(Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)
Цель: определение уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: когнитивный компонент самооценки.
Возраст: 10-11 лет (4 класс).
Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.
Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.
| 1. Самые здоровые 2. Очень здоровые 3. Здоровые 4. Более или менее здоровые. 5. Среднего здоровья 6. Более или менее больные 7. Больные 8. Очень больные 9. Самые больные | . 1. Самые умные 2. Очень умные 3. Умные 4. Более, менее умные 5.Среднего ума 6. Более, менее неумные 7. Неумные 8. Глупые 9. Самые глупые |
| 1. С прекрасным характером 2. С хорошим характером 3. С более или менее хорошим характером 4. С неплохим характером 5. С обычным характером 6. С неважным характером 7. С плохим характером 8. С очень плохим характером 9. С тяжелым характером | 1. Чрезмерно счастливы 2. Очень счастливы 3. Счастливы 4. Более или менее счастливы 5. Не очень счастливы 6. Мало счастливы 7. Несчастливы 8. Очень несчастливы 9. Самые несчастные |
После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:
1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.
2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?
3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?
5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?
Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.
Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.
Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.
1. Выяснение содержания актуальной оценки.
2. Выяснение полюсов шкалы.
3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.
Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 3-6 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).
ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:
Н (низкий уровень) - 1 балл если у ребёнка заниженная самооценка (7-9 ступенька лесенки);
С (средний уровень) - 2 балла неадекватно завышенная или завышенная самооценка (1-2 ступенька лесенки);
В (высокий уровень) - 3 балла адекватная самооценка (3-6 ступенька лесенки).
Методика №6.
Методика исследования учебной мотивации школьников (М.Р.Гинзбург)
Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Возраст: 8-11 лет (2-4 класс).
Форма: опросник.
Инструкция для обучающихся: «Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+".
1. Я учусь в школе, потому что...
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.
Самое интересное на уроке...
а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни.
Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.
Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...
а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице;
е) я узнаю больше нового.
Обработка результатов:
Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица ниже).
| Вариант ответа | Кол-во баллов | |||
| Вопрос № 1 | Вопрос № 2 | Вопрос № 3 | Вопрос № 4 | |
| а) | 0 | 1 | 2 | 5 |
| б) | 5 | 2 | 5 | 2 |
| в) | 3 | 3 | 0 | 3 |
| г) | 2 | 0 | 1 | 0 |
| д) | 4 | 5 | 3 | 1 |
| е) | 1 | 4 | 4 | 4 |
Итоговый уровень мотивации определяется по количеству набранных баллов:
1 уровень - 17-20 баллов - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
2 уровень – 13 - 16 баллов - высокий уровень учебной мотивации;
3 уровень – 9 - 12 баллов - нормальный (средний) уровень мотивации;
4 уровень – 5 - 8 баллов - сниженный уровень учебной мотивации;
5 уровень – 1- 4 - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:
Н (низкий уровень) - 1 балл если мотивация по методике относиться к 4 или 5 уровню (сниженный и низкий уровень мотивации);
С (средний уровень) - 2 балла если мотивация по методике относиться к 3 уровню (нормальный уровень);






