Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) и его последствия

Задание к семинарскому заданию

История педагогики и образования

«Развитие образования и изменения взглядов на воспитание в Советской России в 1930 – е – сер. 1950 – х гг.».

Причины введения и содержание постановления «О начальной и средней школе» (1931).

В 1931 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О начальной и средней школе» (опубликовано 5 сентября), в котором осудил методическое прожектерство и дал принципиальные указания о коренном изменении учебно-воспитательной работы школы.

В постановлении отмечались большие достижения советской школы (рост сети школ, изменение социального состава учащихся, принципиально иное содержание всей работы школы по сравнению с дореволюционным временем и др.). В то же время в постановлении указывалось, что школа далеко не отвечает требованиям, какие предъявляет к ней новый этап развернутого социалистического строительства. Коренной недостаток школы состоит в том, говорилось в постановлении, что она не дает достаточного объема систематических общеобразовательных знаний и неудовлетворительно готовит для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук.

ЦК ВКП(б) потребовал осуществить решительную перестройку учебно-воспитательной работы школы и указал, что борьба за овладение основами наук является решающим звеном ее работы. Было подчеркнуто, что политехническое обучение, как составная часть коммунистического воспитания, должно быть построено на основе овладения общеобразовательными знаниями, знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства в тесной связи обучения с производительным трудом.

Это ленинское указание имело важное значение, так как во многих школах занятия учащихся ручным трудом в школьных мастерских носили не политехнический, а ремесленный характер, не знакомили с основами индустриального производства и не были связаны с обучением учащихся основам наук, а попытки установить такую связь зачастую носили искусственный характер.

ЦК ВКП(б) предложил организовать научно-марксистскую разработку учебных программ, с тем чтобы они обеспечивали точно очерченный круг систематизированных знаний, построить политехническое обучение в тесной связи с прочным усвоением основ наук, улучшить методическое руководство школой и поднять роль советского учителя.

Вскоре после этого постановления были утверждены новые учебные планы, построенные на основе предметного преподавания, составлены и во втором полугодии 1931/32 учебного года введены в действие новые программы по основным учебным предметам. В новых учебных планах наибольшее число часов отводилось на русский и родной языки и математику. По русскому языку главное внимание обращалось на развитие устной и письменной речи, усвоение грамматики, на орфографическую грамотность учащихся. По другим учебным предметам (математике, естествознанию и пр.) знания учащихся также стали более систематическими. В учебной работе благодаря новым предметным программам был изжит излишний концентризм, устранена отрывочность сообщаемых учащимся знаний.

Содержание образования

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории в школах СССР. 15.5.1934 г.

Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) постановляют:

«1. Подготовить к июню 1935 года следующие новые учебники по истории:

а) история древнего мира;

б) история средних веков;

в) новая история;

г) история СССР;

д) новая история зависимых и колониальных стран.

3. В целях подготовки квалифицированных специалистов по истории восстановить с 1 сентября 1934 года исторические факультеты в составе Московского и Ленинградского университетов с контингентом осеннего приема на каждый из факультетов по 150 человек, установив срок обучения 5 лет.»

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании географии в начальной и средней школе СССР. 15.5.1934 г.

«В преподавании географии в начальной школе (3 и 4 классы) обеспечить закрепление в памяти учащихся основных географических названий (стран, рек, морей, гор, городов и т.п.) и прочное знание графической карты в пределах, установленных программой, добившись большей наглядности, доступности, популярности и занимательности изложения.

В преподавание географии в средней школе внести следующие изменения:

а) в программе 5 класса ограничиться физической географией и сохранить установленный объем программы, но упростить содержание, приспособив его к возрасту учащихся 5 класса;

б) в программе 6 класса сосредоточиться на физико-географическом обзоре частей света (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия), с добавлением основных сведений о важнейших государствах по каждой части света (политический строй, народное хозяйство и т.д.), сократив и упростив учебный материал применительно к возрасту учащихся этого класса;

в) в программе 7 класса оставить общий физико-географический обзор СССР, значительно увеличив его объем, а также обзор СССР по республикам, краям и областям с тем, чтобы решительно упростить и разгрузить учебный материал программы от экономических и статистических подробностей и одновременно расширить в этих обзорах географическую характеристику каждой из республик, краев и областей (описание рек, озер, морей, климата, флоры и фауны, характеристики населения крупнейших городов, железнодорожных и шоссейных дорог и т.д.);

г) по программе 8 класса экономическую географию СССР преподавать таким образом, чтобы, предпослав в начале обзор размещения производительных сил СССР и состояния народного хозяйства, дать затем подробную экономико-географическую характеристику каждого района;

д) в программу 9 класса ввести экономическую географию капиталистических стран.»

Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) и его последствия.

В данном постановлении достаточно полно описаны проблемы педологии и педологов и в конце описаны меры для борьбы с педологией.

«ЦК ВКП (б) постановляет:

1. Восстановить полностью в правах педагогику и педагогов.

2. Ликвидировать звено педологов в школах и изъять педологические учебники.

3. Предложить Наркомпросу РСФСР и наркомпросам других союзных республик пересмотреть школы для трудновоспитуемых детей, переведя основную массу детей в нормальные школы.

4. Признать неправильными постановления Наркомпроса РСФСР об организации педологической работы и постановление СНК РСФСР от 7 марта 1931 г. «Об организации педологической работы в республике».

5. Упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах.

6. Раскритиковать в печати все вышедшие до сих пор теоретические книги теперешних педологов.

7. Желающих педологов-практиков перевести в педагоги.

8. Обязать наркома просвещения РСФСР через месяц представить в ЦК ВКП(б) отчет о ходе выполнения настоящего постановления.»

Последствия:

- постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» фактически уничтожило данное направление в педагогике;

- в 1930-е гг. были ликвидированы те направления исследований, которые являлись связующими звеньями психологии с практикой;

- судьбы многих психологов, работающих в педологии и психотехнике и бесследно исчезнувших в годы репрессий середины 1930-х гг., становятся известными только сегодня. Многие ученые были уничтожены;

- в предвоенный период (1935-1941) и более чем два послевоенных десятилетия советская психология всячески избегает всего того, что связано с индивидуально-психологическими различиями и их измерением.

Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) была запрещена педология, а в месте с ней и использование различных тестов в исследовании детей. Деятельность педологов была объявлена вредной и основанной на лженаучных. Педология была объявлена буржуазной и "псевдонаукой" и прекратила свое существование. В 1937 г. Учёные-педологи были арестованы. Это затормозило развитие педагогической психологии в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: