double arrow

СИНТЕТИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЛОВА.


Слово как единица языка представляет собой систему взаи­мосвязанных форм. Формы слова могут быть простыми (или синте­тическими < греч. synthetikos 'соединение') и сложными (или ана­литическими < греч. analytikos 'расчлененный'). Синтетические формы образуются путем слияния основы и формообразующего аффикса (ср. нес-ти, нес-ущ-ий), аналитические - путем сочета­ния служебного и знаменательного слова (ср. более сильный, самый сильный), причем функционируют эти формы как одно слово. Не­смотря на то, что аналитические формы состоят из двух слов, они образуют единую словоформу, обладающую общим грамматиче­ским значением (например, словоформа буду писать - значением будущего времени, быть сделанным - значением страдательного залога и т.д.). В предложении аналитические формы выступают как единый член предложения (ср. сказуемое: я буду петь). Поэтому и синтаксически, и функционально аналитические формы равнозначны слову, хотя, в отличие от него, они организованы как слово­сочетание, т.е. допускают перестановку компонентов (ср. он будет работать и он работать будет), включение новых слов (ср. он будет долго работать) или, наоборот, усечение (ср. он будет слушать и записывать). Аналитические формы могут сосущество­вать с синтетическими формами в рамках одного и того же слова (ср. никто и ни у кого). С развитием языка на базе аналитических форм могут образовываться синтетические (например, в русском языке формы прошедшего времени образовались путем утраты служебного элемента аналитической формы: ходил < ксли, х^Аплт*), так же как и синтетические формы могут замешаться анали­тическими (ср. имперфект глаголов совершенного вида в древне­русском языке, который в современном русском языке передается конструкцией бывало + глагол будущего времени: бывало подой­дет и скажет...).




Словоформы, различающиеся внешней формой, но имеющие одно и то же грамматическое значение, являются вариантами (ср. вариантные словоформы с окончаниями -ой/-ок> существительных ж.р. ед.ч. тв.п. водой - водою: имея одно и то же грамматическое значение, они различаются лишь стилистически). Словоформы, различающиеся своим грамматическим значением, но совпадаю­щие в своем формальном выражении, называтся омоформами (ср. печь глагол и печь существительное или супруга - форма им.п. ед.ч. ж.р. »супруга род.п. ед.ч. м.р.).

Совокупность всех словоформ слова образует его парадигму. Парадигма (< греч.paradeigma 'образец') - это система (или ряд) форм словоизменения одного и того же слова (или класса слов), например, стол-0, стол-а, стол-у и т.д. - парадигма существи­тельного стол; нес-у, нес-ешь, нес-ет - парадигма глагола нести. Термин парадигма используется применительно к системе всех словоформ как определенного слова, так и словоизменительного типа, характеризующего целый грамматический класс или разряд слов (ср. глагольные парадигмы). Понятие парадигма впервые было введено в античных грамматиках, где оно использовалось при рас­пределении слов по типам склонения или спряжения в качестве образца словоизменения. В современном языкознании это понятие широко применяется в фонологии, лексике, словообразовании, синтаксисе, где оно имеет соответственно разный объем и струк­туру. В морфологии структура парадигмы определяется характером грамматических категорий и их связями внутри части речи (в рус ском языке, например, существительное имеет падежно-числовую парадигму, в которую входят две числовые парадигмы; в парадигме прилагательных отражаются системные связи родо-падежно-чи-словой парадигмы полных прилагательных с родо-числовой пара­дигмой кратких). Объем парадигмы конкретного слова определя­ется его принадлежностью к той или иной части речи (ср. разные парадигмы имени и глагола), а также - к определенному лексико-грамматическому разряду внутри этой части речи (ср., например, разные парадигмы качественных и притяжательных прилагатель­ных). Парадигма слов одной части речи характеризуется одина­ковым набором окончаний (таким образом устанавливается тип склонения или спряжения в любом языке), общей структурой основ (таким способом выделяются формальные классы глаголов), а иногда и общими акцентными явлениями. Основным критерием объединения словоформ в одну парадигму является тождество их лексического значения (ср. дом-0, дом-а, дом-у и т.д., все эти фор­мы различаются лишь грамматическим значением падежа), а также формальное тождество основы, хотя иногда в одну парадигму мо­гут входить формы одного и того же слова, образованные от раз­ных корней (ср. я, меня, человек, люди и т.д.). Формы с разными лексическими значениями являются разными словами (лексемами) и относятся к словообразованию (ср. писать - подписать - спи­сать).











Сейчас читают про: