Внутреннее строение системы права предполагает выделение обязательных элементов. В системе административного права в настоящее время некоторыми учеными выделяются не только традиционные элементы (институты, нормы права), присущие любой отрасли права, но и нетрадиционные – подотрасли права (служебное право, муниципальное право и др.).
В системе административного права традиционно выделяют общую и особенную части. Общая часть включает нормы и институты, которые охватывают всю систему государственного управления и определяют:
- административно-правовой статус субъектов права (граждан России и иностранных граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, общественных объединений, органов местного самоуправления и др.);
- формы и методы государственной управленческой деятельности и реализации исполнительной власти;
- основания и порядок применения мер административного принуждения;
- сущность и порядок реализации административно-правовых режимов;
|
|
- способы обеспечения законности и защиты прав и свобод граждан в сфере государственного управления.
Особенная часть включает нормы и институты, которые регулируют отношения в конкретных отраслях государственного управления:
– в административно-политической сфере (управление обороной, внутренними делами, государственной безопасностью, юстицией, иностранными делами);
– в социальной сфере (управление образованием, наукой, культурой, здравоохранением, социальным обеспечением и т. д.);
– в сфере экономики (управление промышленностью, агропромышленным комплексом, транспортом, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством и т. д.);
– в межотраслевых сферах (прогнозирование и планирование социально-экономического развития, финансирование и кредитование, стандартизация и сертификация, учет и статистика и т. д.).
В отдельных случаях в системе административного права выделяют три части: общую, особенную и специальную. По мнению В. М. Манохина, «специальная часть состоит из таких разделов, как обеспечение безопасности личности, общества и государства в сфере внешних сношений, внутренних дел, охрана общественного порядка и безопасности внутри страны, оперативно-розыскная, частная детективная и охранная деятельность и т. д.»[33].
Некоторые авторы полагают, что вообще следует исключить деление системы административного права на общую и особенную части. Так, К. С. Бельский считает, что «система административного права состоит из трех тесно взаимосвязанных в практической сфере и самостоятельных правовых образований внутри административного права: администрации, полиции и юстиции»[34].
|
|
Ю. А. Тихомиров отмечает, что в настоящее время сомнительно рассматривать все отрасли и сферы государственной жизни, традиционно входящие в особенную часть административного права, только через призму управления, ибо теперь в них «возрастает удельный вес элементов косвенного регулирования, самоорганизации и саморегулирования»[35]. Абсолютизация объема управления и выделение в нем по этому критерию особенной части неоправданно. На все сферы распространяются управленческие, регулятивные и защитные административно-правовые средства.
Однако полностью ликвидировать структуру административного права, состоящего из общей и особенной частей, нецелесообразно. Эти части должны существовать, однако их выделение должно строиться на иных критериях, отличных от традиционных.
Профессор Ю. Н. Старилов представляет новую систему административного права в следующем виде:
1. Общее административное право:
– понятие и сущность публичного управления; правовые источники административного права; основные понятия административного права; особенности административно-правовых отношений;
– субъекты управленческих действий;
– структура и содержание государственного управления;
– управленческий процесс (т. е. теория управленческих действий или формы и методы государственного управления); правовой акт управления и административный договор (правовые основы, понятие и разграничение между другими правовыми договорами; значение договора между гражданами и государством; предпосылки к заключению административного договора; правовые последствия недействительности административных договоров);
– административное принуждение;
– административно-юрисдикционный процесс;
– административный процесс или административно-правовая судебная защита прав и свобод граждан от незаконных действий и решений органов государственного управления и должностных лиц;
– возмещение вреда и ущерба, причиненных физическим и юридическим лицам, в административном порядке (эта часть тесно связана с гражданским правом);
– контроль и надзор в сфере государственного управления.
2. Особенное административное право:
– муниципальное право;
– милицейское или полицейское право;
– строительное право;
– социальное право;
– образовательное право;
– служебное право»[36].