Император У Ди провозгласил конфуцианство официальной государственной идеологией. В таком качестве оно продержалось до Синьхайской революции 1911 г

В Ханьской империи приобрела значительную силу бюрократическая прослойка. Желая иметь штат послушных чиновников, У Ди создал школу, в которой обучались дети незнатных фамилий. По окончании они сдавали экзамены в присутствии государя. Этим было положено начало экзаменационной системе китайских империй. Отобранные самим Сыном Неба и выдвинутые на различные посты, выпускники дворцового училища беспрекословно ему повиновались, поскольку от службы императору зависело их материальное и социальное благополучие.

Умелое использование экзаменаци­онной системы, системы рекомендаций и установление родственных связей между отдельными семьями чиновников способствовали возникновению в эпоху Хань нового социального слоя — бюрократии. Этот слой сыграл значительную роль в истории китайского государства. К началу нашей эры в Китае большинство административных постов занимали члены крупных чиновничьих кланов. Некоторые из них функционировали в сфере управления более тысячи лет. 

При У Ди продолжала активизироваться внешняя поли­тика. В то время серьезную опасность для Китая представлял гуннский союз, созданный на севере. Перед тем как начать войну против гуннов, император послал сво­его представителя Чжан Цяняна запад на поиски союзников. Чжан Цянь попал к гуннам в плен и вернулся лишь через 10 лет, собрав много важных сведений о «западных странах». Он впервые открыл путь из Китая через пустыни и горы в Среднюю Азию, (в Европе получил название Великого шелкового пути). По этому пути Китай стал вывозить шелк, железо, драгоценные металлы, лако­вые изделия, пряности. Многие из этих товаров достигали даже Римской империи.

Китайское общество в эпохи Цинь и Хань следует рассматривать как рабовладельческое. Рост крупной частной земельной собственности, подъем ремесленного производства, развитие торговли и денежных отношений ускорили разложение общины и развитие рабовладельческих отношений.

Государство использовало рабов на рудных и соляных промыслах, в сельском хозяйстве, ремесленных мастерских и на различных тяжелых работах.

Однако, основными производителями материальных благ и налого­плательщиками оставались свободные общинники, владев­шие небольшими земельными наделами. С ростом богатства крупных землевладельцев все большее число общинников, свободных арендаторов и наемных работников попадало в зависимость от крупных землевладельцев. Таким образом, в недрах рабовладельческого строя в первых веках нашей эры в Китае возник феодальный уклад.

Сложившиеся в этот период социальные отношения вели к обострению противоречий в обществе, и это нашло свое отражение в восстаниях рабов, которые на протяжении I в. до н. э. повторялись неоднократно. Обострились также отношения между крупными землевладельцами, богатыми купцами, ростовщиками и образованными людьми. На этом фоне группировка сановников совер­шила дворцовый переворот и возвела на престол родственника императора Ван Мана (9-23 гг.н.э.).

Стремясь остановить быстрое развитие частного землевладения и работорговли, Ван Ман издал в 9 г. указ о ликвидации частной земельной собственности. Вся земля объявлялась собственностью правителя. Запре­щалась купля-продажа земли и рабов. Ван Ман пытался восстановить древнюю систему общинного землепользова­ния, однако преобразования встретили решительное сопротивление богатых землевладельцев и рабовладельцев. Ван Ману пришлось отступить, и вновь разрешить куплю-продажу земли и рабов.

Зачеркнуть с помощью одного законодательного акта весь путь, пройденный древнекитайским обществом за полтысячелетия, и вернуться к идеализированным конфуцианцами порядкам эпохи Чжоу было невозможно.

Реформы Ван Мана привели к политическому кризису. В 15-18 гг. в различных районах страны вспыхнули восстания. Основу повстанческих от­рядов, насчитывавших десятки тысяч человек, составляли бедные общинники, рабы и беглые воины. В восстании принимали участие и крупные частные земельные собственники, недовольные реформами Ван Мана. На борьбу с восставшими Ван Ман снарядил армию во главе с самыми лучшими полководцами.

В 23 г. один из отрядов под руководством Лю Сюаня, которого к тому времени провозгласили ханьским императором под именем Гэн Ши, овладел столицей империи. Ван Ман был обезглавлен.

Крупные владельцы земли и рабов постепенно восстановили свои позиции. Положение же простого народа становилось все тяжелее. Центральная власть постепенно ослабевала, поскольку «сильные дома» не допускали вмешательства чиновников в свои владения. Казна получала все меньше податей, войско резко сокращалось.

В таких условиях в империи возникла острая борьба между двумя политическими группировками. Одна из них представляла интересы чиновников, преподавателей и учащихся, их называли группировкой «ученых». Другая выражала сепаратистские устремления «сильных домов» и была представлена евнухами у трона.

Во II в. н. э. гаремные ев­нухи стали играть исключительно большую роль при дворе. Группировка евнухов выдвигала на трон малолетних импе­раторов, которые целиком подпадали под их влияние. Пользуясь поддержкой императоров, евнухи назначали на высшие государственные должности своих ставленников. Их родственники становились крупными чиновниками в областях и уездах. Занимаясь вымогательствами и взяточничеством, они наживали огромные богатства. Безудержное самоуправство евнухов привело к сильнейшей коррупции и разложению государственного аппарата.

Группировка «ученых» представляла императору много­численные доклады о злоупотреблениях евнухов и требова­ла расследования их дел. В 169 г. н. э. «ученые» по­пытались совершить государственный переворот и возвести на престол своего ставленника. Заговор был раскрыт. После неудачной попытки дворцового переворота евнухи окончательно прибрали к рукам власть в стране.

В это время активизировалась деятельность различных тайных организаций. Наиболее активной среди них была даосская секта «Тайпиндао» (Путь к великому равенству). Приверженцы секты повязывали головы желтыми платка­ми, поэтому движение получило название «Желтые повяз­ки». В 184 г. члены секты, объединившиеся в отряды, восстали в провинциях Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Хубэй. Повстанцы убивали чиновников, захватывали и раздавали народу иму­щество богатых землевладельцев, опустошали продоволь­ственные склады, освобождали рабов.

Высланные против пов­станцев правительственные войска терпели одно поражение за другим. В виду беспомощности императорского двора и сознавая опасность своего положения, крупнейшие пред­ставители «сильных домов» и вид­ные полководцы стали самостоятельно бо­роться с повстанцами. Их войска действовали с крайней жестокостью, не щадя ни детей, ни женщин, ни сдавшихся в плен. Они сжигали селения, а черепа    убитых собирали в высокие пирамиды.Только к 205 г. армиям господствующего класса удалось полностью расправиться с отрядами «Желтых по­вязок».

Движение «Желтых повязок» и другие восстания конца II в. н. э. выявили полную несостоятельность Ханьской им­перии в деле защиты интересов господствующего класса. Усмирители восстания - главы «сильных домов» и ханьские полководцы - перестали считаться с императором и начали ожесточенную междоусобную борьбу за власть, которая привела к уничтожению Ханьской империи и распаду Китая на три самостоятельных царства.

За 400 лет существования династия Хань оставила заметный след в развитии китайской   цивилиза­ции. В I в. был создан трактат «Математика в девяти гла­вах», в котором впервые дается описание действий с отрицательными числами. Большие успехи достигнуты в облас­ти градостроительства и архитектуры. Города стали возво­дить по заранее составленному плану, зодчие начали стро­ить здания с многоярусной крышей, которые впоследствии стали традиционными. Была изобретена бумага и   со­вершенствовалась письменность. В период правления У Ди была создана музыкальная палата Юэфу. Сыма Цянь создал фундамен­тальный летописный труд «Исторические записки», в кото­ром описал историю Китая с древнейших времен до перио­да правления У Ди.

Во время правления династии Хань в Китай начал про­никать буддизм, были от­крыты первые буддийские монастыри. В то же время началась постепенная трансформация древнего даос­ского учения в религию, в которой основные принципы даосизма   сочетались с элементами народных верований и мифами.

Одним из главных итогов древнего периода (2 тыс. лет до н.э. – 220 г. н.э.) истории Китая было формирование конфуцианского отношения к жизни и имперской идеи, которые последующие две тысячи лет оставались фундаментом китайской цивилизации.

Тема 3. Традиционный Китай (220 г. н.э. – середина XIX в.)

1. Особенности жизнедеятельности китайской империи.

2. Основные этапы истории традиционного Китая.

 

   Хронология китайской цивилизации:

История Китая неразрывна 4 тыс. лет:

1. Архаический Китай (от раннего палеолита до возникновения государств)

2. Древний Китай (2 тысячелетие до н.э. -220 г. н.э.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: