели, выпущенных стараниями его племянника Джованни. Данная книга является не пятой книгой канцон, но пятым томом собрания в целом (включая «Интонации» и ричеркары). [NB: четвертый том утерян.]

[3] В подавляющем большинстве партитур текст выписан один раз, посередине системы или под басом, а не для каждого голоса в отдельности. Подробнее о рукописных партитурах см. в [II.6] Lowinsky 1960, [II.5] Барсова 1997.

 

[4] Основная часть собрания (в т.ч. многочисленные сочинения Кабесона) предназначена прежде всего, несомненно, для клавишных или арфы. Но и использование виуэлы (щипковой виолы), упомянутой в заглавии сборника, не исключено, хотя тип нотации — не «щипковый». Венегас перепечатывает в своей «клавирной» нотации несколько виуэльных сочинений из сборников Нарваэса (15381) и Мударры (154614).

[5] По поводу виуэлы: см. предыдущее примечание.

[6] Слово Instrument в Германии XVI-XVII вв. означало в принципе любой клавишно-струнный инструмент (клавесин, спинет, клавикорд...).

[7] См. также интабуляции его сочинений в ркп. Vilnius 284.

[8] Порядковый номер книги означает, несомненно, ее место в ряду всех лютневых сборников (разных авторов), выпущенных Петруччи.

[9] Издание не фигурирует в каталоге Брауна (II.3 Brown 1965/2000).

[10] По имени Женевьевы Тибо, в собственности которой ркп. находилась до 1975 г.

[11] Многочисленные несоответствия между порядковым номером лютневых и гитарных книг да Рипы, Ле Руа и Морле и хронологией изданий объясняются тем, что зачастую все экземпляры первых изданий утеряны. Так, три первые книги да Рипы в публикации Ле Руа и Баллара известны только из переизданий 1562 г. и описаны под этим годом.

[12] Они перепечатаны в «A briefe and plaine Instruction» (15742) как сольные лютневые пьесы.

[13] Содержание рукописей с некоторыми примерами (в нотной транскрипции) приводится в работе [II.8] Brenet 1901-02. Интабуляции проанализированы в [II.8] Vaccaro 1981, p. 223-226.

[14] Т.е. третья из опубликованных Фалезом книг шансон в лютневой интабуляции.

[15] Ввиду малочисленности источников мы их не разделяем по странам.

[16] Т.е. третья из изданных М. Фезанда гитарных книг (разных авторов). Первая и вторая книги дошли до нас в позднейших переизданиях и описаны далее.

[17] В общей серии из пяти гитарных книг, изданных Ле Руа и Балларом.

[18] См. тж. список литературы (раздел I.7).

[19] В тетради баса соло.

[20] В большинстве случаев мы приводим разные инструментальные обработки одна над другой, параллельным тектом. Этот метод оказался неудобен для «Susanne un jour» ввиду многочисленности отобранных версий и особенностей музыкальной формы некоторых из них.

[21] P. Phalèse (éd.), Tiers livre des chansons a quatre cinq et six parties, Louvain, 1560 (RISM 1560b).

[22] См.: [II.6] Levy 1953, p.375; [II.6] Dobbins 1985-6.

[23] В нашем Приложении в качестве «тактов» пронумерованы семибревисы (для удобства сравнения с инструментальными версиями).

[24] См.: Levy, op.cit., p.379.

[25] Если ориентироваться на самые распространенные типы соответствия между лютневым строем и обычным сольфеджио (лютня in G или in A).

[26] Строй архилютни у Мелии, конечно, относителен (как и вообще любой лютневый строй). Наш выбор высотной позиции продиктован удобством сравнения, но с таким же основанием он может читаться тоном ниже. Мадригал тогда оказывается транспонированным не на квинту, а на большую сексту вниз.

[27] Существуют инструментальные обработки и диминуции В. Галилеи (15682), Г. Фалламеро (15843), Далла Казы (15841), Бассано (15912), Терци (15937).

[28] Подробнее о северонемецкой органной традиции см.: [II.7] Насонова 1999.

[29] Не исключено, что чисто светская музыка могла исполняться, в силу тех или иных обстоятельств, и на церковных органах. Встречаемые временами в документах эпохи увещевания органистов не играть танцы на службе как раз и указывают, что иные органисты прибегали к такого рода репертуару.

[30] В нем. источниках XVI – нач. XVII вв. слово Instrument означает клавишно-струнный инструмент вообще (в т.ч. клавикорд).

[31] Терминология эта имеет органное происхождение. В органостроении регистры, звучание которых соответствует номинальной высоте исполняемой ноты, называются восьмифутовыми (обозначение 8’), ибо их самая длинная труба (С большой октавы) имеет длину порядка 8 футов (ок. 2,7 м). Трубы регистров, дающих верхнюю октаву, в два раза короче (4’), нижнюю октаву — в два раза длиннее (16’) и т.д. По отношению к клавесинам эта терминология не является исторической, но используется ради удобства.

[32] См. Приложение I.

[33] В Средние века гитарой (guitarra, guiterne, gittern, quintern) называли иной инструмент – небольших размеров, с миндалевидным корпусом, выдолбленным из цельного куска дерева. Исторически от этого инструмента (в современной литературе, как правило, называемого гитерной) происходят скорее мандолины, чем наши современные гитары. Прямым его потомком была, в частности, мандора XVI-XVII вв. – маленький лютнеобразный инструмент с 4-5 струнами, обычно одинарными, на котором играли плектром. «Итальянская гитара» XVI-XVII вв., о которой пишет, в частности, Черрето ([I.2] Cerreto 1601, p.320-2, см. тж. Пример 1.10), была инструментом того же типа.

[34] Итальянские авторы начала XVI в., когда используют слово «виола» без прилагательного, обычно имеют в виду именно щипковую разновидность (см. [I.1] Castiglione, «Il secondo libro», XIII). Если же речь идет о смычковой виоле, они уточняют: viola da arco или d’arco (Ibidem; [I.6] Ganassi 1543).

[35] Как правило, диатонические инструменты используют «французский» строй (e1-d1-g-a), а хроматические — «итальянский» (e1-d1-g-h).

[36] Струны основного ряда теорбы могут быть двойными (как у лютни) или простыми; струны басового ряда — как правило, простые.

[37] Цифры нижнего ряда при датах изданий XVI века отсылают к номерам по каталогу Х.М. Брауна «Instrumental music printed before 1600» ([II.3] Brown 1965/2000).









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: