В современных условиях маркетинговые мероприятия гостиничных предприятий должны быть направлены не только на изучение рынка, но и на активное воздействие на потребителей, обеспечивая тем самым повышение продаж гостиничных продуктов и услуг (далее продуктов) с использованием комплекса маркетинговых коммуникаций.
Комплекс маркетинговых коммуникаций для гостиничного предприятия направлен на повышение эффективности маркетинговой деятельности, обеспечивает осознанное воздействие на рынок путем создания положительного имиджа самого отеля и его продуктов.
Современный маркетинг гостиничного предприятия означает больше, чем разработка хорошего продукта, установление на него привлекательной цены и доведение его до потребителей целевого рынка. Предприятия должны также иметь непрерывную коммуникационную связь с существующими и потенциальными клиентами, т.е. целевой аудиторией. Гостиничное предприятие также должно поддерживать отношения с контактными аудиториями, т.е. организациями и лицами, не принимающими непосредственного участия в рыночной деятельности, но оказывающих влияние на его деятельность. Поэтому каждая гостиница неизбежно начинает играть роль источника коммуникации и генератора различных средств продвижения продукта на рынке.
|
|
Гостиничное предприятие имеет сложную систему маркетинговых связей. Оно взаимодействует со своими посредниками, потребителями, владельцами, работниками, конкурентами, органами власти, СМИ, различными представителями общественности и др. В свою очередь, посредники имеют коммуникационные отношения со своими потребителями и с общественностью. Потребители устанавливают связи друг с другом или вступают в непосредственное общение, создают общества защиты прав потребителей, формируют общественное мнение, общаются с другими общественными группами. В результате устанавливается сложная система коммуникационных связей между гостиничным предприятием, заинтересованными сторонами и обществом, которая в теории маркетинга нашла отражение в модели процесса коммуникации Ф. Котлера.
Представленная модель отражает передачу информации от отправителя к получателю в процессе коммуникации (рис. 1).
Рис. 1. Модель коммуникационного процесса
Отправитель — конкретное физическое или юридическое лицо (предприятие, потребитель и т.д.), от которого исходит обращение в сторону получателя.
Кодирование — преобразование передаваемой информации в символическую форму.
Средства передачи информации — соответствующие каналы коммуникации — реклама, пропаганда, PR (паблик рилейшнз, взаимоотношения с общественностью), прямой маркетинг, личная продажа, стимулирование сбыта, ярмарки, выставки и т.д.
|
|
Расшифровка — перевод кодированной информации в форму, понятную получателю.
Получатель — сторона, получающая сообщение, посланное отправителем.
Ответная реакция — реакция получателя на полученную информацию.
Обратная связь — часть ответной реакции получателя информации, которую он доводит до сведения отправителя.
Помехи (барьеры) — незапланированное вмешательство внешней среды в процесс передачи информации от отправителя к получателю.
Следовательно, комплекс маркетинговых коммуникаций представляет собой систему мер, направленных на установление и поддержание определенных отношений гостиничного предприятия с адресатами коммуникаций. С использованием комплекса маркетинговых коммуникаций гостиничное предприятие обеспечивает более эффективное продвижение своих продуктов на рынок и их дальнейшую продажу, подключая при этом все составляющие комплекса маркетинга.
Комплекс элементов продвижения, цель которых состоит в увеличении спроса на гостиничные продукты, совместно с другими элементами комплекса маркетинга (продукт, цена, распределение) представляют собой комплекс маркетинговых коммуникаций, несущих необходимую информацию для принятия решения потребителем о покупки данного продукта.
Методы продвижения, структура комплекса маркетинговых коммуникаций (КМК) имеет свои специфические особенности в гостиничной сфере. Комплекс продвижения в данном случае «усиливается» влиянием других маркетинговых составляющих, которые также осуществляют коммуникационную функцию: процессом оказания услуги, персоналом, задействованным в нем, элементами материальной среды и пр.
На рис. 2 представлена модель комплекса маркетинговых коммуникаций, в которой отражены как элементы комплекса маркетинговых коммуникаций, так и элементы коммуникации, включая прямые (визуальное восприятие при непосредственном контакте) и косвенные (формирование коммуникационного послания и доведение его до клиента через специальные каналы комплекса продвижения).
Рис. 2 Модель комплекса маркетинговых коммуникаций
К прямым каналам относится также качество процесса выполнения услуги (функциональное и физическое), цена (абсолютная и относительная), персонал (компетентность, коммуникабельность, внешний облик), место как фактор репутационного капитала, материальные свидетельства, сервис как дополнение к основной услуге. Косвенные каналы включают традиционные элементы продвижения (рекламу, стимулирование продаж, личные продажи и связи с общественностью) и современные средства продвижения (интернет-технологии).
Набор этих элементов и составляет комплекс маркетинговых коммуникаций (КМК). Причем элементы, представляющие прямые каналы КМК и выходящие за рамки комплекса продвижения, не требуют применения специальных носителей информации, а воспринимаются клиентами непосредственно в ходе посещения предприятия сферы обслуживания, визуального восприятия его экстерьера и интерьера, участия в процессе обслуживания, общения с персоналом. К ним же следует отнести такой вид продвижения, как личная продажа, который в сфере услуг неотделим от персонала — носителя коммуникации, поскольку обслуживание возможно только при непосредственном общении клиента с представителем фирмы.
С учетом особенностей представленной модели комплекса маркетинговых коммуникаций формулируется коммуникационная политика гостиничных предприятий.
Коммуникационная политика гостиничного предприятия — это система целенаправленных действий по формированию и развитию коммуникационных связей между предприятием, целевыми аудиториями, различными участниками рынка и общественностью (далее целевыми и контактными аудиториями).
|
|
Коммуникационная политика гостиничного предприятия разрабатывается на основе общей маркетинговой стратегии предприятия и основывается на определении целевых и контактных аудиторий коммуникации, установлении целей коммуникаций, выборе структуры комплекса коммуникаций.
Коммуникационная политика устанавливает основные принципы, на которых строится деятельность гостиничного предприятия в области внешних и внутренних маркетинговых коммуникаций.
Формирование коммуникационной политики гостиничного предприятия в современных условиях должно осуществляться на следующих принципах и положениях:
-главенство коммуникационной функции для всех элементов комплекса маркетинга, охватывающей целевые и контактные аудитории;
-ориентация на более эффективное обеспечение коммуникативных функций гостиничного предприятия в составе корпоративных структур (гостиничных цепей, франчайзинговых отношений и т.д.);
-рассмотрение комплекса продвижения в составе единого коммуникационного комплекса, объединяющего всех субъектов рыночной деятельности, средства коммуникаций, направленные на установление и поддержание взаимоотношений с адресатами коммуникаций;
-учет современных изменений в сознании и поведении потребителя, что требует от гостиничных предприятий сбора значительно большего объема информации о потребителе, его потребностях, моделях поведения, коммуникационных средствах, оказывающих на него наибольшее влияние;
-ориентация на удержание постоянных потребителей и привлечение новых за счет формирования положительного образа гостиничного предприятия и его продуктов;
-обеспечение заинтересованности потребителей в приобретении продуктов предприятия за счет создания широкого ассортимента этих продук тов на базе основных и дополнительных услуг, обладающих определенной новизной и ценностью для потребителей;
|
|
-ориентация на использование современных новейших средств продвижения гостиничных продуктов до потребителей, включая использование инновационных технологий продвижения в Интернете;
-обеспечение рациональной организационной структуры внешних и внутренних коммуникаций, основанной на оптимальной модели комплекса маркетинговых коммуникаций и оценке эффективности выполняемых функций оставляющими элементами данного комплекса.
Исходя из приведенных принципов, определяются основные цели и задачи в области коммуникационной политики гостиничного предприятия, в том числе:
-определение целевых и контактных аудиторий, на которые будут распространяться коммуникационные действия;
-удержание действующих и привлечение потенциальных потребителей контролируемых целевых рынков, а также формирование у них побуждения добровольного потребления гостиничных продуктов;
-обеспечение уверенности потребителей и заинтересованных сторон в возможности решения их проблем путем полного удовлетворения полученными услугами первых и обеспечения плодотворного взаимодействия со вторыми;
-формирование структуры действенного комплекса маркетинговых коммуникаций на основе современных достижений в этой области;
-создание положительного имиджа гостиничного предприятия и производимых им продуктов у сотрудников предприятия, целевых и контактных аудиторий, общественности;
Коммуникационная политика гостиничного предприятия — это общее руководство для действий и принятия решений к области коммуникаций, которые облегчают достижение поставленных целей в данной области.
