Основные требования по техническому использованию и обслуживанию судовых вспомогательных механизмов

Практическая работа

 

Тема: Обслуживание вспомогательных механизмов машинного отделения

Цель: Изучить и усвоить содержание, порядок и последовательность обслуживания вспомогательных механизмов машинного отделения

Оборудование: методический материал для выполнения практической работы

 

Краткие теоретические сведения

Машинное отделение и топливные бункера

Машинное отделение на судах размещается как в средней их части, так и в корме. В нем располагаются СЭУ и различные механизмы и системы, обеспечивающие экипаж теплом, светом, водой и т.п. В последнее время имеется тенденция расположения машинного отделения в корме. Некоторые суда могут иметь промежуточное расположение машинного отделения, когда оно смещено от середины судна к корме. Современные суда имеют кормовое и промежуточное расположение машинного отделения.

На паровых судах СЭУ размещается обычно в двух помещениях. В одном из них, называемом машинным или турбинным отделением, располагаются главные машины или турбины и вспомогательные механизмы, а в другом - котельном отделении - котлы и механизмы по их обслуживанию. На теплоходах СЭУ и вспомогательные механизмы размещаются в одном отсеке.

Для рационального использования объема машинного отделения служат платформы, на которых, помимо вспомогательных механизмов, могут находиться мастерская и машинная кладовая. В мастерской устанавливаются различные станки, а также верстаки, тиски и пр. В машинной кладовой хранят наиболее ценные инструменты, приборы и приспособления.

Для обслуживания главных механизмов устанавливают в 2-3 яруса решетчатые площадки, соединенные трапами. Площадки и трапы имеют леерное ограждение.

Палубу в машинном отделении настилают из листов (плит) рифленого железа, которые укладывают впритык на каркас, сделанный из профильной стали. Положение настила по высоте выбирают из условия удобного обслуживания главного двигателя. Пространство между плитами и вторым дном используют для прокладки различных трубопроводов, что позволяет избежать загромождения машинного отделения.

Следует отметить, что машинное отделение некоторых типов судов (ролкеров) сильно ограничено по высоте, поэтому расположение механизмов в них отличается от судов, имеющих машинное отделение значительной высоты.

В машинном отделении автоматизированных судов имеется специальное звукоизоляционное помещение - центральный пост управления (ЦПУ), в котором находятся пульт автоматического
и дистанционного управления СЭУ, а также система централизованного контроля.

На судах с паровыми установками для размещения котлов рядом с машинным отделением находится котельное отделение. Расположение котлов в нем зависит от их количества и типа. Если судно имеет несколько котлов, то они располагаются в один или несколько поперечных рядов.

Над котельным отделением находится котельная шахта, выведенная на открытую палубу. Как и машинная шахта, она служит для обеспечения естественной вентиляции и освещения, через нее также выводят дымовую трубу.

Если машинное отделение расположено в средней части судна, то через кормовые трюмы от кормовой переборки машинного отделения до переборки ахтерпика проходит туннель гребного вала высотой примерно 2 м и более и такой же примерно ширины.

Жидкое топливо обычно хранят в топливных цистернах, расположенных в отсеках двойного дна. Часть топлива должна храниться вне двойного дна, так как в противном случае при получении пробоины может быть потерян весь топливный запас.

Для приема топлива все топливные цистерны оборудованы постоянными трубопроводами, выведенными на верхнюю палубу. Трубопровод заканчивается разобщительным клапаном и имеет приспособление для соединения с гибким шлангом, прокладываемым с берега.

Газы, выделяемые топливом, удаляются по воздушным трубкам, которые выведены из цистерн на открытую палубу. Для определения количества топлива (его уровня) каждая цистерна имеет мерительную трубку.


Общие положения

.1. Правила технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов определяют основные требования по техническому использованию и обслуживанию судовых вспомогательных механизмов, установленных на судах. Правила могут быть приняты к руководству судовладельцами всех форм собственности, суда которых зарегистрированы в морских портах РФ.

.2. Требования Правил обязательных для специалистов инженерно - технических служб судовладельцев, обеспечивающих техническую эксплуатацию и ремонт судовых технических средств (СТС), а также специалистов судовых экипажей, имеющих в заведовании вспомогательные механизмы. При определении обязанностей должностных лиц судовых экипажей и их ответственности за содержание и сохранность своих заведований и за соблюдение Правил техники безопасности на судах флота, надо руководствоваться Уставом службы на судах РФ.

.3. Документация по технической эксплуатации. С каждым механизмом завод - изготовитель поставляет следующие документы:

- описание и инструкцию (руководство) по обслуживанию механизма;

- формуляры на механизм и на его электропривод;

- паспорта на средства автоматики и контрольно - измерительные приборы (КИП). Техническая эксплуатация механизмов должна осуществляться строго в соответствии с требованиями инструкции (руководства) завода - изготовителя. При отсутствии заводской инструкции инженерно - техническая служба (ИТС) судовладельца должна разработать и снабдить суда инструкциями по обслуживанию конкретных механизмов с учетом требований настоящих Правил.

Непосредственно около ответственных механизмов (вспомогательный котел, компрессор, рулевая машина и др.) должны быть вывешены извлечения из инструкций по их обслуживанию о порядке ввода механизма в действие и мер по контролю за его безопасной эксплуатацией.

.4. В послегарантийный период эксплуатации механизма, при достаточных технических обоснованиях, допускается внесение в заводскую инструкцию (руководство) по обслуживанию изменений, выработанных практикой и направленных на повышение эффективности, надежности или безопасности эксплуатации механизма.

.5. Отделы (службы) судовладельцев обязаны:

- периодически организовывать курсы (семинары) повышения квалификации технического персонала плавсостава;

- ежегодно проводить зачет по техминимуму знаний на право занятия специалистами судомеханической службы соответствующей штатной должности на судне.

.6. Применяемые в тексте термины означают:

- техническое использование: обеспечение готовности механизма к пуску и безотказной работе в режимах, допускаемых его рабочими характеристиками (производительность, потребляемая мощность, частота вращения, температура, давление);

- техническое обслуживание (ТО): комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности механизма при подготовке к использованию по назначению, то есть работе под нагрузкой;

- календарный график ТО механизмов: график операций по осмотру узлов механизмов, выполняемых с периодичностью, установленной инструкциями по их обслуживанию с целью предупреждения отказов (поломок) отдельных деталей и восстановления работоспособности агрегатов путем проведения ТО.

.7. Лица судового экипажа, допустившие нарушение Правил или инструкции по обслуживанию вспомогательного механизма, вследствие чего произошла его поломка или авария, несут предусмотренную законом ответственность независимо от того, в чьем заведовании находится механизм.

Основные требования по техническому использованию и обслуживанию судовых вспомогательных механизмов

1.3.1. Общие указания

1.3.1.1. При эксплуатации вспомогательных механизмов обслуживающий персонал обязан в равной мере уделять внимание техническому состоянию как рабочего (исполнительного) механизма, так и его привода (электродвигателя) с пусковым устройством.

1.3.1.2. Главный (старший) механик обязан обеспечить:

- инструктаж на рабочем месте каждого вновь назначенного на судно специалиста судомеханической службы;

- наличие непосредственно около ответственных механизмов (паровой котел, воздушный компрессор, рулевая машина и другие) извлечений из инструкций по их обслуживанию о порядке ввода механизма в действие и мер по контролю за безопасной эксплуатацией.

1.3.1.3. Специалистам судомеханической службы запрещается:

- использовать вспомогательные механизмы не по назначению (за исключением случая, когда это требуется для предотвращения аварийной ситуации);

- допускать к обслуживанию вспомогательных механизмов лиц, не имеющих необходимой теоретической и практической подготовки и удостоверения о сдаче зачета по техническому минимуму знаний на право занятия соответствующей должности;

- снимать пломбы и изменять натяжение пружин предохранительных клапанов, установленных на механизмах (трубопроводах, сосудах под давлением);

- эксплуатировать механизм после обнаружения предельных износов в узлах, появления посторонних стуков и шумов до их устранения;

- применять масла и смазки, имеющие характеристики, не соответствующие требованиям, указанным в инструкции (руководстве) по эксплуатации механизма;

- эксплуатировать механизм с явно поврежденными приборами контроля (манометры, термометры и др.), а также в случае истечения срока их проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: