Отличия проекта от других видов самостоятельных работ учащихся

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Методические рекомендации

по организации проектной деятельности

в школе в условиях введения

ФГОС общего образования

 

 

Троицк

2015

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………... 3
Шаг 1. Учебный проект как форма промежуточной аттестации……………………....... 4
История возникновения метода проектов ………………………………………………. 4
Понятие проекта……………………………………………………………………….…… 4
Отличия проекта от других видов самостоятельных работ учащихся………………. 4
Типология проектов……………………………………………………………………….. 5
Этапы работы над учебным проектом……………………………………………………. 6
Выбор темы учебного проекта……………………………………………………………... 7
Примерные темы учебных проектов для учащихся 5-6-х классов по разным предметам…………………………………………………………………………………….   8
Шаг 2. Начальный этап работы над учебным проектом…………………………………. 10
Структура учебного проекта……………………………………………………………….. 10
Цели и задачи учебного проекта…………………………………………………………… 12
Объектная область, объект и предмет исследования…………………………………….. 13
Гипотеза……………………………………………………………………………………… 13
Обоснование актуальности учебного проекта…………………………………………… 14
Методы исследования………………………………………………………………………. 14
Составление списка источников…………………………………………………………… 15
Шаг 4. Требования к содержанию и оформлению учебных проектов. Критерии оценивания……………………………………………………………………………………   18
Общие требования, предъявляемые к учебным проектам………………………………... 18
Оформление учебного проекта……………………………………………………………... 18
Критерии оценивания учебных проектов………………………………………………… 18
Шаг 5. Заключительный этап работы над учебным проектом…………………………. 20
Правила оформления слайдов…………………………………………………………….. 20
Представление информации………………………………………………………………... 20
Требования к содержанию и оформлению презентаций………………………………… 20
Примерное содержание презентации…………………………………………………….. 21
Примерное содержание выступления……………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………………………... 23
Список использованной литературы………………………………………………………. 24

 

Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования вводится термин индивидуальный проект, представляющий собой особую форму организации деятельности обучающихся, которая выполняется учащимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов или курсов.

Целесообразно, на наш взгляд, начать работу над индивидуальными (далее – учебными) проектами с анкетирования, призванного выявить затруднения учащихся, возникающие при работе над учебными проектами.

Ниже представлен образец анкеты.

 

Анкета

1. Знаете ли вы о том, что в конце учебного года вам предстоит промежуточная аттестация?

1) Да          2) Нет

2. Знаете ли вы о том, что такое учебный проект?

1) Да          2) Нет

3. Выбрали ли вы тему учебного проекта и учителя, под руководством которого будете выполнять работу?

1) Да          2) Нет

4. Умеете ли вы обозначать проблему учебного проекта?

1) Да          2) Нет

5. Умеете ли вы формулировать тему учебного проекта?

1) Да          2) Нет

6. Умеете ли вы формулировать цели учебного проекта и вытекающие из них задачи?

1) Да          2) Нет

7. Знаете ли вы, что такое гипотеза?

1) Да          2) Нет

8. Знаете ли вы, как обосновать актуальность своего проекта?

1) Да          2) Нет

9. Умеете ли вы составлять библиографический список?

1) Да          2) Нет

10. Знаете ли вы, как нужно осуществлять поиск, отбор и анализ информации по теме учебного проекта?

1) Да          2) Нет

11. Знаете ли вы, как оформлять учебный проект в соответствии с предъявляемыми требованиями?

1) Да          2) Нет

12. Знаете ли вы, что такое презентация учебного проекта?

1) Да          2) Нет

 

Анализ анкетирования, проводившегося в МБОУ «Лицей №17» среди учащихся 5-6 классов, выявил такие затруднения, как неумение обозначать проблему (40% опрошенных), формулировать цель и вытекающие из неё задачи (35% опрошенных), обосновывать актуальность (59% опрошенных) и составлять библиографический список (60% опрошенных).

Другими словами, у учащихся не сформированы в достаточной степени навыки, необходимые для инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной, а также проектной деятельности.

Шаг 1. Учебный проект как форма промежуточной аттестации.

История возникновения метода проектов

Метод проектов (или метод проблем) возник в 20-е годы XX века  в США. В основе данного метода лежат идеи американского философа и педагога Джона Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика.

По мнению основоположников метода проектов, процесс обучения должен строиться с упором на личную заинтересованность учащихся. То есть в основе проекта должна лежать проблема, взятая из реальной жизни и значимая для учащихся. Для решения такой проблемы ученику необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы.

Метод проектов широко используется во многих странах мира, таких как США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Израиль. В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Однако в 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.

 

Понятие проекта

Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

       Другими словами, проект – это «пять П»:

1. Проблема.

2. Проектирование (планирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.

Также выделяют еще одно, шестое, «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др[1].

Отличия проекта от других видов самостоятельных работ учащихся

            Следует отличать проект от других видов самостоятельных работ учащихся, в частности, от доклада, реферата и исследовательской работы.

Для наглядности представим данную информацию в виде таблицы.

 

Вид работы Цель работы Продукт деятельности Тип деятельности учащихся Формируемая компетентность
Доклад Познакомить слушателей с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, которая не требует научной проверки или доказательств Исчерпывающая информация по теме доклада, собранная из различных источников и представленная в устном виде Сбор, проверка, ранжирование информации по теме доклада Информационная Коммуникативная
Реферат Сбор и представление информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов Краткая  информация по теме реферата, собранная из различных источников и представленная в письменном виде Сбор, проверка, ранжирование информации, собственные выводы на основании анализа различных точек зрения по теме реферата Информационная
Исследо-вательская работа Решение творческой, исследовательской задачи, результат которой заранее неизвестен Результат исследования, оформленный в соответствии с требованиями Эксперименти- рование и другие логические и мыслительные операции Мыслительная
Проект Решение конкретной проблемы определённым способом для достижения заранее запланированного результата Веб-сайт, бизнес-план, видеофильм, законопроект, атлас, карта, модель, словарь, виртуальная экскурсия, фотоальбом, дневник путешествий и др. Эксперименти- рование и другие логические и мыслительные операции Мыслительная

 

Типология проектов

Выделяют следующие типологические признаки проектов:

· характер контактов;

· количество участников проекта;

· предметно-содержательная область;

· продолжительность выполнения проекта

· доминирующая в проекте деятельность.

По характеру контактов проекты бывают

· внутренние или региональные (в пределах одной страны);

· международные (участники проекта являются представителями разных стран).

По количеству участников можно выделить два типа проектов:

· личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах );

· парные (между парами участников);

· групповые (между группами участников).

По признаку «предметно-содержательная область» можно выделить следующие два типа проектов:

· монопроекты, которые проводятся в рамках одного предмета (литературно-творческие, естественно-научные, экологические, лингвистические, культуроведческие, исторические, географические, спортивные проекты);

· межпредметные, которые затрагивают два-три предмета.

По продолжительности выполнения проекты могут быть:

· краткосрочными, разработанными на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;

· средней продолжительности (от недели до месяца);

· долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев)[2].

По доминирующей деятельности учащихся проекты делятся на следующие виды: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой (игровой).

Практико-ориентированный проект даёт возможность совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. Скажем, умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д. В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность.

Исследовательский проект направлен на развитие аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.

Информационный проект – его цель сбор, оформление и представление информации. Здесь для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность.

Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты направлены на развитие творческих способностей ребенка. Основное развивающее воздействие в данном случае оказывается на коммуникативную компетентность, т.к. в данном случае необходима презентация и обратная связь с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями)[3].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: