Особенности построения учебных программ в 1940-е – начале 50-х гг

Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия и требовали поиска новых форм и организации учебной и воспитательной работы. Так, произошли изменения в структуре и продолжительности учебного года, в связи с чем потребовались корректировка учебных планов и программ, сокращение каникул, введение новых организационных форм обучения и т.д.

Значительное большинство юношей, окончивших среднюю школу, призывалось в действующую армию, поэтому возникла необходимость не только их более серьезной физической подготовки, но и обучения элементам военного дела. В середине 1942 – 1943 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело», программа которого включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно – санитарного дела. Введение военного дела стало одним из аргументов при организации раздельного обучения мальчиков и девочек.

В 1943 г. стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. С 1944 г. стали создаваться вечерние школы сельской молодежи.

В том же 1944 г. была возобновлена деятельность заочных школ с 5 по 10 класс, в которых обучались все, не имевшие законченного образования. В них широко использовались групповые и индивидуальные консультации, устные зачеты, письменные работы, экзамены по полугодиям и т.д.

Особое внимание уделялось воспитательной работе, на первый план выдвигалось идейно – политическое и патриотическое воспитание учащихся (кружки комсомольской политсети, митинги школьников по поводу различных политических событий, устные газеты, агитбригады, лекторские группы и ученические лектории, подготовка витрин и стендов, выпуск стенных газет и боевых листков и т.д.).

Содержанию преподавания таких предметов, как физика, химия, биология был придан более практический характер, устанавливалась более тесная связь этих дисциплин с жизнью, в них водились военно-оборонные темы. При некоторых школах и детских домах открывались учебно-производственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях. Исключительно важное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов.

В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились:

1. Обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат зрелости – оканчивающими среднюю школу.

2. Награждение золотой и серебряной медалью учеников-отличников, оканчивающих среднюю школу.

Это постановление повышало ответственность учителей и учащихся за качество знаний.

Дальнейшее укрепление и развитие советской школы требовало создания научного центра, который разрабатывал бы основные теоретические проблемы педагогики. Для этой цели в октябре 1943 года была организована в Москве Академия педагогических наук РСФСР, перед которой поставлена задача изучения проблем общей педагогики, специальной педагогики, психологии, школьной гигиены, истории педагогики, методики преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе. Академия педагогических наук объединила большие научно-педагогические силы.

Таким образом, деятельность советской школы и педагогики в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью.

В послевоенный период перед школой и педагогикой встали новые задачи. Выполнялась огромная работа по восстановлению и расширению школьной сети. В 1949 году произошло такое важное событие, как переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию. Для этого потребовалось расширение сети школ-семилеток, создание условий для посещения детьми школ (организация пришкольных интернатов, подвоз учащихся и т.п.).

В начале 50-х годов составляются планы дальнейшего расширения сети средних школ. Для их реализации в 1953/54 учебном году в РСФСР было открыто свыше тысячи средних школ и принято в восьмые классы 110 тысяч учащихся. В конце 50-х гг. число учащихся, оканчивающих среднюю школу, стало превышать количество принимаемых в высшие учебные заведения. Для того чтобы обеспечить специальную подготовку выпускников, окончивших среднюю школу, в техникумах были открыты отделения, принимающие лиц с полным средним образованием (со сроком обучения в 2-3 года), а также стали открываться технические училища на базе средней школы (срок обучения 1-2 года) для подготовки рабочих высокой квалификации.

Особое внимание в период конца 40-50-х годов уделялось проблемам содержания и методов обучения. Большое место отводилось политехническому обучению в школе. Министерство просвещения и Академия педагогических наук РСФСР разработали и с 1953/54 учебного года ввели в школах новые программы и учебные планы. В новый учебный план были включены уроки труда в I-IV классах, практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках в V-VII классах, практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству в VIII- X классах.

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Главной задачей школы, согласно этому закону, становилась подготовка учащихся к общественно полезному труду. В связи с этим изменялась структура школьного образования. Вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Законом было предусмотрено значительное увеличение числа общеобразовательных школ (вечерних, сменных), школ и групп продленного дня. 10-летняя школа реорганизовывалась в 11-летнюю общеобразовательную школу с производственным обучением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: