1. Расчет пробега подвижного состава и его использование
Пробегом называется расстояние, проходимое автомобилем за определенный период времени.
Общий пробег, совершаемый автомобилем, подразделяется на производительный и непроизводительный.
Производительный пробег грузовых автомобилей (г/а) называется груженым пробегом.
Непроизводительный пробег – пробег без груза (нулевой и порожний).
Нулевым называется пробег от АТП (или другого места стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП.
Порожним (холостым) называется пробег автомобиля от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки.
Общий (суточный) пробег автомобиля по маршруту определяется по формуле:
Lобщсут=Lгр+Lх+Lн, (1)
где Lгр – производительный пробег (пробег с грузом), км;
Lх – холостой (порожний) пробег (пробег автомобиля от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки.), км.
Lн – нулевой пробег (пробег от АТП (или другого места стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП), км.
Если в дипломной работе рассматривается более одной ездки, то расчет производим и на все последующие ездки за календарный год (Loбщ.год, км).
Рассчитаем общий годовой пробег (Loбщ.год, км) и годовой груженный пробег автомобиля (Lгр.год, км):
Loбщ.год = Lобщсут × АДэ, (2)
Lгр.год = Loбщ.год × β, (3)
гдеβ коэффициент использования пробега, который показывает удельный вес груженого пробега в общем пробеге ПС и рассчитывается по формуле:
β= , (4)
Произведем расчет средней длины ездки ( км), т.е. средний груженный пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки.
, (5)
где Lгр. – общий груженый пробег, км;
nе– число ездок с грузом.
2. Расчет времени выполнения ездки
Совокупность элементов, образующих законченную операцию доставки грузов, называется циклом перевозки или ездкой.
Время выполнения ездки вычисляется по формуле ( ч):
= , (6)
где tдв – время движения (складывается из времени движения до погрузки разгрузки, времени перемещения груза до разгрузки и времени движения после разгрузки);
tп – время погрузки1);
tр – время разгрузки1);
tпр – время простоя по организационным причинам (оформление документов).
Время простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузкой за одну ездку включает время:
• ожидания погрузки-разгрузки;
• маневрирования ПС пунктах погрузки-выгрузки;
• выполнения погрузки-разгрузки.[1]
3. Расчет времени работы подвижного состава
Время пребывания на маршруте (Тм, ч ) выражается формулой:
Тм= + + tпр, (7)
где tдв – время движения(в прямом и обратном направлении);
tп - р – время простоя под погрузкой-разгрузкой.
tпр – время простоя по организационным причинам (оформление документов)
Время пребывания в наряде (Тн, ч ) измеряется количеством часов с момента выезда ПС из АТП до момента возвращения его на АТП за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи, отдых.
Тн= Тм+tн.п, (8)
где tн.п. – время, затрачиваемое на нулевой пробег.
Рассчитываем количество ездок (:
, (9)
Рассчитаем автомобиле-часы в эксплуатации (АЧэ, автомоб.ч.), которые определяем по формуле:
АЧэ= АДэ Тн, (10)
где АДэ – это количество автомобиле-дней работы по рассматриваемому маршруту (автомоб.дн.)
АДэ =Аэ Дэ αв, (11)
где Дэ –дни эксплуатации по рассматриваемому маршруту;
Аэ – это среднесписочное число автомобилей, которые работают на рассматриваемом маршруте;
αв – это коэффициент выпуска ПС за рабочий день.
Если за сбоев в работе нет, то за αв принимаем 1, если сбои происходили, то расчет производим по следующей формуле:
= , (12)
4. Расчет скорости движения подвижного состава
Различают техническую, эксплуатационную и скорость сообщения.
Техническая скорость (VТ, км/ч) – это средняя скорость движения ПС за определенный период времени движения. При ее расчете во время движения включается все краткие временные остановки, связанные с регулированием движения:
(13)
Где Lобщ – это общий пробег;
tдв – время движения (без учета времени на погрузку и разгрузку, а также время простоя по организационным причинам (оформление документов).
Эксплуатационная скорость (Vэ, км/ч ) – этот условная скорость движения ПС за время его нахождения на линии:
(14)
где Lобщ – это общий пробег;
Tн – это время в наряде.
5. Расчет производительности подвижного состава
Объем перевезенного груза (Q, т) определяется произведением фактически перевезенного груза на число ездок с грузом и выражается формулой:
Qсут=qфакт ×nг , (15)
где qфакт – количество фактического перевезенного груза
Вычисляем годовой объем перевезенного груза:
Qгод= Qсут ×АДэ,
Произведем расчет транспортной работы (Р, т/км) за сутки и за год, которая выражается формулой:
Рсут =Lгр×Qсут, (16)
Ргод = Рсут × АДэ,
Производительность ПС измеряется количеством выполненных т.км Wе или перевезенных тонн груза в единицу времени Uе.
Производительность ПС за одну ездку (:
в тоннах:
, (17)
- коэффициент использования грузоподъемности, который вычисляется по формуле:
, (18)
где qфакт – количество фактически перевезенного груза;
qном – номинальная г/п автомобиля или автопоезда.
в т.км:
, (19)
где l ег– это средний пробег с грузом;
Полученные результаты заносим в таблицу 2.3.3
Таблица 2.3.3 – Производственная программа по эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.
Наименование показателей, ед. изм. | Условное обозначение | Значение |
Количество автомобилей на маршруте, ед. | Аэ | |
Коэффициент выпуска на линию | α в | |
Автомобиле-дни в эксплуатации, автомоб.дн. | АДэ | |
Автомобиле-часы в эксплуатации, автомоб.ч. | АЧэ | |
Время в наряде, ч. | T н | |
Коэффициент использования грузоподъемности | γ | |
Общий суточный пробег автомобиля, км. | Lобщ.сут | |
Общий годовой пробег автомобиля, км. | Lобщ.год | |
Производительный пробег суточный, км. | L гр.сут | |
Производительный пробег годовой, км. | L гр.год | |
Коэффициент использования пробега | β | |
Техническая скорость, км/ч | Vт | |
Эксплуатационная скорость, км/ч | Vэ | |
Объем грузоперевозок суточный, т | Qсут | |
Объем грузоперевозок годовой, т | Qгод | |
Транспортная работа суточная, т/км | Рсут | |
Транспортная работа годовая, т/км | Ргод | |
Производительность ПС, т.км | Wе |
Вывод: