Вопрос 1. Истоки развития государств Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока

Все известные в истории цивилизации—это определенные типы человеческих сообществ…объединенных единством религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев – словом, культуры. (Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.,1996, с.133).

Этот подход положен английским историком А. Тойнби в основу различий западной, исламской, индуистской, дальневосточной и др. цивилизаций. По Тойнби, не существует единой истории человечества, значит, не существует и единой мировой цивилизации. С годами Тойнби признал, что существует возможность диалога и взаимовлияния цивилизаций, в результате которых может образовываться мировая цивилизация (по современной терминологии «глобальное общество»).

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавший­ся к III тыс. до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте.

На протяжении тысячелетий взаимоотношения развитых центров мировой цивилизации с варварской периферией были однозначными: более развитые культурные земледельческие центры влияли на отсталую периферию, что способствовало   ускорению социального, политического, экономического и культурного развития ее народов.

Существует несколько вариантов этих взаимоотношений:

В первом варианте, ближнюю периферию постепенно поглощала расширяющаяся империя.

Во втором варианте, энергично развивавшийся народ начинал вести активную политику и, в частности, вторгался в зоны тысячелетней цивилизации, подчиняя себе многие древние страны (арабы, монголы и др.).

Наконец, третьим вариантом было постепенное накопление полезных заимствованийу развитых цивилизацийи ускорение за этот счет собственного развития, но с учетом взаимных контактов и перемещений, миграций народов. Этот третийвариант был типичным для Юго‑Восточной Азии и Дальнего Востока.

Юго‑Восточная Азия (Мьянма, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Сингапур, Филиппины) – уникальный регион, место пересечения миграционных потоков и культурных влияний. В этом смысле его можно сравнить только с ближневосточным регионом. Но если ближневосточные земли были колыбелью мировой цивилизации, к ним тянутся истоки едва ли не всех древнейших народов мира, важнейших изобретений и технологических открытий, то с юго‑восточноазиатским регионом дело обстоит иначе.

Юго‑Восточная Азия, как и Ближний Восток, еще на заре антропогенеза была местом обитания человекообразных: именно здесь наука еще в прошлом веке обнаружила следы архантропов (питекантроп яванский). В юго‑восточноазиатском регионе археологи нашли следы раннеземледельческих культур едва ли не большей древности, чем ближневосточные. Однако существенная разница в том, что земледелие в этом регионе было представлено выращиванием клубне – и корнеплодных (особенно таро и ямса), но не зерновых. Этот факт самым роковым образом сказался на разнице в развитии Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Возделывание зерновыхкультур привело    ближневосточный регионк накоплению избыточного продукта, которое сделало возможным возникновение первичных очагов цивилизации и государственности. В юго-восточноазиатском регионе возделывание клубней с их менее полезными свойствами к этому не привело (клубни, в отличие от зерна, долго не сохранишь, особенно в жарком климате, да и еда эта по своему составу во многом уступает зерну). Ни местное земледелие, ни, позже, изделия из бронзы не привели здесь к возникновению древнейших очагов цивилизации и государственности, которые были бы сопоставимы с ближневосточными.

Только незадолго до начала нашей эры в юго-восточном регионе складываются первые протогосударства, возникавшие под сильным влиянием, а порой и под прямым воздействием индийской культуры.

Раскопки в долине Инда показали, что одновременно с цивилизациями Китая, Шумера, Египта и Месопотамии в Хараппе 5000 г. до н.э. Харрапская, или протоиндийская цивилизация. Обилие больших и малых рек способствовало развитию земледелия и скотоводства. Доказано существование письменности, высокоразвитых ремесел; в городах Хараппа и Мохенджо-Даро были обнаружены целые кварталы ремесленников. Начиная с середины II тыс. до н.э. коренное дравидское население Индии стало вытесняться на юг, а север превращался в арену новых этнических взаимодействий. Племена ариев первыми добрались до хараппской цивилизации, привнеся свой жизненный уклад, мифологию, язык – они и составили ядро индоевропейской культуры. Постепенно арийцы расселились по всей долине Ганга.

 Главным источником сведений об этом периоде являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов – гимнов, песнопений и магических формул.

Веды сообщают о делении индийского общества на четыре варны: брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); шудры (рабы и военнопленные).

Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), которые сохранились до наших дней.

Таким образом, в формировании индийской культуры участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев. По сути, индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.

Индийское культурное влияние (брахманизм, касты, индуизм в форме шиваизма и вишнуизма, затем буддизм) определяло социальное и политическое развитие протогосударств и ранних государств всего юго‑восточноазиатского региона. Во многом предопределил характер социальных отношений и государственной власти цивилизационный буддистский фундамент, преобладающими чертами которого являются терпеливое смирение, покорность, готовность к страданиям.

Воздействие индийской культуры было самым непосредственным: многие представители правящих домов в регионе возводили свой род к выходцам из Индии и весьма этим гордились. В религиозных верованиях и в социальной структуре, включая кастовое членение, это воздействие видно, что называется, невооруженным глазом. Но со временем влияние со стороны Индии ослабевало. Зато усиливались иные потоки культурного взаимодействия.

Прежде всего, имеется в виду Китай. Китайская цивилизация, часто называемая конфуцианской, возникла независимо от других древних цивилизаций в V – II тыс. до н.э. в бассейне среднего и нижнего течения рек Хуанхэ и Янцзы с прилегающими к ним плодородными почвами.  Китайская культура и политические традиции были заимствованы странами Дальнего Востока (Кореей, Японией) и Юго-Восточной Азии на протяжении всей их  истории, усваивалось в разном объеме, творчески перерабатывалось, обновлялось, и каждая из культур сохраняла или создавала собственные уникальные феномены.

Основные направления китайского влияния:

Во-первых, китайская модель государственности. Это централизованное имперское государство с сакральной властью правителя, наличием развитого бюрократического аппарата, формирующегося на основе экзаменов. В Китае престиж гражданской службы был выше, чем военной, бюрократия являлась также одновременно жреческим сословием и интеллигенцией.

Во-вторых, китайская иероглифическая письменность. Китайское иероглифическое письмо рассматривалось, прежде всего, как священный язык, имеющий сакральное значение как посредник между Небом и земным миром, владение письмом позволяло проводить магические процедуры, гадание и т.п. Китайская письменность была государственным официальным языком не только для говорящих на разных диалектах народов Китая, но и в Корее, Вьетнаме, Японии. Таким образом, письменный язык выступал как средство политического, экономического и культурного общения.

В-третьих, наряду с письменностью были заимствованы религиозные учения: конфуцианство, даосизм и буддизм (в махаянском варианте). Страны АТР унаследовали религию, в которой мирно уживаются «Три учения», ценности которых зачастую прямо противоположны. При этом, конфуцианство выполняет роль государственной идеологии, даосизм выступает как мистическое учение и обслуживает повседневные интересы, буддизм взял на себя роль носителя новых ценностей, выводящих человека за пределы семьи, клана, государства, повседневной и земной жизни.

В-четвертых, перенималась бытовая культура. В результате заимствования из Китая или в результате проживания в сходных природно-климатических условиях все страны буддо-конфуцианской цивилизации объединяют сходные условия повседневной жизни и быта. Рис называют «растением цивилизации». Возделывание риса определяет образ жизни и характер жителей Дальнего Востока - терпение, трудолюбие, высокую плотность населения, коллективизм, тесные социальные контакты. В одежде китайцев статусные различия преобладают над половыми (и женщины, и мужчины носят халат и штаны). Сходный тип жилища — малой площади, с легкими перегородками, с крышей на столбах, с загнутыми углами кровли.

Таким образом, китайская модель культуры заимствовалась странами АТР как целостный комплекс, включающий государственное устройство и организацию правящего класса, религиозные вероучения, письменность, литературу и искусство, бытовую культуру.

Еще позже появился в регионе и третий мощный поток культурного воздействия – мусульманский, который стал вытеснять индийское влияние. Проникновению ислама на островные территории Юго-восточной Азии способствовали морские торговые связи со странами Ближнего Востока. К концу XVI в. большинство индонезийских правителей относились уже к приверженцам ислама. Но принятие ислама не нарушило целостность культурной истории Индонезии и Малайзии. Социальные отношения по-прежнему определялись местным "адатом" (обычным правом). Не происходило никаких массовых обращений, не случилось никакого разрыва и в культурной жизни. Просто индонезийская и малайская цивилизации на протяжении столетий вбирали в себя элементы ислама, как раньше впитывали элементы индуизма и буддизма, а позже - западной культуры.

Таким образом, страны и народы Юго‑Восточной Азии развивались под влиянием трех великих цивилизаций, а Корея и Япония под влиянием китайской цивилизации.

В итоге, под воздействием диалога и взаимовлияния сложились характерные черты восточной цивилизации:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвиж­ность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизне­деятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социу­ма, богов и т. д.

4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмя­тежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Политическая история стран Востока подчинялась общим законам цикловой динамики: периоды централизации и эффективной власти сильных правителей сменялись периодами децентрализации и междоусобной борьбы, после чего вновь возникали сильные централизованные государства, обычно покровительствовавшие буддизму. Верховный собственник земли -глава государства. Крестьяне платили ренту‑налог в казну, либо монастырям и храмам. Существовала сильная, как в Индии (хотя и без каст), община, делами которой ведал общинный совет. В административном плане страны делились на провинции, области и уезды.

Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция), сформировавшийся в Северном Средиземноморье в эпоху Возрождения (XIV-XVII вв.) на основе античного мира и христианства, проник в Юго-Восточную Азию вместе с нарождающимся европейским капитализмом в XVI -XVII вв. Капиталистические государства в поисках новых рынков пришли в страны Дальнего Востока в XIX в. 

Западная цивилизация принесла на Восток свои характерные черты:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и ува­жения к человеческой личности;

3) индивидуализм, уста­новка на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеа­лы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

Азиатско-Тихоокеанский регион интересовал Запад как источник сырья для развивающейся европейской промышленности и место сбыта произведенных товаров. Произошло столкновение мировоззрений, экономических интересов местных элит и процветающих ремесел с западным капиталом, нарушался тысячелетний уклад жизни местного населения.

Страны Юго-Восточной Азии превратилась в колонии Испании, Голландии, Франции, Англии. Западные страны рассматривали колонизацию как освобождение коренных народов от средневековых предрассудков под предводительством просвещённой Европы. Китай был разделен западными странами на сферы влияния, Корея стала единственной колонией Японии, вставшей на капиталистический путь развития в конце XIX в.

С одной стороны, колонизаторы приобщили регион к мировому рынку, дали толчок для развития рыночного хозяйства; но, с другой стороны, принесли разорение, нищету, голод, жестокую эксплуатацию коренного населения и превращение стран в аграрно-сырьевой придаток Запада. Кроме того, колонизация вызвала рост национального самосознания.

Народы Юго-Восточной Азии, Китая, Кореи в самоотверженной борьбе завоевали независимость и выбрали собственный путь политического и экономического развития. На выбор пути развития повлияли черты, заимствованные у западной цивилизации. Например, такие, как частная собственность на средства производства, демократическая форма правления, индивидуализм, ориентация на новизну и др. Произошел, в итоге, союз традиционализма и инноваций, которыйпревратил Азиатско-тихоокеанский регион в один из мировых центров торговли, финансовых ресурсов и производства.

 

Вопрос 2. Основные направления современного развития региона

Перспективы прогресса в Азиатско-Тихоокеанском регионе в общем виде сводятся к тому, что конфронтация цивилизаций Восток-Запад преодолевается, продолжает развиваться взаимодействие, взаимовлияние и синтез этих цивилизаций. На этой основе постепенно складывается новый тип цивилизации, формируется евразийское пространство.

Общеизвестно, что международные отношения в АТР носят преимущественно двусторонний характер.

Межгосударственные отношения регулируются в таких организациях, как: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) объединяет 10 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. Ассоциация была создана по решению конференции министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин 8 августа 1967 г. в Бангкоке.

Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - крупнейшая региональная экономическая организация, образованная в 1989 г. в Канберре. В настоящее время в ее составе 21 страна.

Эти региональные организации разрабатывают нормы демократических форм межгосударственного общения, обеспечения безопасности, экономического сотрудничества. Особенное внимание уделяется созданию организационных и правовых основ противодействия терроризму.

Ситуацию в регионе дестабилизируют ядерный потенциал КНДР и взрывоопасная ситуация на Корейском полуострове, нестабильность в Тайваньском проливе, территориальные споры в отношении островов в Южно-Китайском море, территориальные споры Китая и Японии по поводу делимитации границы в Восточно-Китайском море, противоречия между Китаем и Тайванем по вопросам независимости острова и др.

Решение этих проблем осложняется отсутствием в регионе системы коллективной безопасности. Расстановка сил в Восточной Азии в последние десятилетия изменилась в связи с ростом экономического влияния, активизации внешней политики и территориальных претензий Китая к соседним странам. Но в АТР с послевоенного времени существует цепь американских военных баз для гарантии безопасности интересов США. При помощи военно-договорных отношений с 12 странами региона Америка имеет возможность контролировать практически всю акваторию Тихого океана, что вызывает обеспокоенность Китая и приводит к напряженности в регионе.

Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии сознательно дистанцируются от решения политических проблем военной силой,выдвигая на первый план вопросы именно экономического сотрудничества.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе постепенно сложилась региональная система разделения труда, которая стала основой интенсивного хозяйственного сближения стран региона.

В экономике АТР лидируют США, КНР и Япония, на их долю приходится 80% ВВП стран АТР. Основу экономической 

мощи этих государств составляют технические преимущества, емкость внутренних рынков, эффективность механизмов накопления капиталов и развитие сферы услуг. Но при общем доминировании в области технологий и капиталов уязвимым местом у США остается высокая стоимость трудовых ресурсов, а у Японии - зависимость от сырьевых ресурсов.

В Китае экономический прорыв начался в 80-90-е гг. XX в. За счет низкой себестоимости выпускаемой продукции (в 90-е гг. XX – начале XXI вв. уровень заработной платы в промышленности Китая был в 3-5 раз ниже, чем Сингапуре, и в 2 раза ниже, чем в Южной Корее) экспортная продукция Китая выигрывает в конкурентной борьбе с товарами, произведенными в Южной Корее, Сингапуре и Японии.

Преимущества экономики Китая также связанны с богатыми природными ресурсами и с очень большим населением. Китай создал мощную научно-исследовательскую базу, которая обеспечивает прорывы мирового значения в области космической промышленности, в спутниковой связи, в отдельных видах электроники и т.д. Слабыми местами китайской экономики является недостаток капитальных ресурсов, современных технологий, доведенных до этапа массового внедрения.

Канада, Австралия, Новая Зеландия обладают значительными природными ресурсами, поэтому в них достаточно развитые сырьевые отрасли экономики, но недостаточно трудовых ресурсов.

Уязвимым местом «новых индустриальных экономик» - Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Гонконга (провинция Китая) в экономике является недостаток природных ресурсов и слабое развитие фундаментальных наук.

 Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Мьянма, Лаос и Камбоджа имеют большой рынок сбыта, достаточные трудовые ресурсы и уникальные природные богатства. На них приходится 85% мирового производства натурального каучука, 83% пальмового масла, 67% олова и копры, 60% добычи меди, а также значительная часть мирового запаса древесины.

Благодаря Китаю, Японии, Таиланду, Малайзии, Филиппинам и Индонезии Восточная Азия сегодня рассматривается как один из трех основных, наряду с Северной Америкой и Западной Европою, мировых центров производства, торговли и инвестиций. При этом ее позиции в данном треугольнике по ряду важных параметров заметно усиливаются.

Так, Восточная Азия заняла лидирующие позиции в производстве бытовой электроники, продукции информационных технологий, транспортного машиностроения, композитных материалов и др. В производстве данных видов продукции обращает на себя внимание, прежде всего, быстрый и существенный рост доли Китая. Страны АСЕАН по ряду товаров также увеличивают долю, но в большинстве случаев ведут нелегкую борьбу за сохранение позиций, отступая под давлением Китая. Удельный вес Японии, как правило, или является стабильным, или снижается, иногда заметно.

Такие развитые страны АТР, как Австралия и Новая Зеландия, обратили внимание на большой потенциал рынков Восточной Азии, стали придавать все меньшее значение отношениям с США и Европой и наращивают объемы обмена товарами и капиталами со своими азиатскими соседями.

В целом, экономика Восточной Азии растет быстрее североамериканской и западноевропейской.   В настоящее время на долю АТР приходится 40 % всех торговых операций, 60 % мировой индустрии. 

Россия в последнее десятилетие стала полноправным членом АТЭС. Огромным резервом и надеждой всего региона являются Сибирь и Дальний Восток, разрабатываются планы совместного освоение данных территорий. Предполагается, что зона экономического сотрудничества преимущественно будет формироваться не на межгосударственной базе, а на основе взаимодействия крупного и среднего капитала и органов местного самоуправления. Такая форма организации сотрудничества считается более гибкой, так как позволяет избежать многих трудностей в сложных и противоречивых политических отношениях между странами региона.

В разработке данных проектов Япония и Южная Корея предоставляют капитал и передовые технологии; российский Дальний Восток - богатые природные ресурсы; Северо-восток Китая - рабочую силу и продукты сельского хозяйства и легкой промышленности; Северная Корея - рабочую силу и минеральные ресурсы.

В целом, обстановка в АТР характеризуется состоянием равновесия, при этом есть предпосылки для утверждения стабильности, и вместе с тем существует не мало нерешенных вопросов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: