double arrow

Принципы административного права России

Несмотря на то что в теории административного права его принципы рассмотрены достаточно подробно, системно этот вопрос еще практически не изучался. В связи с этим в теории науки административного права не выработано единого подхода к перечню таких принципов.

В целом под отраслевыми принципами понимается система основных идей, характеристик отрасли, которые лежат в основе формирования ее подотрасли либо даже подотраслей, институтов и юридических норм.

Принципы административного права – это основополагающие идеи, выражающие закономерности организации и функционирования государственной власти (преимущественно исполнительной власти), определяющие направления реализации задач и функций субъектов государственного механизма.

Принципы административного права во многих странах формулируются доктринально как административно-правовой наукой, так и судебной практикой[37]. Принципы современного административного права находят отражение во множестве нормативных правовых актов. Основным из них считается Конституция РФ. В ней, в частности, уделяется достаточно внимания вопросам функционирования исполнительной власти и общим принципам взаимоотношений государства и гражданина. Кроме Конституции РФ, принципы административного права закрепляются в многочисленных нормативных правовых актах. 

Все принципы административного права можно разделить на несколько групп: общеправовые, конституционно-правовые, специальные (характерные только для одной или нескольких отраслей права).

К числу общеправовых принципов административного права относятся:

1. Принцип законности. Это один из самых главных принципов любой отрасли права, который означает, что любая деятельность субъектов государственного управления должна осуществляться в строгом и неуклонном соответствии с законом. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это означает, в частности, и то, что все акты административного законодательства должны соответствовать ее положениям. Кроме того, органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. То же самое относится и к международным договорам РФ, являющимся частью ее правовой системы.

2. Принцип федерализма. По форме государственного устройства РФ является федеративным государством. Согласно ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательства находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и соответствующие им законы субъектов федерации. При этом нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Кроме того, на основе принципа федерализма организована система органов исполнительной власти. Статья 77 Конституции РФ определяет, что по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России.

3. Принцип приоритета прав и свобод человека. Этот принцип устанавливает границы действия норм административного права. Согласно данному принципу органы исполнительной власти, реализуя властные полномочия, должны действовать в интересах человека, его прав, свобод и законных интересов. Само административное право является средством защиты прав человека от нарушений.

4. Принцип открытости и гласности предусматривает транспарентность государственно-управленческой деятельности в публично-правовых интересах. Законы и все прочие нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Кроме того, каждому гражданину гарантируется право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе.

5. Принцип взаимной ответственности государства и общества. Управление всегда связано с административным принуждением, вместе с тем каждому гарантируются равные процессуальные права в целях обеспечения законности при привлечении виновных к административной ответственности. Следует обратить внимание на то, что ответственность предусматривается за нарушение предписаний норм административного права не только со стороны граждан и юридических лиц, но и со стороны властных субъектов управления.

Кроме того, в административном праве выделяют и множество других функционально-управленческих принципов, таких как принцип контроля,принципразделениявластей,принциппрофессионализма и компетентности государственных служащих и иных лиц государственного управления, принцип иерархичности, принцип специализации государственного управления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: