Список литературы 81

Заключение                                                                                                  79

Список литературы                                                                                    81


  ВВЕДЕНИЕ

Пляска является одним из основных жанром русского народного танца. Это наиболее распространенный и любимый сейчас вид народного творчества. Русская пляска - вид народного танца, которая включает в себя хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью фигур (кадриль, ланце и др.). Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу, бытует в народе не как «музейный экспонат», а как живой родник многообразного народного хореографического творчества. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. «Пляска — зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество, и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье — целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям». [26, 85]

«И песни, и пляски, - писал М. И. Калинин, — создавались народом на протяжении десятилетий и даже столетий, народ оставлял в них только самое ценное, бесконечно совершенствовал и доводил до законченной формы». Мастера - исполнители и по сей день, совершенствуют пляски, вводя в них новые движения, разнообразив их композиционно. В пляске отражаются те новые отношения, которые возникли благодаря изменению быта и жизни наших современников. Ритм нашей эпохи, боевой характер современной молодежи, дух соревнования соответствуют характеру русской пляски. Изучение русской пляски сегодня, является настоятель­ной необходимостью, которая определяется не только развитием хореографического искусства. Художественным руководителям теат­ральных коллективов, творческим работникам кино, телевидения приходится воссоздавать исторические картины русской жизни, пока­зывать быт русского народа, вводить в действие подлинные народные гуляния, обряды, танцы. Все это, требует углубленных познаний в об­ласти русского танцевального фольклора, умения передавать его жи­вые черты и приметы. Для всех становится очевидным, что знание основ русской народной танцевальной культуры воспитывает чувство законной национальной гордости, по­нимание преемственности прогрессивных традиций в современной хореографии, развивает способность мыслить эстетически широко, не рутинно, способствует утверждению принципа народности в искусст­ве, в хореографической педагогике. Сегодня перед хореографической педагогикой сто­ят нелегкие задачи вернуть искусству личность. У занимающихся необходимо развивать импровизацию и воображение. Русский пляска — не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все её формы — одиночная пляска, кадриль, переплясы — бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии. Мы наблюдаем, как изменяется содержание танцев, видим, как они творчески перерабатываются и дополняются, разными любительскими коллективами, профессиональными коллективами, в связи с требованиями современной жизни. Пляска обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В ней появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения. Но в этом творческом процессе, иногда, происходят такие досадные ошибки, как засорение русского народного танца чужеродными формальными схематическими движениями, голыми акробатическими трюками. Это происходит в погоне за успехом, но чаще всего из-за незнания смешиваются стиль и манера различных областей, смешиваются различные виды русского народного танца и, к со­жалению, это получается не всегда удачно. Причиной тому — конъюнктура и поверхностный взгляд на самобытную русскую народную культуру, которая создавалась веками и имеет свои глу­бокие корни.

Проблемой курсового исследования является выявление потребности использования традиций русской пляски при создании хореографического произведения.

В связи с этим, актуальность данной курсовой работы обусловлена потребностью, более глубокого изучения русской пляски, что является

ценнейшим национальным достоянием, фундаментальным пластом русской танцевальной культуры. Необходимо очень любовно и в то же время строго, с глубоким знанием фундамента русского народного танца подходить ко всем творческим обработкам, переработкам и сочинениям любых видов танца. «Хранить наследие, значит, развивать его»— говорил В. И. Ленин. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать. Русскому народному танцу надо учиться, поскольку многие по-настоящему его не знают. Лишь тогда будет возможно, используя все богатство и разнообразие красок русского народного танца, создавать на сцене его средствами правдивые высокохудожественные образы русского человека. [19, 78]

Степень научной значимости темы исследования.

Огромную работу по сбору и пропаганде русского танцевального фольклора, проводят многочисленные дома народного творчества и художественной самодеятельности. Большая работа по изучению русского народного танца ведется также в научно-исследовательских институтах и отделениях консерваторий. В многочисленных институтах культуры, театральных институтах, в хореографических и колледжах культуры и искусств русский народный танец введен в качестве самостоятельного предмета.

Наши хореографы и исследователи: Н. Бачинская, В. Всеволодский-Гернгросс, К. Голейзовский, Р. Захаров, А. Зеленко, В. Ивинг, Г. Иноземцева, О. Князева, И. Моисеев, Н. Надеждина, Г. Настюков. В. Окунева, Л. Перчихина, А. Руднева, И. Смирнов, Л. Степанова, Ф. Сударкин, Т. Ткаченко, Т. Устинова, В. Уральская, П. Филиппов, А. Чижова. М. Чернышев, И Чарноцкая, Н Шереметьевская. Н. Эльяш, М. Яницкая и многие другие — своими книгами, статьями, выступлениями, всем своим творчеством борются за сохранение чистоты и богатства русского народного танца. Они пропагандируют исполнительские традиции народного танцевального творчества и на их основе развивают русский народный танец в его самобытности.

Русскую школу изучения народного танца, русской пляски на современном этапе нельзя представить без имён: Г.Ф. Богданова, Веретенникова, К. Голейзовского, Н.И. Заикина, В. Захарова, А. Климова, Л. Степанова, Т. Устиновой, В.И. Уральской, и так далее.

Как видим, в России поддерживается возрождение традиционного танцевального искусства.

Цель исследования: сохранение и развитие значения русской пляски при создании хореографического произведения.

Объектом исследования - является создание хореографического произведения.

 Предмет исследования – русская пляска как основа при создании хореографического произведения.

 В соответствии с объектом, предметом целью поставлены и решены задачи исследования:

1. Сохранить традиционное наследие при создании хореографического произведения;

2. Выявить художественную выразительность хореографического произведения средствами русской пляски;

3. Развить значимость русской пляски.

 В качестве гипотезы данного исследования выступает предложение о томчто -использование разнообразных форм и методов сценизации русской пляски приведёт к более яркому, профессиональному созданию хореографического произведения.

Следовательно, новизна нашей работы заключается, в сохранение и развитие роли русской пляски в создании хореографического произведения. В работе обосновывается природа самобытности русского народ­ного танцевального искусства, выявляются истоки и характер новаций отечественных балетмейстеров и педагогов в области характерного и народно сценического танцевания. Использование разных методов в разработке проблемы отечественного хореографического образова­ния позволило комплексно организовать фактический материал.

   Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ необходимой литературы,

2. Изучения видов и форм русской пляски.

   Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данные материала проделанной работы могут оказать помощь при разработке лекционного курса, семинарских занятиях, могут быть использованы на курсах повышения квалификации работников образования и культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные материалы проделанной работы могут оказать помощь при постановке танцевального номера, а так же для проведения практических занятий и семинаров.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: