Наука административного права

Административное право начинает формироватьсявXVII в. и развивается первоначально в рамках науки о финансах, экономике, хозяйстве и управлении – камералистики (немецкий термин Kameralien происходит от позднелатинского camera и означает «наука государственного управления»).

Административное право является относительно молодой наукой по сравнению с другими науками, что объясняется тем, что социальные условия античности и феодализма не способствовали централизованному исполнению полицейских функций, в средневековье административное управление имело частноправовую основу и было частью ленного права, а в эпоху абсолютизма единой системы административно-правовой науки также создано не было, поскольку воля господина (царя, короля, князя, властителя) считалась законом, а свои действия он опасался ограничивать. Первоначально административное право как наука развивается во Франции – во времена правления Людовика XIV (1643–1715), в Пруссии – при Фридрихе II (1740–1786), в России – при царствовании Александра I (1801–1825) и в других западноевропейских странах (Голландии, Швеции). Мощная государственно-административная система опиралась на армию, полицейский аппарат и значительный государственный аппарат. Вся их деятельность нуждалась в правовой регламентации, что и предопределило бурное развитие науки административного права, называвшейся тогда «полицейской наукой».

Полицейское право, наука полиции, наука права внутреннего управления, административное право – все это разные названия той отрасли юриспруденции, в которой речь идет о юридических нормах, регулирующих администрацию, и о юридических отношениях, возникающих между государством и управляемыми единицами и союзами при осуществлении различных культурных целей[38].

В научный оборот термин «полиция» (греч. politeia) ввел древнегреческий философ, ученый-энциклопедист Аристотель (384–322 гг. до н. э.), который «полицией» именовал государственное (городское) управление (от греч. polis – город-государство). Именно в этом значении термин «полиция» перешел в латинский язык (лат. politia). Понятие «полиция» в широком и узком смысле имеет разные значения. Так, в первом значении древнегреческий философ Аристотель «полицией» именовал государственное (городское) управление. С конца XIV в. термин «полиция» во Франции и Германии начали употреблять уже в специфичном смысле – как совокупность различных элементов общественного порядка, общественного благополучия, а затем – как правительственную деятельность, направленную на достижение этого благополучия[39]. В узком значении «полиция» представляет собой систему особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Необходимо отметить, что в контексте данной работы понятия «полиция» и, соответственно, «полицейские функции» используются в узком смысле.

В настоящее время многими учеными выделяется самостоятельная составляющая административного права – полицейское право[40].

Начало административного права России как отрасли и как науки многие ученые связывают с изданием Свода законов Российской империи, в котором впервые было собрано административное законодательство. Первые работы были посвящены полицейскому праву. Так, в 1824 г. была опубликована книга П. Гуляева «Права и обязанности градской и земской полиции и всех вообще жителей российского государства в отношении к полиции», в 1840 г. была издана книга по полицейскому праву H. Рождественского «Основания государственного благоустройства с применением к российским законам», в 1856 г. было опубликовано произведение И. Платонова «Вступительные понятия в учение о благоустройстве и благочинии государственном».

После революции 1917 г. административное право как науку дважды (в 1918–1921 и 1929–1938 гг.) прекращали преподавать. Почему столь важная отрасль права претерпевала гонения? Советская власть не позволяла развиваться административному праву должным образом, поскольку оно основывалось на научных достижениях западных стран; власть опасалась подробной регламентации и ограничения своей деятельности посредством правовых норм.

В послевоенный период административное право получило новый импульс к развитию. В образовательных учреждениях вновь было введено его изучение, были изданы новые учебники, авторами которых явились видные ученые В. А. Власов, И. И. Евтихеев, С. С. Студеникин. По мнению Н. Г. Салищевой, профессор Семен СевастьяновичСтуденикин – один из немногих выдающихся российских ученых, которым принадлежит честь возрождения науки административного права, подвергнутой остракизму в советском государстве в конце 20-х – начале 30-х гг. прошлого века[41].

В 60–70 гг. ХХ в. значительно активизировалась разработка проблем административного права.В этот период были опубликованы работы Д. Н. Бахраха(«Советское законодательство об административной ответственности» (1969)), Ю. М. Козлова («Предмет советского административного права» (1967)), А. П. Коренева («Кодификация советского административного права» (1970)), Г. И. Петрова («Советские административно-правовые отношения» (1970)), Н. Г. Салищевой(«Административный процесс в СССР» (1964)), В. Д. Сорокина («Административно-процессуальное право» (1972)), О. М. Якубы(«Административная ответственность» (1972)) и др. Своеобразным итогом развития советского периода науки административного права явилась публикация коллективного 6-томного монографического издания «Советское административное право» (1977–1982).

Давая оценку советскому периоду развития науки административного права, нужно отметить, что, несмотря на существенное влияние марксистско-ленинской идеологии, в это время были разработаны многие аспекты организации и функционирования органов государственного управления, заложены основы теории административного процесса, административной юстиции, получил развитие институт административной ответственности, многие положения которого используются в действующем законодательстве.

Политические и социальные преобразования, начавшиеся в 1990 г. (появление частной собственности, принятие новой Конституции), способствовали сокращению государственного влияния на жизнедеятельность граждан, предприятий и организаций. Это предопределило изменение роли административного права в регулировании общественных отношений, а также дальнейшее развитие науки административного права. В научной и учебной литературе, диссертациях разрабатываются новые проблемы средств административно-правового регулирования экономики и других отраслей управления, обеспечения прав и свобод граждан, административного судопроизводства и др. В современный период в развитие науки административного права значительный вклад внесли известные ученые К. С. Бельский, Д. Н. Бахрах, В. М. Манохин, Н. М. Конин, Ю. Н. Старилов, А. А. Гришковец, Л. Л. Попов, Б. В. Россинский, А. С. Дугенец, П. П. Сергун и многие другие.

 


[1] Берг А. И. Кибернетика – наука об оптимальном управлении. М., 1964. С. 19.

[2]Кибернетика – наука об общих закономерностях управления. См.: Большой энциклопедический словарь. М., 2000. С. 522.

[3] Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 9–10.

[4] Марк К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. С. 342.

[5] Зеркин Д. П., Игнатов В. Н. Основы теории государственного управления. М., 2007. С. 49.

[6] Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. М.: Норма, 2010. С. 34.

[7] О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края: Закон Пермского края от 7 сен. 2007 г. // Собрание законодательства Пермского края. 2007. № 10.

[8] Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федер. закон от 6 окт. 2003 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40.

[9] См.: Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Указ.соч. С. 38.

[10] См.: Административно-процессуальное право/ под ред. А. И. Каплунова. СПб., 2017. С. 21.

[11] Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. М., 2002. Т. 1. С. 124–136.

[12] Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1).

[13] О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе: Федер. закон от 13 мая 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 20.

[14] Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. 1).

[15] О стратегическом планировании в РФ: Федер. закон от 28 июня 2014 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (ч. 1).

[16] Собрание законодательства РФ. 2012. № 28.

[17] См.: Приказ Минобрнауки РФ. № 418 от 5 мая 2017 г. [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правового портала «Гарант RU».

[18] Собрание законодательства РФ. 2014. № 5.

[19] Бахрах Д. Н. Административное право России. М.: Эксмо, 2006. С. 27–28; Коренев А. П. Административное право России. М.: Щит-М, 1999. Ч. 1. С. 56.

[20] Бельский К. С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 17.

[21] Стахов А. И. Предмет отечественного административного права с позиции инструментального подхода // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 11.

[22] Там же.

[23] Кононов П. И. О предмете современного российского административного права // Административное право и процесс. 2011. № 3. С. 4.

[24] Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2011. С. 35–37.

[25] Сергун П. П., Бобров А. М. Понятие и особенности административного права России // Актуальные проблемы преподавания современного административного права: теория, практика, методика: материалы научно-методического семинара / под общ.ред. П. П. Сергуна. М.; Саратов: Милика, 2010. С. 18–21.

[26] Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. Т.1. С. 308.

[27] Сергун П. П., Бобров А. М. Понятие и особенности административного права России // Актуальные проблемы преподавания современного административного права: теория, практика, методика: материалы научно-методического семинара / под общ.ред. П. П. Сергуна. М.; Саратов: Милика, 2010. С. 18–21.

[28] Там же.

[29] Административное право: Ч.1./ под ред. А. С. Телегина. Пермь. 2018. С. 26.

[30] Там же.

[31] Российская газета. 2008. 30 дек.

[32] Сергун П. П., Бобров А. М. Понятие и особенности административного права России // Актуальные проблемы преподавания современного административного права: теория, практика, методика: материалы научно-методического семинара / под общ. ред. П. П. Сергуна. М.; Саратов: Милика, 2010. С. 18–21.

[33] Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишев З. А. Российское административное право. М., 1996. С. 307–464.

[34] Бельский К. С. О некоторых актуальных проблемах административного права (по материалам Лазаревских чтений) // Государство и право. 1997. № 6. С. 22.

[35] Административное право и процесс: полный курс. М., 2001. С. 52.

[36] Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. Т. 1. С. 328.

[37] См.: Волков А. М. Административное право России: учебник. М.: Проспект, 2016. С. 33.

[38] Белявский Н. Н. Полицейское право (Административное право): конспект лекций. 3-е изд. Пг.: Екатерингоф. печ. дело, 1915. С. 15.

[39] Корнев А. В. Полицейское государство: идеи и практика. М., 1998. С. 55–56.

[40] Бельский К. С. Полицейское право: лекционный курс. М., 2004. 816 с.

[41] Административное право: теория и современность: сборник научных трудов, посвященных 100-летию со дня рождения С. С. Студеникина / отв. ред. Л. Л. Попов. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 272. С. 10.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: