Схема анализа учебного занятия

Таблица 8 - Схема анализа учебного занятия

Этапы анализа Количество баллов
Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные цели урока? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? 2б. Цель: освоить выполнение технологических операций с использованием ручных инструментов – достигнута. Сопутствующие задачи (образовательная, воспитательная, развивающая) присутствуют.
Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. (Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, урок рефлексии, урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), урок развивающего контроля) 2 б. Комбинированный. Урок получения нового знания, урок закрепления нового знания. Структура урока: Мотивационный этап; Этап актуализации знаний; Планирование учебной тактики; Коррекция знаний. Самостоятельная работа. Систематизация знаний. Решение проблем.           Рефлексия
Какие способы мотивации применяет педагог? 2 б. -) словесные – в ходе мотивационного этапа урока преподаватель затрагивает тему изделий из подручных материалов своими руками -) наглядные – когда использует презентацию, показывая итог готового изделия и при объяснении чертежа на доске.
Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? · Ориентированность на стандарты нового поколения. · Развитие УУД (универсальных учебных действий). (указать определенные виды действий и группу, к которой они относятся: регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы. познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др. коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству. личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям)   · Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. 2 б.                                                   Урок соответствует требованиям ФГОС Личностные УУД: Установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность.. Регулятивные УУД: Происходит прогнозирование, промежуточный контроль своей деятельности, при необходимости, ее коррекция, а также оценка своей работы. Познавательные УУД: Присутствует поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов. На уроке применен проектор для наглядности технологического процесса изготовления.
Содержание урока · Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. · Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. · Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). · Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. 2 б. -) Учебный материал соответствует возрасту. -) Содержание урока, его прописанные этапы отвечают требованию программы. -) Взаимосвязь теории и практики происходит путем создания изделия после изучения темы и создания чертежа. -) Данный урок является продолжением изучаемого раздела: «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов».  
Методика проведения урока · Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. · Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) · Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? · Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? · Использование диалога в качестве формы общения. · Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. · Наличие обратной связи между учеником и учителем. · Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. · Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. · Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. · Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? · Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. 2 б. -) Наличие проблемных моментов присутствует на этапе чертежа, т.к необходимо применить базовые знания, пройденные ранее. -)Соотношение практически равное, присутствуют репродуктивные (повторение, ответы на вопросы) и исследовательские (нахождение причины неправильного чертежа/ заготовки, сравнение информации) методы деятельности. -) Деятельность учащихся преобладает, так как у каждого по окончании темы должно появиться изделие. Педагог направляет и помогает при обнаружении ошибки. -) Метод получения новых знаний - опыт, сравнение с итоговой работой, наблюдение. -) Диалог с учениками постоянен на протяжении урока. -) Нестандартных ситуаций для получения знаний – не предусмотрено. -) Обратная связь осуществляется на этапе рефлексии. -) На протяжении урока, со сменой этапа, сменяется и форма работы. -) При изготовлении совка, база дается всем одинаковая, но по желанию, ученик может усложнить сове изделие. -) Средства обучения полностью соответствуют тематике урока. -) Использование наглядного материала в виде презентации и чертежа на доске соответствуют необходимому количеству. -) При изготовлении изделия, у ученика появляются навыки самооценки своей деятельности и соответствующего самоконтроля.   
Психологические моменты в организации урока · Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? · Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? · Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности? · Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? · Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению? 2 б. -)Учитель на этапе изготовления совка подходит индивидуально к работе и возможностям ученика. -) Объяснение чертежа и технологической карты, а затем дальнейшее воспроизведение этого учениками направлено на развитие памяти, внимания, восприятия. -) Виды учебной деятельности чередуются (теоретическая и практическая), сложность изготовления изделия может варьироваться, учитель готов найти компромиссное решение с каждым. -) Специальных пауз нет. -) Объем домашнего задания оптимален, у учеников есть вариативность в его исполнении.   

 

   Помимо наблюдения, на таком же уроке, но в другом подразделении класса, я участвовала в процессе, помогая детям с изготовлением чертежа-развертки совка.


Рис. 11 – чертеж развертки

 

                    Рис. 12 – участие студентки Штылевой Е.А. при проведении урока

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: