Мировые информационные сети: структура информации

Потребности формирования единого мирового информационного пространства привели к созданию глобальной компьютерной сети Internet. В настоящее время на более чем 150 миллионах компьютеров, подключенных к Internet, хранится громадный объем информации (сотни миллионов файлов, документов и так далее). В сети Internet находится информация всех областей человеческой деятельности: наука, производство, коммерция, литература, развлечения и т.д.. Глобальная сеть Internet привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами), которыми пользуется около миллиарда человек во всех странах мира.

Для миллионов людей разных профессий Интернет стал необходимым инструментом в работе и универсальным средством развлечения в часы досуга.

Информационные ресурсы, доступные через Интернет, огромны. Это десятки миллионов документов, представленных различными способами, число которых постоянно увеличивается. В зависимости от способа представления, вида и характера информации разнятся и методы доступа к ней, поэтому, прежде чем рассматривать методы поиска, рассмотрим классификацию информационных ресурсов.

Классификация сетевых информационных ресурсов может быть выражена по:

  • способу представления;
  • национально-территориальным признакам;
  • характеру содержания.

По способу представления информации информационные ресурсы можно разделить на следующие основные категории:

 

Классификация источников информации в Интернете может производиться по разным основаниям:

  1. Веб-страницы – наиболее распространенный и используемый из информационных ресурсов. Этот ресурс представляет собой страницы так называемого гипертекста, то есть текста, который может содержать в себе ссылки. Взаимосвязанная логически и посредством ссылок совокупность гипертекстовых страниц, расположенная в одном месте, представляет собой единицу, называемую сайтом (site). Страницы, наряду с текстом, могут содержать графическую, видео и звуковую информацию. В процессе просмотра гипертекстовой страницы пользователь может осуществить переход на другую страницу с помощью специальной программы - браузера. Таким образом, все Web-страницы в Интернете оказываются связаны между собой достаточно произвольным образом. Такой способ представления информации получил название Всемирной паутины (World Wide Web, или WWW). Стандартом представления данных в Интернете является язык HTML - Hyper Text Markup Language, который распознается браузером.

 

  1. Файловые серверы – представляют собой реализацию в Интернете традиционного способа предоставления информации и представляют собой компьютеры, часть дискового пространства которых доступна по Сети. Доступ к данным на таком сервере осуществляется с помощью специальных программ, поддерживающих протокол передачи файлов (FTP - File Transfer Protocol). Данный протокол в общем случае требует авторизации, то есть идентификации пользователя, запросившего доступ к данным. Для осуществления доступа к файлам со стороны произвольного пользователя Сети обычно используется так называемый анонимный вход (anonymous). Этот протокол обычно поддерживается стандартными браузерами.

 

3. Телеконференции – являются важным источником информации. Телеконференции представляют собой способ общения людей, имеющих доступ в Сеть, и предназначены для обсуждения каких-либо вопросов или распространения информации. Все телеконференции разбиты по тематическому признаку на рубрики, иначе называемые группами новостей (news groups). Информация, помещенная в телеконференцию, становится на определенное время доступна всем желающим.

За распространение информации в такой форме отвечают специальные серверы. Каждый пользователь может разместить в группе свое сообщение (статью) или послать свой ответ на чужое сообщение (статью). Таким образом, возможно получение немедленной обратной связи от множества лиц и детальное обсуждение какой-либо проблемы территориально разобщенными людьми.

Телеконференции делятся на модерируемые (управляемые), то есть такие, размещение статей в которых производится специальным человеком - модератором, осуществляющим в основном цензурные функции, и немодерируемые, размещение статей в которых производится автоматически по запросу любого пользователя Сети. В Сети существуют архивы наиболее интересных телеконференций, которые также могут быть использованы для получения информации.

4. Базы данных – в них часто содержится кроме текстовой информации также произвольную информацию: публикации, табулированные данные и т.д. В настоящий момент не существует какого-либо стандартного способа доступа к базам данных по сети Интернет. Наиболее прогрессивным способом является доступ к базам данных с помощью все тех же стандартных браузеров, так как этот способ обеспечивает максимальную потенциальную аудиторию потребителей информации.

С точки зрения занимаемых ресурсов и времени доступа, хранение информации в базах данных осуществляется гораздо более эффективно, чем в формате HTML. Для организации такого доступа со стороны базы данных необходимо использование специального программного обеспечения, осуществляющего преобразование данных к формату HTML в процессе исполнения конкретного пользовательского запроса.

Высокая ценность и большой объем информации, обычно размещаемой в базах данных, а также затраты на организацию доступа к данным со стороны Сети обусловливают в большинстве случаев платность доступа к базам данных в сети Интернет.

 

Национально-территориальный признак. Информационные ресурсы сети Internet могут быть разделены по языковому признаку. В Интернете представлены практически все основные языки, но превалирующим является английский. Многие сайты публикуются на нескольких языках.

Возможна классификация по территориальному признаку (или географическому признаку), ряд сайтов представляет информацию для потребителей определенного региона, хотя доступ к ней возможен с любой точки мира. Произвольный информационный ресурс в подавляющем большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, осуществляющей свою деятельность на определенной территории, и может быть предназначен для аудитории, находящейся преимущественно в пределах другого региона. Например, вряд ли новгородца заинтересует объявление о продаже автомобиля в Иркутске.

 

Наиболее важным аспектом классификации информационных ресурсов сети является содержание информации поскольку именно информационное наполнение (content) в конечном итоге оказывается решающим при отборе источников. В то же время как раз этот аспект может являться наиболее трудно формализуемым по причине неоднородности представленной на ресурсе информации. Один и тот же Web-сайт может содержать самую разнообразную информацию, поэтому приведенная ниже классификация в достаточной степени условна. Содержащаяся на ресурсе информация может быть схематично разделена по виду и характеру на следующие категории:

  • Тематическая информация. Наиболее ценный тип информации, непосредственно относящейся к конкретной предметной области: техническая, технологическая, маркетинговая и тому подобное. Информация этого вида редко присутствует в Сети «в чистом виде». Она, как правило, оказывается включенной в состав блоков информации одного из перечисленных ниже типов.
  • Научные публикации. Этот вид информации представляет собой статьи, рефераты, обзоры и прочие публикации научного характера, хранящиеся в Интернете. В случае подходящей темы исследования содержащаяся в нем информация может оказаться очень полезной. К этой же категории ресурсов можно отнести и статьи некоторых телеконференций. Особый вид подобных документов представляют маркетинговые исследования, которые, однако, обычно недоступны по Сети для бесплатного доступа в связи с большой коммерческой ценностью представленной в них информации.
  • Рекламная информация. Большинство Web-сайтов коммерческих компаний, представленных в Интернете, носят в той или иной степени рекламный характер. Они содержат информацию о самой фирме, о предлагаемых ею товарах или услугах, о занимающих ключевые посты людях; через сайт может осуществляться часть работы по поддержке клиентов, там обычно размещаются ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и т.п.
  • Справочная информация. Множество ресурсов в Сети содержит информацию справочного характера: разнообразные справочные материалы, ссылки на Web-сайты компаний, нормативную базу и т.д.
  • Новости. Эта информация легко доступна по Сети, однако представляет собой вид «сырой», необработанной информации, которая ценна не столько сама по себе, сколько в контексте прочих событий или в динамике развития, и часто нуждается в последующей обработке.
  • Вторичная информация. Вторичные источники предлагают систематизированную и предварительно обработанную информацию и, следовательно, обладают значительной ценностью. В качестве источников вторичной информации могут выступать ресурсы, содержащие обзоры, подборки рефератов, каталоги и другую подобную информацию, а также специализированные тематические сайты.

 

Деловая информация, необходимая предпринимательской деятельности, по этому критерию может быть разделена на следующие группы:

  • Сведения о фирмах и организациях – различают три типа серверов данной группы:
    • серверы присутствия в Интернете делятся на рекламные и информирующие. Рекламные обычно содержат 1 – 2 страницы, когда информирующие содержат более подробную информацию о фирме, о производимой ей продукции и услугах;
    • информационные серверы – их ведут информационно-аналитические агентства, в том числе государственные, чья деятельность связана с предоставлением различного рода информации потребителям;
    • интерактивные магазины – обеспечивают продажу товара посредством Интернета, при этом могут быть реализованы в электронном виде следующие функции:
      • предоставление клиенту необходимой информации о товаре и услуге;
      • оформление заказа;
      • оплата заказа (при использовании онлайновых платежных систем);
      • отправка заказа, если товаром является информация.
    • Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран – данная информация представлена в профессиональных базах крупнейших информационно-аналитических агентств мира. Серверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов Интернета. Информация о состоянии национальной экономики обычно размещается на серверах государственных структур, отвечающих за государственную поддержку экономики, также государственных статистических органов и различных экономических институтов;
    • Сведения о состоянии отраслевых рынков – анализ отраслевых рынков осуществляют специализированные маркетинговые и консалтинговые агентства, а также маркетинговые службы различных фирм и организаций. Результаты этих исследований можно получить:
      • из профессиональных баз крупнейших информационных агентств;
      • в самих агентствах, чьи сайты представлены в Интернете;
      • в многопрофильных и отраслевых журналах, регулярно публикующих обзоры рынков (Эксперт, Профиль и т.д.).
    • Деловые новости – подавляющее большинство мировых информационных агентств предоставляют потребителям доступ к деловым новостям, из которых можно выделить:
      • зарубежные (Lexis-Nexis, Dialog и т.д.);
      • отечественные (Интегрум-Техно, предоставляющий доступ к материалам 250 центральных и крупнейших региональных газет, РИА-Новости – государственное информационно-аналитическое агентство РФ, ИТАР-ТАСС – государственное информационное агентство РФ, ИНТЕР-ФАКС – агентство, входящее в состав международной информационной группы INTER-FAX INFORMATION SERVICE).

В Интернете также имеются электронные версии различных изданий, которые могут быть как платными, так и бесплатными (газеты Коммерсант, Аргументы и Факты и т.д.).

Справочная информация – списки веб-сайтов компаний, отобранных по определенному принципу, а также телефонно-адресный справочник (желтые страницы) с возможностью поиска информации по названию фирмы и виду деятельности. Также в Интернете представлены телефонные справочники городов России, стран СНГ и Балтии. Имеется информация о расписании движения поездов, авиарейсов, погоде и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: