Вопрос 2. Образование Китайской империи

Период Борющихся царств  длился 200 лет (475-256 гг. до н.э.) и сопровождался восстаниями, разбоями и т.д. Города-государства поглощались крупными царствами. Правитель самого сильного государства Цинь - Ин Чжэн завоевал соседние царства и провозгласил себя императором Ши-Хуанди ("Первый священный император"). Ши-Хуанди стал основателем китайской империи Цинь (221-201 гг. до н.э.) - самого могущественного государства Азии.

Образование единого государства привело к перемене всего образа жизни местного населения. Чтобы истребить память о прежних царствах, Ши-Хуанди уничтожил границы ранее самостоятельных семи государств, разделил завоеванные земли на 36 провинций, назначил в них наместников, которые подчинялись лично ему. Он велел разрушить городские стены, срыть оборонительные укрепления и устранить все преграды для свободного передвижения. Повсюду развернулось строительство новых дорог для быстрого сообщения между различными частями империи.

Политическая деятельность Ши-Хуанди и его сановников основывалась только на логике закона. Невыполнение закона по соображениям гуманности считалось недозволенной слабостью. Ши-хуанди имел железную волю и не терпел никакого неподчинения.

Ближайший советник императора Хань Фэй-цзы разработал законодательство по управлению империей (в историю оно вошло под названием легизм):

Основа государства - культ закона и распоряжений вана.

Основной метод управления - хорошо налаженная бюрократическая машина. Равенство всех перед законом.

Средства поддержания авторитета власти - четкие предписания. За выполнение - вознаграждение. За невыполнение - суровое наказание. Система наказаний отличалась крайней жестокостью: за особо тяжкие преступления - уничтожались все родственники преступника по трем линиям родства - отца, матери, жены. За менее тяжкие преступления предусматривалось калечение, каторга, закапывание жильем в землю, а самой легкой казнью считалось обезглавливание.

Противниками власти объявлялись аристократы и частные собственники. Над ними устанавливался контроль государства. Тем самым, в стране была установлена единоличная деспотическая власть.

 Ши-Хуанди ввел единую денежную единицу, единицы измерения, общегосударственную письменность, имущественные и социальные гарантии населения, военно-бюрократический аппарат. Вся страна была приведена к однообразию. Даже колея на дорогах была одного размера, так как у всех повозок между колесами было одинаковое расстояние.

 Хань Фэй-цзы убедил императора, что последователи Конфуция своими рассуждениями о гуманности и справедливости сбивают людей с толку и подрывают авторитет императора. Ши-Хуанди приказал уничтожить все труды Конфуция. Изучение древней литературы было запрещено (кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и гаданию). Сотни видных представителей гуманитарной интеллигенции были казнены. Насильственные действия встретили возмущение в китайском обществе, но 460 видных оппозиционеров были живыми закопаны в землю.

Умиротворив Поднебесную, Ши-хуанди развернул наступление на окрестных варваров. Император прогнал воинственных сюнну (гуннов) с территории Китая и повелел строить Великую стену в качестве заслона от кочевников.

Располагая благодаря жесткому законодательству, большим количеством каторжников, Ши-хуанди развернул крупномасштабное строительство. Помимо значительной части Великой китайской стены и новых дорог в его царствование было построено множество дворцов. Он много сделал для развития земледелия, так как понимал, что богатое, лояльное к власти крестьянство – главный залог процветания его империи.

Ши-Хуанди не выносил разговоров о смерти, и приближенные эту тему не трогали. Он расходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти. Задолго до смерти стала сооружаться его гробница и наполняться драгоценностями и произведениями искусств. Когда император умер, вместе с ним захоронили всех бездетных наложниц, заживо замуровали всех мастеров и тех, кто заполнял гробницу драгоценностями. Затем гробницу окружили рвом из ртути. В 1974 г. вблизи гробницы Ши Хуанди была обнаружена терракотовая армия: 520 воинов и 24 лошади в натуральную величину. Предполагается, что здесь находилось до 6 тысяч глиняных статуй. Каждая статуя воплощала человека с индивидуальными чертами лица.

Попытка создать империю на фундаменте жестоких законов провалилась: осенью 209 г. до н.э. группа бедных молодых людей направлялась к границе отбывать воинскую повинность. Дорога была очень трудной, и новобранцы не смогли прибыть в пункт назначения в указанный срок, их ждала смертная казнь. Призывники подняла восстание, которое поддержали все слои населения. Восставшие захватывали города и убивали чиновников. Вооруженные выступления продолжались 3 года, и в 206 г. до н.э. руководитель восстания - староста небольшой деревушки Лю Бан - основал новую династию – Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).

Лю Бану досталось тяжелое наследство. Страна лежала в руинах. Руководители повстанческих от­рядов требовали своей доли власти. На северной границе активизировались гунны. Стремясь возродить государство, Лю Бан отменил наиболее жестокие наказания, практиковавшиеся в империи Цинь. Смертная казнь стала исключительной мерой: только для убийц и грабителей.

 Была объявлена широкая амнистия, изгнанные и беглецы от прежнего режима вернулись домой, им были возвращены земли и имущество. Лю Банво многом унаследовал старую легистскую систему управления, но одновременно опирался на советников из числа последователей Конфуция.

Император снизил налоги с крестьян, обложил высоким налогом богатых торговцев, санкционировал ирригационные работы. Большая часть земель и подданных по-прежнему оставалась под властью императора, однако часть земель была роздана родственникам и приближенным императора. Со временем новоявленные ваны стали полноправными хозяевами «своих» территорий. Они начали отливать монету, занялись добычей соли. Когда же правительство попыталось несколько ограничить своевластие местных правителей, то в ответ на это в 154 г. до н. э. вспыхнул мятеж ванов.

Сепаратистские тенденции местных ванов окончательно были пресечены лишь при императоре У Ди (140-87 гг. до н. э.), который издал указ о разделе пожалованных территорий между всеми наследниками владельца и, тем самым, ослабил влияние сильных домов. Кроме того, У Ди конфисковал у крупных земельных собственников сотни тысяч му (китайская мера площади, равная 1/15 га) земли и десятки тысяч рабов.

 У Ди восстановил циньскую государственную структуру управления с сильной центральной властью и огромным административ­ным аппаратом.

У Ди возобновил государственную монополию на добычу и производство железа, соли, отливку монет и ввел монополию на вино.

Централизованное государство нуждалось в единой господствующей идеологии. Императоры династии Хань бороться с конфуцианством не стали. Указ Ши-Хуанди о запрете конфуцианства был отменен. Книги Конфуция были восстановлены по памяти. Аристократы стали придерживаться ритуалов, расписанных Конфуцием. Последователи Конфуция приняли тезисы легистов, оправдывающие авторитарную власть в интересах сильного государства, и стали утверждать, что хорошее правление возможно лишь там, где имеются законы.Новые законы основывались на законодательстве Ши-Хуанди.

Произошел синтез конфуцианства и легизма. Конфуцианство обращается к самосознанию человека (пряник), легизм - заставляет исполнять законы (кнут). В Китае и кнут и пряник применяли во имя общей цели - сильного государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: