Система формирования оценки результатов обучения по дисциплине (модулю) в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Медицинский институт

Кафедра «Психиатрии и наркологии»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К УДАЛЁННОЙ РАБОТЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

«Психотерапия и основы психосоматики»

 

 

Тула 2020 год


Подготовьте и обоснуйте ответы по следующим заданиям:


Блок 1

1. В гештальт-терапии рассматриваются взаимоотношения…

а) фигуры и фона

б) врождённого и приобретённого

в) автономии и подчинения

г) либидо и мортидо

 

2. А.Адлер разработал концепцию…

а) базовой тревоги

б) комплекса неполноценности

в) мышечных зажимов

г) коллективного бессознательного

 

3. Наиболее социально приемлемый путь управления подавленными желаниями и конфликтами – это…

а) отрицание

б) рационализация

в) вытеснение

г) сублимация

 

4. Архетипы – это…

а) «универсальные мыслеформы», находящиеся в индивидуальном бессознательном

б) «универсальные мыслеформы», находящиеся в сознании

в) «индивидуальные мыслеформы», находящиеся в коллективном бессознательном

г) «универсальные мыслеформы», находящиеся в коллективном бессознательном

 

5. Весь субъективный опыт, согласно НЛП, состоит из…

а) мыслей

б) чувств

в) звуков

г) ассоциаций

д) зрительных образов

е) навыков

ж) переживаний

з) поступков

 

6. Согласно НЛП, сознание и тело…

а) должны рассматриваться раздельно

б) единая кибернетическая система

в) сознание управляет телом

г) тело порождает сознание

 

7. Гештальт завершается:

а) после удовлетворения потребности

б) перед удовлетворением потребности

в) в ситуации наличия препятствия к удовлетворению потребности

г) в ситуации незаконченного дела

 

8. «Подсознательный» разум по М. Эриксону имеет следующие характеристики.

а) содержит полезные навыки и цели

б) обладает быстрой реакцией

в) доступен сознанию

г) содержит только инстинкты

д) работает по правилам логики

е) имеет собственные нужды и цели

ж) реагирует медленно

з) состоит из биологических потребностей

 

9. Используют ли в когнитивном направлении домашние задания?

а) да

б) нет

 

10. Клиент-центрированная психотерапия предполагает:

а) использование свободных ассоциаций

б) директивное отношение психотерапевта к пациенту

в) работу с иррациональными установками личности

г) изменение системы отношений пациента

 

 

Блок 2

1. Кто является создателем учения о защитных механизмах:

   А) К.Г.Юнг

   Б) А.Адлер

   В) З.Фрейд

   Г) К. Лоренц

 

2. Перечислите группы психических явлений.

   А) процессы

   Б) модели

   В) состояния

   Г) экзистенции

   Д) свойства

   Е) структуры

 

3. Кому принадлежит цитата: «Истерическим девушкам я предписываю замужество, чтобы они излечились беременностью»?

   А) З.Фрейд

   Б) Гиппократ

   В) K.Rodewig

   Г) Е.Ф.Бажин

 

4. К основным направлениям психотерапии относят.

а) психомеханическое

б) психодинамическое

в) феноменологическое

г) групповое

д) поведенческое

е) абстрактно-логическое

ж) психосистематическое

з) символическое

 

5. В рамках какой теоретической ориентации дано следующее определение психотерапии: «Психотерапия — это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений»?

а) динамической

б) гуманистической

в) когнитивной

г) поведенческой

 

6. Кто в 1910 году предложил метод психотерапии посредством убеждения, основанный на безусловном эмоциональном доверии пациента к врачу?

а) З. Фрейд

б) П.Дюбуа

в) Дж. Дежерин

г) Я. Марциновский   

 

7. Понятия «перенос» и «контрперенос» относятся к следующим направлениям психотерапии:

а) когнитивной

б) позитивной

в) психодинамической

г) гуманистической

 

8. Какие элементы входят в структуру личности в классическом психоанализе?

а) Супер-Эго

б) Гипер- Эго

в) Эго

г) Суб-Эго

д) Ид

е) Альф

ж) Ян

 

9. К каким концепциям относится следующее суждение: «Стремление к лечению обусловлено страданиями, ограничениями вследствие нарушений, желанием перемен, собственной постановкой целей и, не в последнюю очередь, давлением со стороны партнеров по социуму, общению»?

а) психоаналитические концепции

б) клиент-центрированная психотерапия

в) концепции бихевиорально-ориентированной психотерапии

 

 

10. К каким концепциям относится следующее суждение: «Мотивация в психотерапии определяется желанием человека реализовать себя, свои способности, выявить все возможности организма и оказать на него стимулирующее действие. Даже если из-за различных обстоятельств стремление к самопознанию, личностному росту не приносит успеха, каждый человек, согласно Роджерсу, обладает этим стремлением к самореализации»?

а) концепции бихевиорально-ориентированной психотерапии

б) клиент-центрированная психотерапия

в) психоаналитические концепции

Блок 3

1. Время пребывания пациента в психотерапевтическом отделении:

а) от 1 до 3 недель

б) от 1 до 3 месяцев

в) от 2 до 4 месяцев

г) от1 до 3 лет

 

2. Вставьте пропуск в тексте

Психотерапия понимается сегодня в России как … специальность, генетически связанная с пограничной психиатрией, формирующаяся на границах медицины с общей, дифференциальной, медицинской, социальной и другими прикладными областями психологии, коррекционной педагогикой и психолингвистикой.

а) медицинская

б) психологическая

в) биологическая

г) физиологическая

 

3. Становлению самостоятельной психотерапевтической службы в системе учреждений по охране психического здоровья населения способствовало значительное увеличение числа и организационно-методического потенциала региональных … центров.

а) психиатрических

б) психотерапевтических

в) психологических

г) медицинских

 

4. Является ли групповая психотерапия специфичным методом для поведенческого направления?

а) да

б) нет

 

5. Кто придавал особое значение групповым формам, считая, что психотерапевт в них является моделью для участников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия. Он же в качестве основных переменных психотерапевтического процесса выделял эмпатию.

а) З.Фрейд

б) Дж. Келли

в) Дж. Пратт

г) К. Роджерс

 

6. В психотерапевтическом отделении многопрофильной больницы основную часть пациентов составляют лица ….

а) с неврозоподобными расстройствами.

б) с малопрогредиентными формами психической патологии

в) без каких-либо заболеваний

г) страдающие соматическими заболеваниями

 

7. Вставьте пропуск в тексте

В качестве первого этапа психотерапевтической помощи больным неврозами и другими пограничными психическими расстройствами выступает … кабинет основного звена лечебного обслуживания — поликлиники.

 

8. Из какого количества участников должна состоять психотерапевтическая группа?

а) 4 – 8

б) 8 – 12

в) 12 – 16

г) 16 – 20

 

9. Какая средняя продолжительность курса групповой психотерапии?

а) 20 сеансов по 2 часа

б) 10 сеансов по 1,5 часа

в) 40 сеансов по 1,5 часа

г) 50 сеансов по 1 часу

 

10. Для научных знаний (и, следовательно, для научной психотерапии) характерно:

а) связи с научным экспериментом

б) зависимости от методологических норм

в) оценки посредством бытового знания

г) следования логике эксперимента

Блок 4

1. Постройте прогноз развития и разработайте психотерапевтическую тактику при лечении агорафобии.

 

2. Постройте прогноз развития и разработайте психотерапевтическую тактику при лечении истерического расстройства личности.

 

3. Постройте прогноз развития и разработайте психотерапевтическую тактику при лечении анорексии.

 

4. Постройте прогноз развития и разработайте психотерапевтическую тактику при реабилитации дегенеративной деменции.

 

5. Постройте прогноз развития и разработайте психотерапевтическую тактику при лечении обессивно-компульсивного расстройства.

Блок 5

1. Приведите примеры того, как можно интерпретировать навязчивые сомнения пациента с психоаналитической точки зрения.

 

2. Приведите примеры того, как можно интерпретировать симптомы неврастении в рамках поведенческого направления психотерапии.

 

3. Приведите примеры того, как можно интерпретировать симптомы нервной булимии в рамках психодинамического направления психотерапии.

 

4. Приведите примеры того, как можно интерпретировать симптомы фобического расстройства в рамках экзистенциально-гуманистического направления психотерапии.

 

5. Постройте прогноз развития и разработайте психотерапевтическую тактику при лечении тревожно-депрессивного расстройства.

 

Блок 6

1. Женщина в возрасте 60 лет в первый раз поступает в психиатрическую клинику. Диагноз: рекуррентное депрессивное расстройство. Тяжелый депрессивный эпизод. От участия в групповой психологической коррекции пациентка категорически отказывается. Ей, в согласии с ее пожеланиями, назначают сессии индивидуальной психологической коррекции. Попытка психолога подключить к работе семью встречает непреодолимые препятствия. Известно, что всю жизнь она была сильной, «всю семью на себе тащила». Семья – 40-летняя дочь и два внука 20 лет. Когда она заболела депрессией, стала не способна выполнять привычные функции. Винит себя в этом, чем еще более ухудшает свое психическое состояние. Семья, привыкшая, к тому, что все делает пациентка, тоже высказывает недовольство, считает ее симулянткой.

Примеры: 

1. Пациентка всегда из своей пенсии платила за квартиру, заполняла квитанции; теперь она не может это делать, чем вызывает недовольство своих близких, которые с этими практическими вопросами никогда не сталкивались.

2. Дочь несколько лет назад завела большую собаку, гулять с которой регулярно приходилось нашей пациентке. Теперь, когда она находится в депрессии и не может выгуливать собаку, дочь гневается, а пациентка считает себя никчемной, никому не нужной.

Определить тактику оказания психотерапевтической  помощи: экстренная/плановая, стационарная/амбулаторная, наличие/отсутствие показаний для недобровольной госпитализации или освидетельствования.

Определить лечение: психофармакотерапия/психотерапия, группы психотропных препаратов, длительность терапии

Определить прогноз.

На что с Вашей точки зрения должна быть направлена психологическая коррекция, что необходимо проработать?

 

2. Больной с диагнозом шизофрения, с имеющейся социальной фобией направлен на группу мотивационного тренинга, где также большое внимание уделяется созданию и укреплению коммуникативных навыков. Больной высказывает запрос на расширение возможности общения и горячее желание посещать группу. Однако, оказываясь в кругу, на протяжении первых четырех сессий жалуется на возникающее чувство тревоги, напряжения, говорит, что для него трудно такое скопление людей. Просит отправить его обратно в отделение. При этом дает понять, что то, что происходит на группе, ему интересно.

Определить лечение: психофармакотерапия/психотерапия, группы психотропных препаратов, длительность терапии

Определить прогноз.

На что с Вашей точки зрения должна быть направлена психологическая коррекция, что необходимо проработать?

Какой прием Вы бы предложили, чтобы преодолеть такую амбивалентную установку и добиться полноценного участия пациента в группе?

 

3. Больная параноидной шизофренией, тип течения эпизодический, 32 лет, поступает в больницу 5-й раз с аффективно-бредовым приступом. Пациентка понимает, что она больна, что у нее бывают приступы, но есть и состояние между приступами, когда она пытается записываться на какие-то курсы, обзаводиться каким-то кругом. Однако, она боится, что друзья, увидев ее в состоянии обострения, разбегутся. Полагает себя никчемной, никому не нужной, выключенной из социума. Сначала пациентка посещала групповые психокоррекционные занятия, направленные на укрепление социальных навыков. Эффект был слабо положительный. После окончания цикла, она попросила продолжить с ней работу в индивидуальном формате.

Определить лечение: психофармакотерапия/психотерапия, группы психотропных препаратов, длительность терапии

Определить прогноз.

Определите основную цель индивидуальных психокоррекционных занятий с данной пациенткой.

Какие темы Вы считаете нужным с ней проработать?

 

4. Больной 49 лет с диагнозом «Расстройство личности и поведения в состоянии алкогольного опьянения. Суицидальная попытка» был, согласно его желанию, направлен на индивидуальную психологическую коррекцию к психологу. Известно, что пациент злоупотребляет алкоголем много лет, имеется похмельный синдром, пьянство носит запойный характер (хронический алкоголизм, II стадии). Пациент потерял престижную работу, в настоящее время работает в более скромном месте. Параллельно с семьей (жена-ровесница, стабильно работает по специальности, сын 26 лет с успешно складывающейся карьерой, мать – врач, работающая пенсионерка, климат в семье спокойный, доброжелательный) пациент завел вторую семью (более молодая жена, их общий 4-летний ребенок и теща, проживающая с ними). На пациента действуют удручающе постоянные крики во второй семье, ссоры между женой и тещей. Не сразу он понял, что его вторая жена – психически больна – во время «сезонных обострений» она ложится в психиатрическую больницу. Его суицидальная попытка, имеющая демонстративный характер, - его способ «разрешения» сложной для него конфликтной ситуации. В больнице его посещают первая жена и мать.

Определить лечение: психофармакотерапия/психотерапия, группы психотропных препаратов, длительность терапии

Определить прогноз.

За время краткосрочной индивидуальной психокоррекции (5-7 сессий) какие темы Вы бы постарались проработать с данным пациентом?

 

5. Дмитрий - военнослужащий, студент заочного отделения психологического факультета, рискнул выступить в качестве клиента на занятиях по психотерапии. Вот как он описал свое расстройство.«Основным симптомом моего заболевания является неспособность дышать носом, нос постоянно заложен, приходится прибегать к лекарству. Обследование, лечение, смена климата никаких результатов не дали. Считаю, что это проявления психосоматического заболевания.Отец погиб в 1979 году (от производственной травмы). В 1985 году мать второй раз вышла замуж, родилась сестра Таня. С самого начала у нас с отчимом появились разногласия в понимании некоторых сторон жизни. Со временем его роль отца при взаимодействии со мной свелась к подавлению моих желаний, лишению чего-либо, угрозам, наказаниям (не физическим). Как правило, мать принимала сторону отчима. Чем старше я становился, тем сильнее проявлялось противостояние. Я продолжал проявлять твердость своих убеждений, в результате чего мне приходилось выполнять волю отчима через «не хочу» с проявлениями эмоций с обеих сторон. Я стал ненавидеть отчима. Со слов матери, отчим меня очень любит и желает мне Первые признаки затяжного насморка появились в14–15 лет. Отношения со сверстниками были хорошие, но с классным руководителем случались разные инциденты (например, она назвала меня подонком, я выбил у нее. В 18 лет я был призван в армию. Практически все негативные стороныармейских взаимоотношений пришлось вынести: подавление, подчинение воли, унижение. После службы в вооруженных силах я работаю в структуре МВД. Принцип работы силовых структур — иерархическая лестница, подчинение, субординация. Считаю, что такие жизненные моменты как отношения в школе, отношения в армии, отношения на работе плюс отношения с отчимом и есть причины моего хронического насморка, то есть неспособность дышать. Ограничение воздуха в легких — есть отсутствие свободы самовыражения, неспособность к спонтанным действиям, а лишь достижение поставленной задачи или программы».

Определить лечение: психофармакотерапия/психотерапия, группы психотропных препаратов, длительность терапии

Определить прогноз.

Определите основную цель индивидуальных психокоррекционных занятий с данной пациенткой.

Какие темы Вы считаете нужным с ней проработать?

 

Блок 7

1. Больной 49 лет с диагнозом «Расстройство личности и поведения в состоянии алкогольного опьянения. Суицидальная попытка» был, согласно его желанию, направлен на индивидуальную психологическую коррекцию к психологу. Известно, что пациент злоупотребляет алкоголем много лет, имеется похмельный синдром, пьянство носит запойный характер (хронический алкоголизм, II стадии). Пациент потерял престижную работу, в настоящее время работает в более скромном месте. Параллельно с семьей (жена-ровесница, стабильно работает по специальности, сын 26 лет с успешно складывающейся карьерой, мать – врач, работающая пенсионерка, климат в семье спокойный, доброжелательный) пациент завел вторую семью (более молодая жена, их общий 4-летний ребенок и теща, проживающая с ними). На пациента действуют удручающе постоянные крики во второй семье, ссоры между женой и тещей. Не сразу он понял, что его вторая жена – психически больна – во время «сезонных обострений» она ложится в психиатрическую больницу. Его суицидальная попытка, имеющая демонстративный характер, - его способ «разрешения» сложной для него конфликтной ситуации. В больнице его посещают первая жена и мать.

Определить лечение: психофармакотерапия/психотерапия.

Поставьте психотерапевтическую цель, задачи.

Определить прогноз.

За время краткосрочной индивидуальной психокоррекции (5-7 сессий) какие темы Вы бы постарались проработать с данным пациентом?

С помощью каких техник и приёмов?

 

2. Клиент с нарциссическим характером, угрожает самоубийством.

Что ему ответить?

Требуются ли активные профилактические мероприятия в данном случае? Если да, то какие?

Как выстраивать с ним терапевтические отношения?

Какими средствами и методами следует воспользоваться для формирования мотивации у пациента для прохождения психотерапии?

 

3. В кризисный центр обратилась женщина с панической атакой.

Тактика действий.

Определить лечение: психофармакотерапия/психотерапия.

Определить прогноз.

 

4. Клиент страдающий наркотической зависимостью, угрожает самоубийством.

Что ему ответить?

Требуются ли активные профилактические мероприятия в данном случае? Если да, то какие?

Как выстраивать с ним терапевтические отношения?

Какими средствами и методами следует воспользоваться для формирования мотивации у пациента для прохождения психотерапии?

 

5. В результате разрушения перекрытия в здании под обломками оказались люди. Погибли несколько человек. Три человека остались живы, но у них тяжелыми балками были придавлены различные части тела. У первого пострадавшего была придавлена вся нижняя конечность, у второго — плечо, у третьего — кисть и предплечье. Помощь стали оказывать сразу после обвала.

Последовательность и объем медицинской помощи.

Требуются ли активные психопрофилактические мероприятия в данном случае? Если да, то какие?

Как выстраивать с потерпевшими терапевтические отношения?

Какими средствами и методами следует воспользоваться для формирования мотивации у пациентов для прохождения психотерапии?

 

Система формирования оценки результатов обучения по дисциплине (модулю) в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося

Контроль успеваемости Задания   Максимальное количество баллов

Текущий контроль успеваемости

Блок 1 5
Блок 2 5
Блок 3 5
Блок 4 25
Блок 5 20

Промежуточ-ная аттестация

Блок 6 20
Блок 7 20

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: