Модификация методики определения самооценки

(Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Цель: определение уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: когнитивный компонент самооценки.

Возраст: 10-11 лет (4 класс).

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

 

1. Самые здоровые 2. Очень здоровые 3. Здоровые 4. Более или менее здоровые. 5. Среднего здоровья 6. Более или менее больные 7. Больные 8. Очень больные 9. Самые больные . 1. Самые умные 2. Очень умные 3. Умные 4. Более, менее умные 5.Среднего ума 6. Более, менее неумные 7. Неумные 8. Глупые 9. Самые глупые

 

 

1. С прекрасным характером 2. С хорошим характером 3. С более или менее хорошим характером 4. С неплохим характером 5. С обычным характером 6. С неважным характером 7. С плохим характером 8. С очень плохим характером 9. С тяжелым характером 1. Чрезмерно счастливы 2. Очень счастливы 3. Счастливы 4. Более или менее счастливы 5. Не очень счастливы 6. Мало счастливы 7. Несчастливы 8. Очень несчастливы 9. Самые несчастные


После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 3-6 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:

 Н (низкий уровень) - 1 балл если у ребёнка заниженная самооценка (7-9 ступенька лесенки);

 С (средний уровень) - 2 балла неадекватно завышенная или завышенная самооценка (1-2 ступенька лесенки);

 В (высокий уровень) - 3 балла адекватная самооценка (3-6 ступенька лесенки).

 


Методика №6.

 Методика исследования учебной мотивации школьников (М.Р.Гинзбург)

Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.  

Оцениваемые УУД:  действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Возраст: 8-11 лет (2-4 класс).

Форма:  опросник.

Инструкция для обучающихся: «Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+".
1. Я учусь в школе, потому что...

а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.







Самое интересное на уроке...

а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни.






Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.






Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице;
е) я узнаю больше нового.  

Обработка результатов:

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица ниже).

Вариант ответа

Кол-во баллов

Вопрос № 1 Вопрос № 2 Вопрос № 3 Вопрос № 4
а) 0 1 2 5
б) 5 2 5 2
в) 3 3 0 3
г) 2 0 1 0
д) 4 5 3 1
е) 1 4 4 4

Итоговый уровень мотивации определяется по количеству набранных баллов:

1 уровень - 17-20 баллов - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
2 уровень – 13 - 16 баллов - высокий уровень учебной мотивации;
3 уровень – 9 - 12 баллов - нормальный (средний) уровень мотивации;
4 уровень – 5 - 8 баллов - сниженный уровень учебной мотивации;
5 уровень – 1- 4 - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень) - 1 балл если мотивация по методике относиться к 4 или 5 уровню (сниженный и низкий уровень мотивации);

С (средний уровень) - 2 балла если мотивация по методике относиться к 3 уровню (нормальный уровень);











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: