В основе теории поэтапного формирования умственных действий лежит психологическое учение Л. С. Выготского об интериоризации. П. Я. Гальперин разработал теорию, позволяющую оптимально управлять этим процессом, формировать умственные действия с заранее намеченными свойствами.
П. Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть действия) и умение его выполнить (исполнительная часть).
Условием формирования действий является ООД (ориентировочная основа действия) — это система ориентиров и указаний, сведений обо всех компонентах действия. Ориентировочная основа действия -условия, на которые исполнитель фактически ориентируется при его выполнении.
Типы ориентировочной основы действия (ООА)
Характеристика ООД по обобщенности | Характеристика ООА по полноте | Характеристика ООА по способу получения |
Конкретная | Неполная | Составлена самостоятельно |
Конкретная | Полная | Дается готовая |
Обобщенная | Полная | Составлена самостоятельно |
Обобщенная | Полная | Дается готовая |
|
|
Типы учения по характеру ориентировочной основы действий
I тип учения. Неполная ООД дается в готовом виде (однократная демонстрация образца и неполное словесное описание). Ученик допускает ошибки, действие остается не полностью осознанным. Перенос действия затруднен.
II тип учения. Полная ООД дается в готовом виде (алгоритм). Ошибки возникают только по «невнимательности», действия осознаются. Перенос действия ограничен конкретностью ООД.
III тип учения. ООД имеет полный состав, ориентиры представлены не в конкретном, а в обобщенном виде, годном для решения целого класса задач. ООД в отдельных случаях составляется учеником на основе уже известного ему общего знания (общие схемы и алгоритмы, находящие применение во многих ситуациях).
Этапы формирования предметных учебных действий
Выделенные этапы позволяют осуществить переход от развернутых
«овне действий к тем действиям, которые совершаются в вербальном плане, и, наконец, к постепенной интериоризации действия (рис. 28.2).