В Ханьской империи приобрела значительную силу бюрократическая прослойка. Желая иметь штат послушных чиновников, У Ди создал школу, в которой обучались дети незнатных фамилий. По окончании они сдавали экзамены в присутствии государя. Этим было положено начало экзаменационной системе китайских империй. Отобранные самим Сыном Неба и выдвинутые на различные посты, выпускники дворцового училища беспрекословно ему повиновались, поскольку от службы императору зависело их материальное и социальное благополучие.
Умелое использование экзаменационной системы, системы рекомендаций и установление родственных связей между отдельными семьями чиновников способствовали возникновению в эпоху Хань нового социального слоя — бюрократии. Этот слой сыграл значительную роль в истории китайского государства. К началу нашей эры в Китае большинство административных постов занимали члены крупных чиновничьих кланов. Некоторые из них функционировали в сфере управления более тысячи лет.
При У Ди продолжала активизироваться внешняя политика. В то время серьезную опасность для Китая представлял гуннский союз, созданный на севере. Перед тем как начать войну против гуннов, император послал своего представителя Чжан Цяняна запад на поиски союзников. Чжан Цянь попал к гуннам в плен и вернулся лишь через 10 лет, собрав много важных сведений о «западных странах». Он впервые открыл путь из Китая через пустыни и горы в Среднюю Азию, (в Европе получил название Великого шелкового пути). По этому пути Китай стал вывозить шелк, железо, драгоценные металлы, лаковые изделия, пряности. Многие из этих товаров достигали даже Римской империи.
Китайское общество в эпохи Цинь и Хань следует рассматривать как рабовладельческое. Рост крупной частной земельной собственности, подъем ремесленного производства, развитие торговли и денежных отношений ускорили разложение общины и развитие рабовладельческих отношений.
Государство использовало рабов на рудных и соляных промыслах, в сельском хозяйстве, ремесленных мастерских и на различных тяжелых работах.
Однако, основными производителями материальных благ и налогоплательщиками оставались свободные общинники, владевшие небольшими земельными наделами. С ростом богатства крупных землевладельцев все большее число общинников, свободных арендаторов и наемных работников попадало в зависимость от крупных землевладельцев. Таким образом, в недрах рабовладельческого строя в первых веках нашей эры в Китае возник феодальный уклад.
Сложившиеся в этот период социальные отношения вели к обострению противоречий в обществе, и это нашло свое отражение в восстаниях рабов, которые на протяжении I в. до н. э. повторялись неоднократно. Обострились также отношения между крупными землевладельцами, богатыми купцами, ростовщиками и образованными людьми. На этом фоне группировка сановников совершила дворцовый переворот и возвела на престол родственника императора Ван Мана (9-23 гг.н.э.).
Стремясь остановить быстрое развитие частного землевладения и работорговли, Ван Ман издал в 9 г. указ о ликвидации частной земельной собственности. Вся земля объявлялась собственностью правителя. Запрещалась купля-продажа земли и рабов. Ван Ман пытался восстановить древнюю систему общинного землепользования, однако преобразования встретили решительное сопротивление богатых землевладельцев и рабовладельцев. Ван Ману пришлось отступить, и вновь разрешить куплю-продажу земли и рабов.
Зачеркнуть с помощью одного законодательного акта весь путь, пройденный древнекитайским обществом за полтысячелетия, и вернуться к идеализированным конфуцианцами порядкам эпохи Чжоу было невозможно.
Реформы Ван Мана привели к политическому кризису. В 15-18 гг. в различных районах страны вспыхнули восстания. Основу повстанческих отрядов, насчитывавших десятки тысяч человек, составляли бедные общинники, рабы и беглые воины. В восстании принимали участие и крупные частные земельные собственники, недовольные реформами Ван Мана. На борьбу с восставшими Ван Ман снарядил армию во главе с самыми лучшими полководцами.
В 23 г. один из отрядов под руководством Лю Сюаня, которого к тому времени провозгласили ханьским императором под именем Гэн Ши, овладел столицей империи. Ван Ман был обезглавлен.
Крупные владельцы земли и рабов постепенно восстановили свои позиции. Положение же простого народа становилось все тяжелее. Центральная власть постепенно ослабевала, поскольку «сильные дома» не допускали вмешательства чиновников в свои владения. Казна получала все меньше податей, войско резко сокращалось.
В таких условиях в империи возникла острая борьба между двумя политическими группировками. Одна из них представляла интересы чиновников, преподавателей и учащихся, их называли группировкой «ученых». Другая выражала сепаратистские устремления «сильных домов» и была представлена евнухами у трона.
Во II в. н. э. гаремные евнухи стали играть исключительно большую роль при дворе. Группировка евнухов выдвигала на трон малолетних императоров, которые целиком подпадали под их влияние. Пользуясь поддержкой императоров, евнухи назначали на высшие государственные должности своих ставленников. Их родственники становились крупными чиновниками в областях и уездах. Занимаясь вымогательствами и взяточничеством, они наживали огромные богатства. Безудержное самоуправство евнухов привело к сильнейшей коррупции и разложению государственного аппарата.
Группировка «ученых» представляла императору многочисленные доклады о злоупотреблениях евнухов и требовала расследования их дел. В 169 г. н. э. «ученые» попытались совершить государственный переворот и возвести на престол своего ставленника. Заговор был раскрыт. После неудачной попытки дворцового переворота евнухи окончательно прибрали к рукам власть в стране.
В это время активизировалась деятельность различных тайных организаций. Наиболее активной среди них была даосская секта «Тайпиндао» (Путь к великому равенству). Приверженцы секты повязывали головы желтыми платками, поэтому движение получило название «Желтые повязки». В 184 г. члены секты, объединившиеся в отряды, восстали в провинциях Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Хубэй. Повстанцы убивали чиновников, захватывали и раздавали народу имущество богатых землевладельцев, опустошали продовольственные склады, освобождали рабов.
Высланные против повстанцев правительственные войска терпели одно поражение за другим. В виду беспомощности императорского двора и сознавая опасность своего положения, крупнейшие представители «сильных домов» и видные полководцы стали самостоятельно бороться с повстанцами. Их войска действовали с крайней жестокостью, не щадя ни детей, ни женщин, ни сдавшихся в плен. Они сжигали селения, а черепа убитых собирали в высокие пирамиды.Только к 205 г. армиям господствующего класса удалось полностью расправиться с отрядами «Желтых повязок».
Движение «Желтых повязок» и другие восстания конца II в. н. э. выявили полную несостоятельность Ханьской империи в деле защиты интересов господствующего класса. Усмирители восстания - главы «сильных домов» и ханьские полководцы - перестали считаться с императором и начали ожесточенную междоусобную борьбу за власть, которая привела к уничтожению Ханьской империи и распаду Китая на три самостоятельных царства.
За 400 лет существования династия Хань оставила заметный след в развитии китайской цивилизации. В I в. был создан трактат «Математика в девяти главах», в котором впервые дается описание действий с отрицательными числами. Большие успехи достигнуты в области градостроительства и архитектуры. Города стали возводить по заранее составленному плану, зодчие начали строить здания с многоярусной крышей, которые впоследствии стали традиционными. Была изобретена бумага и совершенствовалась письменность. В период правления У Ди была создана музыкальная палата Юэфу. Сыма Цянь создал фундаментальный летописный труд «Исторические записки», в котором описал историю Китая с древнейших времен до периода правления У Ди.
Во время правления династии Хань в Китай начал проникать буддизм, были открыты первые буддийские монастыри. В то же время началась постепенная трансформация древнего даосского учения в религию, в которой основные принципы даосизма сочетались с элементами народных верований и мифами.
Одним из главных итогов древнего периода (2 тыс. лет до н.э. – 220 г. н.э.) истории Китая было формирование конфуцианского отношения к жизни и имперской идеи, которые последующие две тысячи лет оставались фундаментом китайской цивилизации.
Тема 3. Традиционный Китай (220 г. н.э. – середина XIX в.)
1. Особенности жизнедеятельности китайской империи.
2. Основные этапы истории традиционного Китая.
Хронология китайской цивилизации:
История Китая неразрывна 4 тыс. лет:
1. Архаический Китай (от раннего палеолита до возникновения государств)
2. Древний Китай (2 тысячелетие до н.э. -220 г. н.э.)