Эти нормы просуществовали в Китае 2 тыс. лет и наложили значительный отпечаток на деятельность императорских властей.
Например, крестьянский вождь Лю Бан, став основателем династии Хань, установил социальную справедливость. Реформы начал с аграрной: налог на крестьян уменьшил до одной пятнадцатой урожая, крестьянам вернули наделы. Налоги потекли в казну. Одновременноограничил частного собственника: запретил ездить верхом, в каретах, носить шелка, занимать государственные должности, налоги на частника были увеличены. Император этой же династии У-Ди (140-87 гг. до н.э.) у крупных земельных собственников конфисковал земли и рабов. Ввел государственную монополию на виды деятельности, приносившие наиболее высокую прибыль: выплавку железа, добычу соли, изготовление вина.
В династии Мин (1368-1644гг.) был введен запрет на частную внешнеторговую деятельность. Частная торговля - легальная и доходная для казны, однако общественное мнение считало ее недостойное уважения. Обогащение одних за счет других, по мнению китайцев, противоречит идеалам Конфуция.
|
|
Наказания чиновников за коррупцию встречали в Китае поддержку всего общества. Особенно яркие примеры можно привести из практики династии Мин. Обычной практикой было наказание высокопоставленных чиновников за коррупцию ударами палок в присутствии всего двора. Известны случаи, когда чучело казненного коррумпированного чиновника выставляли в кабинете его преемника в назидание.
Поэтому, в Китае не было кричащей имущественной разницы между людьми одного социального слоя. Каждый имел столько, сколько ему положено (в соответствии с его положением в обществе).