Принципы государственного управления

Реализация задач, стоящих перед государственным управлением, предполагает его осуществление на основе ряда принципов, определяющих природу данного вида деятельности. Под принципами государственного управления понимаются закрепленные в нормах права основные, исходные положения (идеи), отражающие его особенности и назначение[10].Содержание принципов не только выражает сущность государственного управления, но и оказывает влияние на формирование системы органов управления, выбор форм и методов осуществления ими управленческих функций.

В системе государственного управления выделяют, как правило, общие и организационные принципы. Общие выражают теоретическую основу управленческой деятельности. К их числу можно отнести законность, федерализм, сочетание централизации и демократизма, плановость.

Организационные принципы характеризуют связи между различными звеньями системы государственного управления, определяют основы построения аппарата управления. Данную группу составляют отраслевой и территориальный принципы, сочетание коллегиальности и единоначалия, гласность и др.[11]

Принцип законности в управлении означает точное и единообразное исполнение законов, принятие управленческих решений, отнесенных законом к компетенции данного органа, в установленном порядке и определенной процессуальной форме. Ни один государственный орган, осуществляющий управленческую деятельность, не может самостоятельно изменять, расширять или сужать объем закрепленных за ним полномочий. Важными способами обеспечения данного принципа являются государственный и судебный контроль, прокурорский надзор, а также обжалование действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц.

Принцип федерализма вытекаетиз федеративного устройства РФ. Статья 71 Конституции РФ закрепляет перечень вопросов, отнесенных к исключительному ведению России. В ст. 72 перечислены вопросы, отнесенные к совместному ведению России и ее субъектов. Это предопределяет наличие двух уровней органов государственного управления: федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционное разграничение полномочий между федеральным центром и регионами лежит в основе определения компетенции названных органов. Так, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены исключительные полномочия Министерства просвещения России, полномочия, которые министерство может передать соответствующим органам исполнительной власти субъектов федерации, а также полномочия, отнесенные к компетенции собственно региональных органов исполнительной власти[12]. При этом как федеральные органы, так и органы исполнительной власти регионов обязаны взаимно соблюдать и исполнять федеральные и региональные нормативные акты управления.

Принцип сочетания централизации и демократизации в управлении предполагает закрепление единства системы исполнительной власти, повышение ее эффективности. Именно поэтому в начале 2000-х гг.вРоссии были созданы федеральные округа во главе с полномочным представителем Президента РФ, который призван обеспечить реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего округа[13].

Проявлением рассматриваемого принципа является и создание федеральными органами исполнительной власти территориальных органов на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Это позволяет обеспечить единообразное осуществление полномочий, отнесенных к ведению РФ,на всей территории государства. Подконтрольность и подотчетностьнижестоящих органов исполнительной власти вышестоящим гарантирует исполнение нормативных правовых актов, изданных федеральными органами, их структурными подразделениями на местах.

Демократизацияв государственном управлении выражается в разграничении на основе Конституции РФполномочий между федеральными и региональными органами, а также в передаче части полномочий в сфере государственного управления от органов государства органам местного самоуправления.Одним из проявлений демократизации государственного управления являетсяучастиегражданв деятельности органов исполнительной власти. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2014 г. «Об основах общественного контроля» при органах исполнительной власти создаются общественные советы, в состав которых входят представители гражданского общества. Целью советов является выявление и анализ проблем, возникающих в той или иной отрасли управления, а также внесение предложений по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти[14].

Действующее законодательство предусматривает и иные формы участия граждан в государственном управлении, например, путем общественного обсуждения проектов решений, принимаемых органами исполнительной власти, по наиболее значимым вопросам.

Принцип плановости обусловлен самой природой управления, которое представляет собой постановку целей, разработку программ их достижения. Планомерное развитие государственного управления в целом и управления отдельными отраслями является необходимым условием функционирования всего государственного аппарата. Планы, определяющие порядок решения вопросов экономического, социального и иного характера, после утверждения соответствующими органами государстваоблекаются в правовую форму и становятся юридически обязательными.Принцип плановости практически проявляется в том, что вся текущая и перспективная деятельность основывается на планах[15].

Отраслевой принцип управления характеризуется тем, что отдельные органы исполнительной власти осуществляют государственное управление в отношении конкретной однородной группы предприятий и учреждений, обеспечивая реализацию всех или большинства основных и вспомогательных (ресурсных) функций управления. Данный принцип лежит в основе построения многих федеральных и региональных органов исполнительной власти. К их числу можно отнести Министерство просвещенияРФ, Министерство сельского хозяйства Пермского края и др.

Территориальный принцип предполагает комплексное решение задач управленияв отношении объектов, расположенных на определенной территории. Так, для обеспечения управления федеральным имуществом (собственностью), находящимсяна территории субъектов РФ, создано федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое имеет свои территориальные управления во всех республиках, краях, областях, входящих в состав РФ.Названный принцип лежит также в основе управления отдельными территориями нашего государства. Министерство РФпо развитию Дальнего Востока призвано обеспечить координацию деятельности по реализации государственных программ на территории Дальневосточного федерального округа, а также функций по созданию и развитию территорий опережающего развития[16].

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия используется для того, чтобы обеспечить персональную ответственность каждого руководителя за организацию и функционирование конкретного государственного органа. В связи с этим руководитель наделяется контрольными полномочиями и полномочиями по применению мер дисциплинарного принуждения. Коллегиальность является одним изсредств противодействия субъективизму в решении основных вопросов, отнесенных к компетенции конкретного органа. Кроме того, коллективное обсуждение подведомственных вопросов способствует принятию наиболее обоснованных управленческих решений. Проявлением коллегиальности является создание в федеральных органах исполнительной власти специальных органов (коллегий)[17]. Коллегиальным органом являетсятакже Правительство РФ, котороепринимает решения по основным направлениям своей деятельности исключительно на заседаниях Правительства большинством голосов при наличии соответствующего кворума.

Принцип двойного подчинения в государственном управлении означает организационное подчинение конкретного органа исполнительной власти субъекта РФ вышестоящему органу специальной компетенции (министерству) и региональному органу общей компетенции. Этот принципимеет место там, где есть децентрализация исполнительных функций, где нужен учет местных особенностей при решении вопросов социально-экономического характера. Так, Министерство сельского хозяйства Пермского края по вопросам совместного ведения подконтрольно Минсельхозу России, а по иным вопросам управления данной отраслью – Правительству Пермского края.В первом случае речь идет о вертикальном подчинении, во втором – о горизонтальном.

Принцип гласности в управлении предполагает объективное и всестороннее информирование управляемых о внутренней и внешней политике государства. Это достигается путем опубликования официальных документов, аналитических обзоров, статистических данных, характеризующих деятельность органов государственного управления.

На обеспечение реализации принципа гласности направленаКонцепция открытостифедеральных органов исполнительной власти, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 г.[18]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: