Традиционный Китай (220 г.н.э. -1912 г.)

Эпоха троецарствия (220 - 280 гг.н.э.). На территории ранее единого имперского Китая образовались три царства Вэй, Шу, У.

Западная Цзинь (265-316 гг. – непродолжительное объединение страны с восстановлением централизованной власти

Эпоха Южных и Северных династий - (317-589 гг.)

Династия Суй (589-618) - вновь объединенный Китай

Династия Тан (618-907 гг.)

60 лет (с 907 по 960 гг.) в Китае продолжался период раздробленности.

Династия Сун (960-1279 гг.)

В 1115 г. в Маньчжурии и на территории современного Приморья возникло государство чжурчженей - империя Цзинь. Чжурчжени завоевали северную часть империи Сун. Китай вновь оказался расколотым на две части — северную, включающую империю Цзинь, и южную — территория империи Южная Сун.

Империя Юань (1271—1367 гг.) – завоевание Китая монголами

Династия Мин (1368 - 1644 гг.)

Династия Цин (1644 по 1912 гг).- господство маньчжуров в Китае

4. Современный Китай (1912 г. - по настоящее время)

 

Вопрос 1. Особенности жизнедеятельности китайской империи.

На жизнедеятельность китайской империи значительное влияние оказали ряд ключевых особенностей, которые начали формироваться в эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г.н.э.) и продолжали трансформироваться в продолжение последующих двух тысяч лет.

Во-первых, каждая династия сменяла предшествующую в обстановке тяжелого экономического кризиса, восстаний и ослабления централизованной власти.

В чем причина экономического кризиса?

В Китае с эпохи Хань существовало 2 формы землевладения:

1. Государственные земли - жили и работали земледельцы, платили налоги и несли различные повинности в пользу государства.

2. Казенные, служебные земли - раздавались в условное владение чиновникам и высшей знати. Крестьяне платили налоги не государству, а владельцам этих земель.

Государственные крестьяне обрабатывали земельные наделы и платили налоги в государственную казну, китайская империя была крепкой и жизнеспособной. Если власть императора ослабевала, чиновники, аристократы и богатые крестьяне захватывали наделы государственных крестьян, налоги в казну переставали поступать. Результат всегда был однозначен: казна пустела, произвол на местах усиливался (поборы, взятки, захват государственных земель). Крестьяне сопротивлялись резкому ухудшению условий жизни, вспыхивали крестьянские войны, которые уничтожали богатых собственников, появлялась новая династия, проводились новые реформы (первая - всегда аграрная), земля возвращалась крестьянам, налоги стали поступать в казну, наступал очередной расцвет Китая.

В ходе крестьянских войн образовались династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г.н.э.), Сун (960-1279 гг.), Тан (618-907 гг.), Мин (1368 - 1644 гг.).

Во-вторых, опорой власти китайского императора был высокопрофессиональный бюрократический аппарат.

 С древности в Китае существовало правило - государством правят мудрые и способные.

Высокопрофессиональный бюрократический аппарат начал складываться в эпоху Хань.

Бюрократия центра стремилась сохранить в своих руках контроль по всей империи. Местная элита выступала против усиления власти столичных чиновников. Поэтому, остро стоял вопрос о праве на должность. Система управления страной стала основываться на принципах конфуцианства.

В итоге:

1. Возникла оценка кандидата на должность. Сведения о кандидате собирали среди соседей, родственников, знакомых (это правило просуществовало несколько веков и базировалось на конфуцианском идеале цзюнь-цзы).

2. Введена система обучения кандидатов на государственные должности. Во время правления династий Хань и Тан были основаны учебные заведения для чиновников.

3. Во время правления династий Хань, Тан и Сун введена система экзаменов на должность, которая просуществовала практически весь имперский период Китая. Экзамен проводился под надзором специальной комиссии со стороны, в закрытом помещении, в письменной форме. Для сдачи экзамена кандидаты на должность должны были показать знания по философии, истории, конфуцианским законам, сочинениям древних авторов, уметь сочинять стихи. Экзамен выдерживали только 3-4 % из числа кандидатов. Система экзаменов на должность - единственный путь к должности чиновника.

Социальное происхождение роли не играло. Важнее - хорошо образованный, надежный человек у власти. Статус чиновника на детях не отражался. Дети свой путь к власти начинали с самого начала. Известны случаи, когда жители деревень в складчину учили деревенского мальчика, если видели в нем выдающиеся способности.

Система экзаменов на должность укрепляла престиж образованных людей, они освобождались от физического труда, телесных наказаний, получали хорошие должности и жалование.

 Должность чиновника в Китае была престижна и давала реальную власть. Нередко чиновники были коррумпированы. Для борьбы с коррупцией императоры создают осведомительные шпионские службы (например, евнухов). В династии Мин на шпионские службы и родственников императора, исполняющих функции контроля, тратилось 37% дохода казны, а на содержание чиновников (2% населения с членами семьи) расходовалось 25% дохода казны. В итоге, аппарат власти разбухал, налоги росли, недовольство властью усиливалось, наступал экономический кризис, который сопровождался крестьянскими и феодальными войнами, и сменой династии.

В-третьих, с огласно учению Конфуция, в обществе должны соблюдаться нормы:

Социальная справедливость

Отнять излишки у богатых


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: