Сравнить параметры хозяйственной деятельности филиалов известных страховых компаний, работающих на рынке города N. Какая компания является лидером страхового рынка? Рассчитайте уровень конкурентоспособности остальных компаний относительно лидера.
Параметры деятельности | Значимость параметра | Оценка параметров | |||
Росгосстрах | Альфа-страхование | Региональная СК | РОСНО | ||
1. Рыночная доля компании | 10 | 32% | 3% | 17% | 5% |
2. Рост объемов услуг за 2012 год | 7 | 4% | 6% | 3% | 4% |
3. Поступление страховых взносов в 2012 г., тыс.руб. | 7 | 1973,9 | 461,4 | 1032,3 | 321,9 |
4. Объем премиальных выплат в 2012 г. | 5 | 823,5 | 213,6 | 537,3 | 212,6 |
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Конкурентоспособность организации на рынке определяется с помощью интегрального показателя, в котором суммируются основные параметры её деятельности, с учётом их значимости. Оценка выраженности этих показателей производится относительно лидера отрасли или лидера конкретного рынка по формуле (12.2),
I = Σ Oi × ai, (12.2)
|
|
где Oi – оценка i-го показателя работы компании,
αi – значимость данного показателя, определённая методом экспертных оценок либо через опрос потребителей.
Например, эксперты оценили параметры хозяйственной деятельности двух компаний, указав их значимость по 10-балльной шкале:
Параметры хозяйственной деятельности | Значимость параметра (αi) | Оценка параметров | |
Компания-лидер | Компания N | ||
1. Рыночная доля компании | 6 | 25% | 12% |
2. Рост объемов реализации | 5 | 3% | 4% |
3. Доходность | 8 | 12% | 12% |
4. Уровень качества | 10 | 95% | 92% |
5. Рентабельность | 10 | 15% | 15% |
Подставив в формулу (12.2) приведённые в таблице параметры деятельности, определим интегральный показатель конкурентоспособности компании-лидера: IL = 1361 и показатель компании N: IN = 1258. Исходя из этого, рассчитаем уровень конкурентоспособности (К) компании N относительно лидера рынка по формуле (12.3), он будет равен 92,4 %.
K = IN / IL ∙ 100 % (12.3)
Задача 12.3. Выбор оптимального варианта хранения товара
Для новой продукции компания рассматривает два варианта пунктов хранения. Вариант А предполагает единовременные капвложения в размере 20 тыс. руб., годовые издержки на содержание складских хранилищ 5 тыс. руб. и на транспортную доставку материалов со складов потребителям 15 тыс. руб. Соответствующие затраты по варианту Б составляют 40 тыс., 6 тыс. и 8 тыс. Выберите вариант с минимальными приведенными затратами.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Пункт хранения А требует единовременных капитальных вложений в размере 1400 тыс. руб., а пункт Б – 800 тыс. руб. Вместе с тем, годовые расходы на транспортировку товаров потребителям из пункта А равняются 500 тыс. руб., а из пункта Б – 700 тыс. руб. Годовые издержки, связанные с содержанием складских хранилищ, в обоих вариантах составляют 300 тыс. руб. При каком варианте хранения затраты будут минимальными?
|
|
Чтобы выбрать один из двух вариантов, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.
Величину приведенных затрат вычисляем по формуле (12.4)
Зn = Э + Т + К × Ен, (12.4)
где Зn – приведенные затраты по варианту;
Э – годовые эксплуатационные расходы;
Т – годовые транспортные расходы;
К – полные капитальные вложения в строительство пунктов хранения;
Ен – нормативный коэффициент эффективности, обратно пропорционален нормативному сроку окупаемости. Как правило, Ен = 0,12.
Для реализации выбираем тот вариант, который имеет минимальное значение приведенных затрат.
Подставим в формулу (12.4) данные для пункта хранения А:
З1 = 500 + 300 + 1400 × 0,12 = 968 (руб./год).
Приведённые затраты для пункта хранения Б:
З2 = 700 + 300 + 800 × 0,12 = 1096 (руб. /год).
Для внедрения выбираем пункт хранения А, так как З1 меньше З2.
Вариант 13
Задача 13.1 Рыночная доля организации
На региональном рынке средств сотовой связи конкурируют шесть компаний. В таблице приведены количество реализуемых изделий каждой марки и выручка от их реализации за месяц. Определить рыночные доли каждой торговой марки в натуральном и в стоимостном выражении, а затем по формуле (13.1) рассчитать, какая из них имеет наибольшую цену на продукцию.
Тогрговые марки | Объем сбыта, шт. | Доля рынка в натуральном выражении, % | Выручка, млн.руб. | Доля рынка в стоимостном выражении, % |
Nokia | 68 500 | 631,2 | ||
Samsung | 67 850 | 602,0 | ||
Sony Ericson | 55 700 | 588,6 | ||
Motorola | 53 300 | 543,5 | ||
Sagem | 49 240 | 450,7 | ||
Pantech | 36 250 | 420,1 | ||
Итого |
Рыночная доля компании в натуральном выражении – это объём реализованной (или произведенной) ею продукции относительно общей массы товарного предложения на рынке. В стоимостном выражении рыночная доля компании сопоставляется с общей денежной ёмкостью рынка. Усреднённая цена единицы продукции производителя (S) рассчитывается по формуле (13.1):
S = D/V, (13.1)
где D – выручка,
V – объём выпущенной продукции.