Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной

В основе теории поэтапного формирования умственных действий лежит психологическое учение Л. С. Выготского об интериоризации. П. Я. Гальперин разработал теорию, позволяющую оптимально управ­лять этим процессом, формировать умственные действия с заранее намеченными свойствами.

П. Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть действия) и умение его выполнить (исполнительная часть).

Условием формирования действий является ООД (ориентировоч­ная основа действия) — это система ориентиров и указаний, сведений обо всех компонентах действия. Ориентировочная основа действия -условия, на которые исполнитель фактически ориентируется при его выполнении.

 

Типы ориентировочной основы действия (ООА)

 

 

Характеристика ООД по обобщенности Характеристика ООА по полноте Характеристика ООА по способу получения
Конкретная Неполная Составлена самостоятельно
Конкретная Полная Дается готовая
Обобщенная Полная Составлена самостоятельно
Обобщенная Полная Дается готовая

 

 

Типы учения по характеру ориентировочной основы действий

 I тип учения. Неполная ООД дается в готовом виде (однократная демонстрация образца и неполное словесное описание). Ученик допускает ошибки, действие остается не полностью осознанным. Перенос действия затруднен.

II тип учения. Полная ООД дается в готовом виде (алгоритм). Ошиб­ки возникают только по «невнимательности», действия осознаются. Перенос действия ограничен конкретностью ООД.

III тип учения. ООД имеет полный состав, ориентиры представле­ны не в конкретном, а в обобщенном виде, годном для решения целого класса задач. ООД в отдельных случаях составляется учеником на основе уже известного ему общего знания (общие схемы и алгоритмы, находящие применение во многих ситуациях).

 

 

Этапы формирования предметных учебных действий

 

 

 

Выделенные этапы позволяют осуществить переход от развернутых

«овне действий к тем действиям, которые совершаются в вербальном плане, и, наконец, к постепенной интериоризации действия (рис. 28.2).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: