Чтобы решить задачу:
♦ внимательно прочитай условия задачи;
♦ выдели то, что дано и что требуется найти;
♦ подумай, как связать между собой приведенные данные;
♦ сделай соответствующие выводы.
Можно ли данное предписание назвать алгоритмом?
Чтобы определить тип склонения имени существительного:
1. Поставь слово в начальную форму.
2. Определи окончание, если:
A) -а, -я I склонение;
Б) -о, -е II склонение;
B) — нулевое.
3. Определи род:
А) ж. р. III склонение
Б) м. р. II склонение
В практике обучения используются не только алгоритмы, но и менее жесткие алгоритмические предписания.
Технология использования алгоритмов в обучении:
♦ определение операционной структуры предметного учебного действия;
♦ создание схем, памяток (содержащих перечень необходимых для осуществления действия операций) как средства, которое будут использовать младшие школьники в процессе решения задач;
♦ показ учащимся значимости овладения операционной структурой действия;
|
|
♦ подбор системы упражнений для усвоения действия;
♦ включение учащихся в выполнение заданий на основе использования алгоритмов (алгоритмических предписаний);
♦ создание условий не только для пооперационного осуществления действия, но и для осознания его операционной структуры.
Об уровне овладения предметными учебными действиями свидетельствует соотношение практического выполнения и вербального выражения выполненного действия.
Совпадение правильного практического выполнения действия и верной словесной формулировки его операционной структуры (полной, последовательной) - показатель овладения предметным учебным действием.
Значение обучения алгоритмам и алгоритмическим предписаниям учащихся начальной школы:
♦ учащимся дается средство управления объектами, практическими действиями, своим мышлением;
♦ формируется общий метод доказательства;
♦ алгоритм становится для ученика средством самоуправления;
♦ познавательная деятельность ученика приобретает ясный и продуктивный характер;
♦ ученик учится думать, размышлять.
Значение обучения алгоритмам повышается в том случае, если учащиеся не просто действуют по алгоритму, а создают его сами.
Система алгоритмов обеспечивает управление процессом усвоения Учебных действий, но такой подход недостаточен, так как нужно построить систему обучения самому алгоритму, т. е. добиться, чтобы алгоритм был усвоен каждым учеником.
Процесс интериоризации (переход от внешних проявлений к внутренним) обеспечивает теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной.
|
|