Пояснительная записка
Программа "Предмет по выбору. Ударные инструменты" рассчитанная на учеников музыкальных школ (начальных специализированных учебных заведений искусств). Изучение предмета “ Предмет по выбору. Ударные инструменты ” в музыкальных школах (начальных специализированных учебных заведениях искусств) Донецкой Народной Республики проводится в объеме, предусмотренном действующими Типовыми учебными планами, утвержденного приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики.
Предложенная учебная программа имеет следующую структуру:
· указание основной задачи и цель учебного предмета “ Предмет по выбору. Ударные инструменты ”;
· выяснение особенностей организации учебно – воспитательного процесса;
· рекомендации относительно организации и проведения контрольных мероприятий;
· организация учета успеваемости с указанием критериев оценивания учебных достижений учеников;
В следующих разделах “Срок учебы 6 лет. Общие требования”, “Срок учебы 8 лет. Общие требования” определенно: какие практические навыки и музыкально – теоретические понятия необходимо изучать, усваивать, совершенствовать ученику в течение всех лет учебы в заведении. По каждому классу предложен ориентировочный годовой план, перечень контрольных мероприятий, технических требований; даны варианты ориентировочных программ академического и итогового академического концерта. Ориентировочные репертуарные списки содержат перечень произведений, которые будут активно использоваться в учебном процессе. В ряд с произведениями известных композиторов в репертуарные списки введены новые произведения современных композиторов, новые обработки и переложения для ксилофона и ударной установки. Отмеченная в скобках нумерация отсылает к перечню нотных сборников в разделе “Библиография”. Имеет ориентировочный характер, репертуарные списки не должны ограничивать творческую инициативу преподавателя относительно использования и поисков оригинальных произведений, ансамблей и переложений произведений отечественных и зарубежных композиторов – классиков, современных композиторов.
|
|
В данной программе репертуар подается немного в сокращенном объеме. Расширенный репертуарный список планируется издать отдельно как приложение к Программе.
В последнем разделе – “Библиография” – вмещен перечень нотных сборников для ксилофона, вибрафона и малого барабана; сборники современных школ и исполнителей на ударных инструментах. Отдельно отмечена рекомендованная методическая литература. В последнем списке значительное место занимает научно – методическая литература из общих вопросов музыкальной педагогики, психологии, музыкального исполнительства, развитию творческих способностей ребенка и тому подобное.
|
|
Приведенный список методической литературы пригодится не только молодым преподавателям, опытные педагоги также смогут повысить собственный профессиональный уровень после ознакомления с предложенными признанными специалистами новейшими методиками формирования исполнительского мастерства.
Основные задачи и цель учебного предмета
“ Предмет по выборы. Ударные инструменты ”
Главным направлением современной педагогики является воспитание гармонично развитой личности ребенка. Начальное музыкальное образование формирует мировоззрение нового поколения; способствует развитию эстетических взглядов, вкусов, развивает творческие способностей детей. Выдающийся немецкий музыкант и композитор К. Орф отмечал: “Если ребенок в процессе комплексной музыкальной деятельности не станет профессиональным музыкантом, то ее творческая инициатива, заложенная на музыкальных занятиях, скажется на всем что он будет делать в дальнейшей жизни”. Одной из составляющих музыкально – эстетического воспитания учащихся является класс ударных инструментов в музыкальной школе (музыкальном отделении начальных специализированных учебных заведениях искусств).
Задачи учебного предмета “ Предмет по выборы. Ударные инструменты ”:
· воспитание гражданина Донецкой Народной Республики;
· прививать любовь к музыке и культуре, народным обычаям и традициям;
· воспитывать уважение к культурным ценностям других наций и народов;
· ввести учащихся в мир искусства, научить их любить и понимать музыку;
· осуществляя эстетическое воспитание учащихся средствами инструментального искусства;
· формировать чувство прекрасного;
· развивать музыкальный слух, творческие и исполнительские способности учащихся;
· создавать условия для развития творческих способностей, интеллектуального и духовного развития ученика.
Благодаря выполнению этих задач достигается основная цель предмета, а именно:
1) Осуществление воспитания эстетической культуры учащихся средствами инструментального искусства; формированию музыкальной культуры.
2) Овладение определенными знаниями, умениями, практическими навыками в овладении игрой на ударных инструментах.
3) Направления дальнейшей самостоятельной деятельности в разнообразных ансамблях и группах.
В течение обучения в школе ученик должен научиться:
o чувствовать и воспринимать художественно-музыкальный образ;
o воплощать замыслы композиторов на инструменте;
o усвоить основные приемы звукоизвлечения и технику на ударных инструментах;
o самостоятельно разбирать музыкальное произведение;
o работать над преодолением технических трудностей;
o свободно читать нотный текст соответствующей сложности;
o подбирать на слух и импровизировать на ударной установке;
o свободно держаться на сцене;
o исполнять сольные произведения и сольные вставки (на ударной установке);
o творить с сопровождением фортепиано; а также творить в составе ансамбля (оркестра);
Более подробные требования изложены в ориентировочных годовых планах по каждому классу. Комплекс ориентировочных требований и программы контрольных мероприятий в каждом классе рассчитан на средний уровень способностей и представляет собой необходимый минимум. В работе с одаренными учениками годовые программные требования могут быть освоены намного раньше. Необходимо обратить внимание на последовательное усвоение материала, комплексный подход и недопустимости пропуска любого звена учебного процесса.
Дополнительные сведения относительно усовершенствования форм и методов работы с учащимися преподаватели могут найти в специальной методической литературе, список которой дается в разделе “Библиография”.