Понятие и особенности административного права России

Особенности предмета и метода административно-правового регулирования определяют и специфику административного права как отрасли права. Выявление этих особенностей, во-первых, послужит эффективным средством понимания сущности данной отрасли, а во-вторых, позволит сформулировать определение рассматриваемой отрасли.

В настоящее время существует большое количество определений административного права. И все же большинство авторов сходятся во мнении о том, что существуют следующие основные особенности данной правовой отрасли:

1. «Это отрасль публичного права, поскольку обеспечивает реализацию публичных интересов государства и общества. Разделение права на публичное и частное произошло сравнительно недавно, поэтому до сих пор такое деление вызывает определенные споры. Тем не менее к отраслям публичного права традиционно относят конституционное (государственное), административное, уголовное, финансовое, процессуальное право, судоустройство, международное публичное право и др. А к отраслям частного права– гражданское, семейное, трудовое право и др.»[25].

2. «Это самая объемная отрасль российского публичного права, поскольку регулирует широкий круг вопросов, отличается множественностью источников. Исполнительная власть и управленческая деятельность в целом присутствуют во всех сферах государственной и общественной жизни. Всегда можно вести речь об использовании административного права там, где исполнительная власть затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений. Кроме того, особенностью административного права РФ является создание условий для организации и эффективного функционирования органов исполнительной власти[26], являющихся самыми многочисленными среди иных органов государственной власти. И, соответственно, для реализации целей, задач и полномочий, возлагаемых на них Конституцией РФ и действующим законодательством, необходимо разработать огромный пласт подзаконных нормативных правовых актов»[27].

3. «Это самая мобильная отрасль российского права. Изменение административного законодательства происходит очень быстро, и в этом есть несомненные плюсы. Прежде всего, посредством постоянного совершенствования норм административного права можно оперативно реагировать на изменения общественных отношений. Однако самым большим минусом будет то, что эти изменения создают огромные трудности как для правоприменителя, так и для правоисполнителя норм административного права, которые просто не успевают следить за динамично развивающейся юридической базой административного права. Выше уже было отмечено, что особенностью административного права является множественность источников. Однако если учесть, что изменения в каждом из них происходят постоянно, то можно сделать следующий вывод: для получения профессиональных знаний в области административного права мало знать и правильно применять огромное количество нормативно-правовых актов, нужно еще и постоянно следить за их изменениями»[28].

4. Административное право относится к числу самых несистематизированных и, более того, некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью[29]. В настоящее время единственными кодифицированными источниками административного права являются Кодекс РФ об административных правонарушениях и Кодекс административного судоустройства РФ. При этом существует необходимость кодификации и других институтов административного права, например, служебного, контрольно-надзорного и др.[30]

5. Административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому необходимо учитывать особенности его развития в каждом субъекте РФ. В настоящее время это развитие происходит крайне неравномерно, достаточно часто встречаются случаи, когда нормы административного права конкретного субъекта РФ противоречат федеральным нормам данной отрасли. Следует также заметить, что учебники по административному праву, как правило, посвящены только «федеральному» административному праву и не затрагивают особенностей развития этой отрасли в субъектах РФ. Да и не представляется возможным наряду с регулярными изменениями федеральных административных норм следить за их развитием в 85 субъектах России. Однако при изучении данной отрасли права необходимо знать ее нормы, действующие на территории субъекта, где располагается образовательная организация.

6. Отличительной чертой этой отрасли является использование императивного метода воздействия на подчиненных субъектов, т. е. реализация публичных интересов всегда обеспечивается силой государственного принуждения, где субъекты по своему правовому положению не равны. Однако это не означает, что в области административного права у граждан нет защиты от административного произвола. Наоборот целью данной отрасли является не только создание необходимых условий для эффективной управленческой деятельности исполнительной власти, но и обеспечение гражданам и организациям возможности реализации прав и свобод в сфере управления, защиты от различного рода злоупотреблений со стороны контролирующих субъектов. Так, в целях ограничения вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов был принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля»[31], который призван способствовать снижению административных барьеров.

Стоит добавить, что в процессе реформирования государственного управления происходит и коррекция метода административно-правового регулирования, все чаще используются диспозитивные методы воздействия на участников управленческих правоотношений. Обосновывается возможность использования административно-договорных начал в регулировании управленческих отношений.

Таким образом, рассмотрев лишь некоторые особенности столь сложной отрасли, можно сформулировать следующее определение административного права.

«Административное право – это отрасль российского публичного права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения управленческого характера, складывающихся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, а также в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов» [32] .

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: