Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом периоде составил 6 тыс. тонн при емкости рынки в этом сегменте 24 тыс. тонн. Предполагается, что в настоящем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 4%, доля фирмы на 7%. Во втором сегменте доля фирмы составляет 12%, объем продаж 5 тыс. тонн. Предполагается, что емкость рынка возрастет на 10% при сохранении доли фирмы в этом сегменте. В третьем сегменте емкость рынка составляет 10 тыс. тонн, доля фирмы – 0,28. Изменений не предвидится.
Определить объем продаж фирмы в настоящем году при выше указанных условиях.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом периоде составил 8 млн. изделий при емкости рынка в этом сегменте 24 млн. изделий. Предполагается, что в текущем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 2%, а доля фирмы увеличится на 5%. Во втором сегменте доля фирмы составляет 6%, объем продаж 5 млн. изделий. Предполагается, что емкость рынка возрастет на 14% при сохранении доли фирмы в этом сегменте. В третьем сегменте емкость рынка – 45 млн. изделий, доля фирмы – 18 %, и изменений не предвидится.
|
|
Определить объем продаж фирмы в текущем году.
Определение емкости первого сегмента рынка с учетом его роста на 2%:
24 × 0,02 + 24 = 24,48 млн.
Определение доли фирмы в первом сегменте:
8 / 24 ×100% = 30%; 30% + 5% = 35%
Определение объема продаж фирмы в первом сегменте:
24,48 × 0,35 = 8,568 млн.
Определение емкости второго сегмента рынка с учетом его роста на 14%:
5 / 6 × 100 = 83,3 млн.; 83,3 × 0,14 + 83,3 = 94,96 млн.
Определение объема продаж фирмы во втором сегменте:
94,96 × 0,06 = 5,7 млн.
Определение объема продаж фирмы в третьем сегменте:
45 × 0,18 = 8,1 млн.
Определение объема продаж фирмы в трех сегментах:
8,568 + 5,7 + 8,1 = 22,368 млн. изделий.
Задача 13.3 Выбор канала распределения
Определите, какой канал распределения более эффективен.
1) Канал нулевого уровня: расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 250 млн. руб., издержкиобращения – 100 млн., прибыль от реализации товара – 700 млн.;
2) Одноуровневый канал: издержки обращения 160 млн., прибыль может достигнуть 120 млн.;
3) Двухуровневый канал: издержки обращения – 80 млн., плановая прибыль 120 млн.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Какое решение принять по выбору канала распределения по критерию эффективности? Выбор из трёх альтернатив:
- канал нулевого уровня: расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 150 млн. руб., издержки обращения 100 млн. руб., прибыль от реализации товара – 500 млн. руб.;
|
|
- одноуровневый канал (прямые связи с использованием посредника – розничной торговли): издержки обращения – 60 млн., прибыль – 30 млн.;
- двухуровневый канал (производитель продает товар оптовому посреднику): издержки обращения – 40 млн., прибыль – 120 млн.
Для выбора канала распределения по критерию эффективности используют формулу (13.2) отдачи от вложенного капитала (средняя норма прибыли):
О = П / Вк ∙ 100 %, (13.2)
где О – отдача от вложения капитала, или средняя норма прибыли, %;
П – прибыль, полученная от вложения капитала, руб.;
Вк – величина вложенного капитала, руб.
Используя формулу (13.2), рассчитаем отдачу от вложенного капитала, (среднюю норму прибыли) по каждому каналу:
1) канал нулевого уровня: 500 / (150 + 100) ×100% = 200%;
2) одноуровневый канал: 30 / 60 × 100% = 50%;
3) двухуровневый канал: 120 / 40 × 100% = 300%.
Следовательно, двухуровневый канал более эффективный, так как отдача от вложения капитала (300%) – самая высокая.
Вариант 14
Задача 14.1 Рыночная доля организации
Рассмотрите данные об основных торговых марках, конкурирующих на рынке сока и сокосодержащей продукции. В таблице указаны объёмы их производства и величина выручки за декабрь минувшего года.
Рассчитать долю рынка каждой компании, как в абсолютном объёме, так и в стоимостном объеме выпускаемой продукции. Определить компанию, которая имеет наиболее высокую среднюю цену продукции
Тогрговые марки | Объем производства, тыс.лит. | Доля рынка в натуральном выражении, % | Выручка, тыс.руб. | Доля рынка в стоимостном выражении, % |
Добрый | 96,4 | 1 548 | ||
Фруктовый сад | 95,8 | 1 464 | ||
Ботаник | 73,7 | 1 312 | ||
Привет | 62,3 | 1 261 | ||
Rich | 62,0 | 1 158 | ||
Сокос | 51,9 | 987 | ||
Итого |
Рыночная доля компании в натуральном выражении – это объём реализованной (или произведенной) ею продукции относительно общей массы товарного предложения на рынке. В стоимостном выражении рыночная доля компании сопоставляется с общей денежной ёмкостью рынка. Усреднённая цена единицы продукции производителя (S) рассчитывается по формуле (14.1):
S = D/V, (14.1)
где D – выручка,
V – объём выпущенной продукции.
Задача 14.2. Определение общего объема продаж фирмы на основе данных о сегментах рынка
Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегмента рынка. Ёмкость первого сегмента – 90 млн. изделий, а объем продаж в прошлом периоде составил 46 млн. изделий. Предполагается, что в текущем году емкость рынка в этом сегменте снизится на 3%, а доля фирмы – на 5%. Во втором сегменте доля фирмы составляет 7%, объем продаж 61 млн. изделий. Предполагается, что емкость рынка возрастет на 11% при сохранении доли фирмы в этом сегменте. В третьем сегменте емкость рынка – 16 млн. изделий, доля фирмы – 0,68 и изменений не предвидится.
Определить объем продаж фирмы в текущем году.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом периоде составил 8 млн. изделий при емкости рынка в этом сегменте 24 млн. изделий. Предполагается, что в текущем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 2%, а доля фирмы увеличится на 5%. Во втором сегменте доля фирмы составляет 6%, объем продаж 5 млн. изделий. Предполагается, что емкость рынка возрастет на 14% при сохранении доли фирмы в этом сегменте. В третьем сегменте емкость рынка – 45 млн. изделий, доля фирмы – 18 %, и изменений не предвидится.
Определить объем продаж фирмы в текущем году.
Определение емкости первого сегмента рынка с учетом его роста на 2%:
24 × 0,02 + 24 = 24,48 млн.
Определение доли фирмы в первом сегменте:
|
|
8 / 24 ×100% = 30%; 30% + 5% = 35%
Определение объема продаж фирмы в первом сегменте:
24,48 × 0,35 = 8,568 млн.
Определение емкости второго сегмента рынка с учетом его роста на 14%:
5 / 6 × 100 = 83,3 млн.; 83,3 × 0,14 + 83,3 = 94,96 млн.
Определение объема продаж фирмы во втором сегменте:
94,96 × 0,06 = 5,7 млн.
Определение объема продаж фирмы в третьем сегменте:
45 × 0,18 = 8,1 млн.
Определение объема продаж фирмы в трех сегментах:
8,568 + 5,7 + 8,1 = 22,368 млн. изделий.