Тема 2. Древний Китай (2 тыс. до н.э. - 220 г. н.э.) – создание фундамента для современного Китая

1. Формирование национальной идеи китайской цивилизации.

2. Образование Китайской империи.

 

Хронология китайской цивилизации:

История Китая неразрывна 4 тыс. лет:

1. Архаический Китай (от раннего палеолита до возникновения государств)

Древний Китай (2 тысячелетие до н.э. -220 г.н.э.)

Династия Чжоу (1027 -256 гг. до н.э.). Разделяется на Ранняя (Западная) Чжоу (1027 – 771 гг. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу (771 – 256 гг. до н.э.). Поздняя Чжоу распадается на период – Весен и Осеней (771 – 475 гг. до н.э.) и период Борющихся царств (475 – 256 гг. до н.э.).

Империя Цинь (221-201 гг. до н.э.)

Династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).

 

3.Традиционный Китай (220 г.н.э. -1912 г.)

4. Современный Китай (1912 г. - по настоящее время)

 

Вопрос 1. Формирование национальной идеи китайской цивилизации.

Весь период существования Древнего Китая можно определить, как создание фундамента для великого государства.

Известно, что первые предки китайцев жили на территории современного Китая 400 тысяч лет назад. Эпохи правления пяти государей древности: Желтого императора, Чжуань-сюя, Гао-синя, Яо и Шунь, эпоха династии Ся, продолжавшиеся с конца XXVII в. до н.э. до середины XVIII в. до н.э., считаются мифическими.

Время возникновения государства Шан-Инь (2 тыс. до н.э.) до сих пор не определено. В эпоху Шан-Инь появляются основы политического устройства, зарождается письменность, развивается земледелие.

Шан - Иньская династия была свернута следующей династией – Чжоу (1027 -256 гг. до н.э.). Существует две точки зрения на происхождение чжоусцев. Одни считают, что чжоусцы были кочевниками, а другие говорят, что задолго до свержения шан-иньской династии, чжоусцы вели оседлый образ жизни и развивались параллельно с иньцами. Чжоусцы переняли все достижения иньцев, включая даже государственную модель.

Китайцы считают (у них нет прошедшего времени) свою страну "Поднебесной" (небо - сын неба - поднебесная), которая окружена некультурными племенами.

Правитель древнего Китая - ван - "сын неба" возглавлял администрацию и был первосвященником. Должность наследственная. Личность Сына неба считалась священной, но не означала божественного происхождения. Ван - единственный человек, которому небо даровало право быть посредником между небом и землей, между людьми и верховными божествами. 

В китайских суевериях большое место занимали различные божества и духи. По оценкам некоторых исследователей в Китае их существовало более 4 миллионов, этим божествам и духам были посвящены сотни тысяч храмов. Символом власти вана считалось мифическое животное дракон (лун).  

Чжоуская эпоха подразделяется на два периода: Ранняя (Западная) Чжоу (1027 – 771 гг. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу (771 – 256 гг. до н.э.), которая, в свою очередь, распадается на период– Весен и Осеней (771 – 475 гг. до н.э.) и период Борющихся царств (475 – 256 гг. до н.э.). Если Ранняя Чжоу является периодом расцвета заложенной еще в иньскую эпоху централизованной власти, то уже в период Весен и Осеней удельные владения превращаются в самостоятельные государственные образования. А в период Борющихся царств произошел распад чжоуской государственности и образовалось несколько суверенных государств. Наиболее влиятельные из них: Янь, Чжао, Вэй, Хань, Цинь, Чу.

Несмотря на раздробленность государства, быстрыми темпами шло развитие сельского хозяйства, ремесел, декоративно-прикладного искусства, происходит освоение новых технологий – выплавки чугуна и стали, использование нефти и природного газа для освещения улиц и отопления жилищ. Не менее важным является развитие духовной жизни китайского общества – происходит формирование философской мысли и выделение конфуцианства и даосизма.

Заложил основы культуры и национальной идеи китайской цивилизации Конфуций. Его учение послужило отправной точкой для последующих мыслителей: одни продолжали и развивали его взгляды, другие подвергали их яростной критике.

Определила взгляды Конфуция историческая эпоха, в которой он жил.

 Страна была разделена на множество городов-государств. Основное население – земледельцы, ремесленников и торговцев было немного. Знатные дома - родственники династии, жили за счет налогов с сельской общины. Рабы в это время в древнем Китае серьезной роли в экономике не играли, являлись прислугой господ. Все в таких городах-государствах знали друг друга. Китайцы считали, что государство - это большая семья.

Кроме города-государства в жизни древнекитайского общества огромную роль играла организация цзун-цзу – клана. Эта организация объединяла происходившую от общего предка группу родственных семей, между которыми существовало иерархическое подчинение и которые были связаны общностью интересов. Цзун-цзу несла ответственность за действия своих членов, и этим объясняется истребление целых родов, если кто-либо из родственников обвинялся в тяжких преступлениях. Наличие связанной родственными узами мощной организации укрепляло представление о принципиальной идентичности семьи и государства.

Конфуций (Кун Цю) – (даты жизни 551-479 гг. до н.э.) родился и жил в царстве Лу. Жизнь прожил неяркую и небогатую на события. Его мать была юной наложницей обедневшего 70-летнего аристократа. Кун Цю рос без отца, в бедности, чтобы не опозорить свой знатный род, много занимался самообразованием. В 22 года организовал частную школу и стал самым знаменитым учителем Китая. В свою школу он принимал всех желающих учиться, вне зависимости от происхождения, что было новшеством в то время. За весь период существования школы, Конфуций обучил несколько тысяч учеников.

Почему учение Конфуция сохранилось в Китае на протяжении двух с половиной тысячелетий, проникло в Корею, Японию, Вьетнам и отразило наступление такого мощного соперника, как буддизм?

Ответ дан в книге «Лунь юй" (Беседы и суждения), в которой ученики Конфуция собрали его высказывания. Учение Конфуция было основано на желании человека жить в гармонии и счастье. Главный этический постулат учения "Не делай человеку того, чего не желаешь себе" стал ценностным ориентиром для многих поколений.

Конфуций высоко ценил традиции, которые накапливаются и передаются из поколения в поколение. С уважением к традициям всегда связано почтение к тем, кто эти традиции передает – к старшим, и в первую очередь к собственным родителям. Поэтому первостепенное значение Конфуций придавал с ыновьей почтительности (сяо) - послушание при жизни родителей, после их смерти - достойно похоронить и приносить жертвы на их могилах.

Сыновья почтительность пронизывает все виды деятельности китайского народа.

 В книге "Лунь юй" постоянно присутствует мысль, что те, кто в семье слушается отца, в государстве повинуется правителю. Призыв к покорности и послушанию со временем обеспечил конфуцианству положение официальной идеологии Китая.

Кроме идеала покорности, Конфуций создал идеал благородного человека (цзюнь-цзы). Конфуций учил, что настоящее благородство зависит не от происхождения, а от нравственных качеств, и поэтому доступно каждому.

Благородный человек должен обладать высокими нравственными качествами:

Гуманность, человечность (жень) - выражается в образе жизни, словах, мыслях, любви к людям. В книге "Лунь Юй" наряду с проповедью покорности обнаруживается проповедь непокорности: «Не надо государя обманывать, надо ему сопротивляться». Будучи гармоничной и самостоятельной личностью, цзюнь-цзы не должен выполнять любой приказ правителя. Напротив, он должен сопротивляться, когда находит поведение правителя безнравственным. Если наставления цзюнь-цзы не оказывают воздействия, если в государстве утверждается беспринципность и погоня за наживой, благородному человеку следует отказаться от службы, ибо не к лицу ему почести и богатства, полученные нечестным путем.

Цзюнь-цзы неприхотлив в еде и одежде. Следуя за Конфуцием, китайцы оценивают людей не по внешнему облику, а по поступкам и образу мыслей.

Долг и верность (и) - перед родителями и государством.

Соблюдать китайский церемониал (ли) - религиозный ритуал, ритуал дипломатии, управления, правила вежливости, чайную церемонию, представления о добре и зле. Эти традиции передавались из поколения в поколение - от отца к сыну, от матери к дочери и цементировали единство китайского народа.

Благодаря ритуалу каждый знал свое место в социальной иерархии общества. Социальный статус устанавливался точно: допустимое количество жен, скота и рабов, высота дома, форма колесницы или лодки, покрой и цвет одежды, характер пищи и т.д.

Значительно позднее, когда конфуцианство стало государственной идеологией, оно существенно отличалось от действительной проповеди Конфуция: если Конфуций первенство в государстве отдавал народу, в императорском конфуцианстве основой государства признавался правитель. Трансформировался идеал цзюнь-цзы: из благородного рыцаря он превратился в образцового чиновника, готового к слепому и беспрекословному повиновению указаниям начальства.

Но конфуцианский тезис, согласно которому те, кто принимает участие в управлении, должны быть образованными людьми, был принят правящей элитой во все времена и обеспечил устойчивость китайской империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: