Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям предполагает, что деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий на основе толерантности к вероисповеданиям, традициям и культурам. На организацию такого диалога направлены курс «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5- 6 класс), а также реализуемый сетевой проект по музейной педагогике на базе Историко-археологического кабинета Томской Духовной семинарии (1-11 класс), комплекс сетевых образовательных событий (Педагогическая гостиная с участием школьников в рамках Макариевских чтений, секции Дней Славянской письменности и культуры Томской области как регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений и др.).
В рамках последних получило развитие и системное проведение при поддержке Департамента общего образования Томской области, ОГБУ РЦРО, Томской митрополии сетевое образовательное событие - Областная научно-практическая конференция «Музейная педагогика как средство активизации познавательной и творческой активности детей в процессе духовно – нравственного воспитания», в 2020 году проводимая в новом дистанционном режиме. Формат образовательного события объединяет аналитическую, исследовательскую и образовательную линию действий участников.
|
|
На первом этапе традиционно проводятся музейные занятия, тематические встречи на базе школьного музея, посещение святых мест и музеев, работа с архивными материалами, интерактивные беседы семинаристов ТДС с учащимися школ № 16, 32 в соответствии с темой года, а также установочные совещания и стажировки для педагогов. Организуется деятельность сетевой рабочей группы Чтений силами ресурсной лаборатории по музейной педагогике на базе ТДС, в которую входят представители школ № 4, 16, 36, 50, школы – интерната № 22, Кисловской СОШ, Александровской СОШ, Кривошеинской СОШ Томской области, ТДС, ТГУ, ТГПУ и др. Осуществляется подготовка проектов и других работ педагогами и школьниками, студентами вузов, т.д. на базах образовательных и других организаций, организуется информационная работа. Реализация сетевого образовательного события осуществляется в соответствии с замыслом при пролонгированном сопровождении учащихся со стороны педагогов с целью формирования пространства возможностей для решения проблемы и поддержания познавательной активности.
На втором этапе проводится собственно комплексное сетевое образовательное событие, включающее мастерские (мастер-классы), стажировочно-дискуссионную площадку для педагогов, секцию исследовательских работ школьников. Сущность данного образовательного события, как и Музейных чтений, заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель.
|
|
Завершается сетевое образовательное событие рефлексией приобретаемого опыта деятельности, собственных дефицитов в знаниях и способах действий, а также определением дальнейших шагов образовательного движения. Осуществляется анализ, награждение, подготовка информационно-аналитических справок, размещение материалов на сайтах, подготовка статей в региональный сборник Духовно-исторических чтений.
Условиями эффективного проведения сетевого образовательного события являются:
· наличие организационно – педагогической модели события, включая управление в лице координационного комитета (рабочей группы);
· насыщенная информационная среда образовательной организации и сетевых партнеров;
· достаточная материально-техническая оснащенность;
· интеграция ресурсов на основе социального партнерства;
· наличие мотивации к данной деятельности, как у педагогов, научных работников, студентов вузов, так и школьников;
· формирование проектной среды.
Организационно-педагогическая модель сетевого образовательного события, его нормативное правовое обеспечение
Под моделью понимается определенный идеальный образ регионального статуса Областной научно-практической конференции «Музейная педагогика как средство активизации познавательной и творческой активности детей в процессе духовно – нравственного воспитания» как сетевого образовательного события в логике сетевого и дистанционного образования.
Модель включает следующие блоки: целевой, организационно-содержательный, научно-методический, управленческий и нормативный.
Целевой блок.