Этапы работы над учебным проектом

Обычно принято выделять следующие этапы разработки проекта:

1) Разработка проектного задания, включающая:

  • определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта;
  • формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения;
  • определение цели проекта и поэтапных задач.

2) Разработка плана работы:

  • определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчётности;
  • выбор средств и методов выполнения;
  • обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;
  • выбор способа оформления результатов и сценария презентации;
  • выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

3) Реализация проекта:

  • сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;
  • проведение исследования, выполнение расчётов;
  • подготовка наглядно-графического материала;
  • оформление материалов для презентации;
  • контроль и коррекция промежуточных результатов.

4) Завершение проекта:

  • общественная презентация проекта;
  • экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;
  • рефлексия[4].

Выбор темы учебного проекта

К теме учебного проекта традиционно предъявляется ряд требований.

Во-первых, тема должна содержать проблему. Во-вторых, тема должна быть актуальной, т.е. отражать социальный заказ общества, направленность образовательной организации или интересы учащегося. В-третьих, в теме должны быть чётко очерчены рамки исследования.

Несоблюдение этих требований влечёт за собой неверную или неточную формулировку темы, негативно влияющую на оценивание работы.

Чтобы избежать типичных ошибок при формулировании темы целесообразно, на наш взгляд, придерживаться следующего алгоритма:

1. Определение объектной области исследования.

Пр. Русский язык или литература.

2. Определение объекта исследования.

Пр. Лексика, фонетика, морфология, синтаксис.

3. Определение предмета исследования.

Пр. Фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, имена нарицательные, имена собственные.

Имена,фамилии и отчества людей, клички животных, географические названия, названия книг, журналов, газет и пр. 

Женские имена, мужские имена.

4. Первичная формулировка темы.

Пр. Женские имена в русском языке.

5. Изучение научной литературы, первоисточников, сбор информации и уточнение темы.

Пр. История заимствований женских имён в русском языке (на примере Месяцеслова).

 

Примерные темы учебных проектов для учащихся 5-6-х классов по разным предметам

Естественнонаучное направление

Секция «Биология»

1. Изучение пищевого рациона учащихся МБОУ «Лицей №17» г. Троицка.

2. Изучение лекарственных растений г. Троицка и Троицкого района.

Секция «География»

1. Анализ демографической ситуации в РФ в последние десятилетия.

2. Влияние погодных аномалий на здоровье человека.

Секция «Химия»

1. Анализ качественного состава жевательных резинок основных производителей и их влияние на здоровье человека.

2. Мел и его влияние на здоровье человека.

3. Кофеин и его влияние на здоровье человека.

Секция «Экология»

1. Мусор и его влияние на экологическую обстановку г. Троицка и Троицкого района.

2. Изучение влияния автомобильного транспорта на экологическую обстановку г. Троицка и Троицкого района.

Гуманитарное и социологическое направление.

Секция «Русский язык»

1. Влияние сети Интернет на устную и письменную речь школьников.

2. Профессионализмы в речи учащихся 5-6 классов.

Секция «Литература»

1. Читательский портрет современного школьника.

2. Календарь погоды в пословицах и поговорках.

Секция «Иностранный язык»

1. Новейшие англицизмы в современном русском языке.

2. Английские элементы в названиях телевизионных и радио- передач.

Секция «История и краеведение»

1. Великая отечественная война в истории моей семьи.

2. Влияние культуры Древней Греции на современность.

3. Сравнительный анализ вооружения и снаряжения средневековых воинов.

Секция «Социология»

1. Социальная реклама и её влияние на общественное мнение.

2. Влияние иностранных мультфильмов на сознание несовершеннолетних (на основании социологических опросов учащихся МБОУ «Лицей №17» г. Троицка).

Секция «Экономика»

1. Расчёт процентов по кредитам (сравнительный анализ основных кредитных программ Сбербанка России и Челябинвестбанка).

2. Расчёт потребления электроэнергии в зависимости от времени года.

Секция «Право»

1. Права и обязанности несовершеннолетних (сравнительный анализ российского и американского законодательства).

2. Основные направления социальной политики РФ в последние десятилетия.

Секция «ИЗО и МХК»

1. Сравнительный анализ схем вышивки рушников Южного Урала и Сибири.

2. Новые направления в прикладном творчестве: использование нетрадиционных материалов.

3. Использование различных техник при создании инсталляций.

Секция «Физическая культура»

1. Уровень физической подготовки учащихся 5 классов на начало и конец учебного года.

2. Влияние активных занятий спортом на развитие учащихся 5-6 классов.

 

Физико-математическое направление.

Секция «Физика»

1. Влияние электромагнитного излучения на здоровье человека.

2. Влияние электромагнитного излучения на комнатные растения.

Секция «Математика»

1. Расчёт процентов по кредитам (на примере самых популярных кредитных программ, предлагаемых Сбербанком).

2. Авторские задачи по математике для учащихся 5-6 классов.

Секция «Информатика и ИКТ»

1. Компьютерные вирусы и методы борьбы с ними.

2. Сборник авторских тестовых заданий для учащихся 5-6 классов.

 

Шаг 2. Начальный этап работы над учебным проектом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: