Воспомня прошедшие семинары и более-менее здравый смысл, можно умозаключить о возможных переменах к лучшему следующее. Если у меня есть дом, две машины, три собаки, пять гектаров леса и семиметровый забор, я могу улучшить ситуацию, пристроив к дому баню, сделав из двух машин одну, а из трех собак – шесть, засеяв лес цветами и подняв забор до пятнадцати метров. Это первый тип перемен: к большому плюсу прибавляются постепенно маленькие. Второй тип меня постигнет, если я захочу жениться на женщине, не желающей вписываться в текущую обстановку. Мне придется выбирать: или получить новый плюс, отказавшись от старого, или отказаться от женитьбы. Здесь решающий момент – отказ от хорошего. Это трудно, оно ведь продолжает быть хорошим, а от него надо отказаться.
Мне кажется, Павел Анатольевич затеял опрос о сравнении Солнца с другими школами, подспудно имея в виду именно это: выявить хорошее, которое мешает лучшему. Судя по тому, что родители лайкают, в основном, поздравления и панегирики, совершенно не комментируют посты и не ходят на собрания, хорошего в школе очень много. Родителей устраивает все. Олимпиадность, фундаментальное образование, атмосфера. Про олимпиадность я высказывался, повторяться не буду. Что такое фундаментальное образование? Если я знаю, что в русском языке были две с половиной палатализации, но не знаю, отчего это им пришлось случиться и когда ожидать следующие, что-то с этими знаниями неладно. Атмосфера – единственный реальный плюс, который можно улучшать – и в сторону гибкости ума, и в сторону раскованности родителей, без кардинальных мер. Остальное существенным переменам не подлежит ввиду всеобщего удовлетворения.

О соблюдении формы НИР
Форма должна возникать органично, как растет стебель и деревенеет кора - изнутри наружу, а не снаружи внутрь. Так оно и происходит, вообще говоря, всегда, только мы не замечаем, как установленная заранее форма становится содержанием, чуждым изначальной силе, желающей раскрыться в произведении - будь то стих или диссертация. Для нормальной школы это нормально - навязывание коры будущему дереву - поскольку школа сама по себе - явление противоестественное. Если же есть желание создать нечто большее, чем школа, то НИР должна быть непредсказуемой по форме, формально аформальной.

Вежливость
Я хочу извиниться: я не знал, что надо заполнять темы, да еще и соответствующие программе. А можно написать письмо а Министерство образования примерно такого содержания: "Ваши безумные представления о литературе имеют право на жизнь, но зачем же оформлять их в виде программы? Не будет ли она похожа на анамнез и эпикриз И. Бездомного, известного поэта, и не скомпрометируется ли тем историческая роль русской культуры в глазах прогрессивной общественности, а главное - потомков, раскопавших бы сии программы с немалым изумлением?"?