Документально оформленная коммуникационная политика должна дать руководству и каждому сотруднику гостиничного предприятия представление о том, какой имидж самого предприятия и его продуктов они формируют, как должны представлять информацию о предприятии и его деятельности, какую идеологию должны донести до целевых и контактных аудиторий, общественности, что считается наиболее важным в этих вопросах.
Для структурных подразделений и персонала, общающегося с потребителями и контактными аудиториями, оформленная коммуникационная политика служит основным документом, определяющим цели их работы.
Руководство и специалисты гостиничного предприятия, ориентируясь на разработанную коммуникационную политику, должны эффективно использовать весь инструментарий маркетинговых коммуникаций:
-для создания положительного имиджа предприятия и его продуктов;
-исправления при необходимости неправильного представления о предприятии и его продуктах;
-снижения уровня недоверия в отношении предприятия и его продуктов;
-убеждения потребителей в предпочтении и полезности обращения к предприятию и его продуктам по отношению к его конкурентам;
-убеждения потребителей в том, что предприятие и его продукты — лучшие на рынке;
-обеспечения устойчивой лояльности потребителей и заинтересованных лиц к предприятию и его продуктам.
В результате проведения правильной коммуникационной политики с учетом решения возникающих проблем и использования современных достижений в данной области будут более успешно реализованы маркетинговые цели в части роста объема продаж, увеличения или сохранения доли рынка, освоения новых рынков или сегментов и т.д.
Реклама в индустрии гостеприимства - роль, значение и виды
Реклама — это инструмент маркетинговых коммуникаций гостиничного предприятия, в рамках которого производится оплаченное известным спонсором распространение информации, с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему.
Рекламная коммуникация представляет собой процесс передачи сообщения от отправителя (гостиничного предприятия) к получателю (потребителю гостиничных продуктов) по определенному каналу. Поэтому рекламная коммуникация описывается общей моделью коммуникационного процесса, представленной на рис. 2.
Реклама позволяет потребителям узнать о существовании гостиничного предприятия, о качестве и новизне предоставляемых им продуктах и их преимуществах по сравнению с подобными продуктами его конкурентов. Подобным образом донесенная информация до клиента должна побудить его воспользоваться продуктами данного гостиничного предприятия.
В условиях усиления конкуренции привлекательная реклама гостиничного предприятия становится действенным средством получения им конкурентного преимущества. В связи с этим гостиничное предприятие перед началом рекламной компании должно четко знать выполняемые рекламой функции и определиться с ее целями, кругом потребителей, на который она должна воздействовать, особенности рекламы в гостиничном бизнесе, наиболее эффективными видами рекламы.
Необходимость рекламы обусловлена тем, что произведенный для продажи гостиничный продукт может быть успешно реализован, если он предварительно с помощью рекламы будет воспринят потребителем «идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель». В связи с этим реклама гостиничного предприятия должна осуществлять три основные функции:
-информационную функцию, связанную с ознакомлением потенциальных потребителей с ассортиментом и качественными характеристиками действующих на рынке и новых гостиничных продуктов, их преимуществами, новизной, особенностями сервисного процесса их предоставления по отношению к конкурентам;
-побуждающую функцию, воздействующую на эмоциональные и мыслительные процессы человека, на формирование и развитие его потребностей, на процессы принятия решений относительно приобретения продуктов и тем самым способствовать повышению спроса на данные продукты;
-стабилизирующую (укрепляющую) функцию, которая ответственна за сохранение постоянных и привлечение новых клиентов и направлена на обеспечение заполняемое номерного фонда.
Цели рекламы должны устанавливаться после решения задачи позиционирования, направленной на адаптацию гостиничных продуктов к требованиям контролируемых гостиничным предприятием целевых сегментов рынка, отличных от конкурентов за счет уникальных свойств этих продуктов, порядка и условий их приобретения. Подобное позиционирование определяет роль рекламы в маркетинговом комплексе и устанавливает ее коммуникационные цели в отношении определенной целевой аудитории в течение определенного времени.
Более конкретные цели рекламы гостиничного предприятия определяются его общей маркетинговой стратегией и коммуникационной политикой и направлены:
-на формирование у потребителя и заинтересованных сторон имиджа и благожелательного отношения к гостиничному предприятию по отношению к его конкурентам, побуждение потребителя обратиться к продуктам данной гостиницы, формирование у других предприятий образа гостиницы как надежного партнера;
-формирование у потребителя определенного уровня знаний и имиджа гостиничных продуктов (с лучшей стороны отличающихся от конкурентов), потребности в этих продуктах, побуждения к их приобретению и оказание помощи потребителю в выборе данных продуктов;
-стимулирование продвижения, продажи и ускорения оборота гостиничных продуктов;
-удержание постоянных и привлечение новых потребителей, стремление сделать последних постоянными клиентами;
-корректировку представления о деятельности гостиничного предприятия и его продуктах, особенно, в случаях искаженного представления о них у потребителей и заинтересованных аудиториях;
-противодействие рекламной деятельности конкурентов за счет выделения в рекламе преимуществ гостиничных продуктов, нестандартного замысла рекламы, увеличения охватываемой аудитории и силы рекламы;
-поддержание осведомленности и спроса на гостиничные продукты при спаде последнего путем изучения и прогнозирования запросов и пожеланий потребителей.
Планируя рекламную кампанию, гостиничному предприятию необходимо определить целевую аудиторию, которую можно разделить на группы по следующим критериям:
-социально-демографические показатели (пол, возраст, социальное и материальное положение);
-потребительские предпочтения (новаторы, модники, традиционалисты, индивидуалисты);
-стиль жизни покупателя (сфера труда, манеры поведения, ценностные предпочтения);
-мотив покупки (почему покупают именно этот гостиничный продукт);
-индивидуальные и корпоративные клиенты (приехавшие на семинары, конференции, деловые, развлекательные и прочие мероприятия).
Реклама гостиничного предприятия, хотя и базируется на тех же маркетинговых подходах, но и имеет свои отличительные особенности, включая:
-использование эффективных видов рекламы. Для эффективной рекламы гостиницы подходят не все распространенные виды рекламной деятельности. Так, например, телевизионная реклама практически не используется гостиницами;
-неограниченная клиентская база. Поэтому всему разнообразию клиентов надо в рекламе предложить максимально комфортабельный отдых;
-специфика интернет-рекламы. Кроме собственного сайта гостиничное предприятие должно использовать контекстную и геоконтекстную рекламу (вид рекламы, основанной на показе рекламных сообщений в приложениях на мобильных телефонах и веб-сайтах), вирусную, поисковую и другие виды виртуальной рекламы;
-возможность использования альтернативной рекламы. Руководство отеля должно уделять особое внимание распространению буклетов и брошюр, как альтернативы печатной рекламы. Подобную рекламную кампанию гостинице целесообразно развернуть на конференциях, форумах, симпозиумах, встречах по тематическим направлениями и т.д.;
-использование гибких специальных рекламных подходов для рекламирования индивидуальных и корпоративных клиентов, с учетом изменения соотношения между этими составляющими клиентской базы с целью повышения доходности и сглаживания сезонности в потреблении гостиничных продуктов.
Развитие маркетинга и интернет-технологий существенно расширили возможности рекламы, которая значительно усложнилась и стала многоуровневой и многоструктурной. Однако пока не сложилась единая классификация видов рекламы.
В табл. 1 приведена наиболее полная классификация рекламы, составленная на основе систематизации основных существующих видов гостиничной рекламы. Рассмотрим более подробно эти виды гостиничной рекламы.
Таблица 1- Классификация видов гостиничной рекламы
В зависимости от объекта рекламирования выделяют:
- товарную рекламу, которая направлена на формирование и стимулирование спроса на гостиничный продукт;
-престижную рекламу (имиджевую или корпоративную), которая информирует потенциальных клиентов о достоинствах продуктов данной гостиницы по отношению к конкурентам, пробуждает интерес и содействует продажам;
-нетоварную рекламу, включающую некоммерческую рекламу (популяризация социальных проблем, пропаганда здорового образа жизни и т.д.), а также пропагандирующую новые идеи и цели, в том числе, например, обеспечение освещения здания гостиницы от альтернативных источников энергии.
По направленности различают:
- рекламу возможностей го стиницы, которая направлена на информирование целевых аудиторий (индивидуальных и корпоративных клиентов) о возможностях предприятия по предоставлению гостиничных продуктов;
- рекламу потребностей, предназначенную для информирования деловых партнеров о существовании предприятия и его потребностях, например, в привлечение посредников, приеме на временную или постоянную работу сотрудников и т.д.
В зависимости от характера и особенностей рекламного обращения различают:
- информативную рекламу, задача которой состоит в предоставлении клиентам информации о гостинице, ее продуктах, их характеристиках, достоинствах, новизне;
- убеждающую рекламу, носящую агрессивный характер и направленную на убеждение потенциальных клиентов в преимуществах рекламируемых продуктов, формирование у них желания приобрести именно их, а не продукты конкурентов, а также на поощрение факта покупки и т.д.;
- напоминающую рекламу (рекламу стабильности). Она предназначена для поддержания осведомленности клиентов о существовании гостиницы, ее продуктов на рынке и их характеристиках. Эффективными видами данной рекламы считаются: скрытая реклама (статьи о деятельности гостиницы и ее услугах), участие в специализированных отраслевых выставках, рассылка постоянным партнерам отчета о годовой деятельности (процент загрузки, прибыль и т.д.).
По способу воздействия на целевую аудиторию различают:
- рациональную рекламу, которая информирует, обращается к разуму потенциального клиента, приводит доводы для его убеждения, чаще всего в словесной форме;
-эмоциональную рекламу, которая обращается к чувствам, эмоциям, воспоминаниям, действует через ассоциации, в основном посредством звука.
По характеру воздействия на аудиторию выделяют:
-жесткую рекламу, которая близка по характеру к средствам стимулирования сбыта и используется в комплексе с ними, отличается агрессивным нажимом на потребителя, заставляя его купить рекламируемый продукт, и рассчитана на краткосрочную перспективу;
-мягкую рекламу, которая не только сообщает о продукте, но и формирует вокруг него благоприятную атмосферу; нацелена на среднесрочную и длительную перспективу.
По способу охвата аудитории выделяют:
-селективную (избирательную) рекламу, четко адресованную определенной группе потребителей;
-массовую рекламу, направленную на широкие круги реальных и потенциальных потребителей и общественность в целом.
В зависимости от охватываемой территории выделяют:
-внутрифирменную рекламу;
- локальную рекламу (масштаб — от конкретного места продажи до территории отдельного населенного пункта);
-региональную рекламу (в пределах одного региона);
- рекламу, охватывающую определенную часть страны (два и более региона);
- общенациональную ( федеральную) рекламу (в масштабах всей страны);
- международную рекламу (охватывает несколько стран).
По источникам финансирования различают:
-рекламу от имени отдельных гостиничных предприятий;
- совместную или корпоративную рекламу, которая может быть горизонтальной (объединение рекламных усилий нескольких или объединенных в сеть гостиниц) или вертикальной (объединение рекламных усилий гостиниц, турфирм, ресторанов, транспортных организаций и т.д.).
По типу целевой аудитории различают:
-рекламу, направленную на сферу бизнеса (В2В — business to business);
-рекламу, направленную на индивидуального потребителя (В2С — business to consumer).
В зависимости от способа воздействия выделяют следующие виды рекламы:
- визуальная (витрина, световая и печатная реклама и т.п.);
-слуховая (радиореклама, реклама по телефону и т.д.);
- аудиовизуальная (теле-, видео- и кинореклама);
- зрительно-обонятельная (ароматизированная листовка, страничка в журнале).
В зависимости от средств распространения различают следующие виды рекламы:
- в прессе (реклама в газетах, журналах);
- на телевидении;
- на радио;
-в кино;
- на транспорте (на бортах, на кузовах, внутри салонов);
- в местах продаж продукта (витрины, вывески в торговых залах);
-наружная реклама (щиты на улицах, плакаты в метро, «бегущая строка»);
-сувенирная (календари, папки, блокноты, значки, сумки, авторучки и т.д.);
-печатные рекламные издания (проспект, буклет, каталог, плакат, листовка);
- прямая почтовая рассылка (direct mail, в том числе и по электронной почте);
- реклама в сети Интернет (баннеры, рекламные и корпоративные сайты, корпоративные блоги и т.д.).
В последнее время привлечение клиентов с помощью традиционных форм рекламы становится все более трудным делом. Кроме того, традиционная реклама для гостиниц становится обременительным в финансовом отношении и не приносит существенных результатов. Специалисты в этом случае говорят о «сгорании» или «выгорании» рекламы. В тоже время данная реклама становится более значимой при использовании нетрадиционных способов ее подачи, предполагающих необычные креативные решения или нестандартное размещение.
Пример
-Один из малых отелей Москвы, на асфальте около метро, где он находится, разместил свои данные.
-В ряде российских и зарубежных отелей гостям предлагают меню подушек (пуха, перьев, эргономические, плоские и др.). Отельеры из Китая стали размещать на подушках рекламу компании, занимающуюся продвижением на рыке бюстгальтеров марки Wonderbra, получая за это бесплатно подушки с рекламой от этой компании. Подобные нестандартные виды рекламы могут использоваться отелями в качестве дополнительного источника дохода.
В современных условиях наиболее эффективной становится реклама в сети Интернет, особенно реклама в поисковых системах («Яндексе», «Рамблере», «Гугле»), социальных сетях (Twitter, Facebook и др.), блогах, гостиничных сайтах.
Реклама в поисковых системах, социальных сетях и блогах может реализовываться с помощью туроператоров и через сайт отеля напрямую. Наиболее эффективными методами рекламы отеля в Интернете служат:
-контекстная реклама (короткое текстовое объявление, которое показывается справа и под поисковой строкой в ответ на определенный запрос пользователя);
-геоконтекстная реклама (показ рекламных сообщений в приложениях на мобильных телефонах и веб-сайтах с учетом точного местоположения);
- вирусная реклама (воспринимается не как реклама, а как досуг, развлечение);
-реклама на форумах и блогах, где находятся клиенты гостиничных продуктов;
-баннерная реклама.
Контекстная реклама показывается только тем пользователям, которые задали конкретный запрос поисковой системе — например, «гостиница Москвич, размещение на сутки». Контекстную рекламу можно размещать на различных сайтах (тематических ресурсах, новостных сайтах, блогах) по договоренности с владельцем. Оплачивается данная реклама только за реальные переходы клиентов на страницы рекламируемых сайтов. Данная реклама отеля на английском языке в поисковых системах может привлечь клиентов со всего мира.
Геоконтекстная реклама показывается пользователю при приближении к рекламируемому объекту (в приложениях на мобильных телефонах, навигаторах) или в результате геоконтекстного поиска на карте (на веб- сайтах). Так, например, владелец придорожного отеля может показывать рекламное сообщение с номером телефона, ссылкой на веб- или мобильный сайт и купоном на скидку как потенциальным клиентам, проезжающим мимо по трассе, так и только собирающимся в дорогу и изучающим этот участок на веб-карте.
Вирусная реклама, объектами которой может служить забавный видеоролик, игра, картинка, текст, распространяется самостоятельно без дополнительных затрат отеля, так как об указанных объектах люди пишут в своих дневниках, посылают друг другу ссылки на них по ICQ (централизованная служба мгновенного обмена сообщениями сети Интернет) и e-mail. Отелю достаточно данную рекламу разместить, например, на популярных развлекательных порталах, а она дальше будет распространяться по Интернету.
Реклама на форумах и блогах, которые, по мнению специалистов, считаются достойным местом для размещения рекламы гостиничных продуктов. В данном случае клиент получает совет относительно гостиничных продуктов со стороны более опытного пользователя.
Баннер — это графическая либо анимационная картинка, которая размещается на различных сайтах, посвященных определенной тематике. Привлекает внимание за счет своей яркости и динамичности (в случае с анимационным баннером). Оплата взимается за каждую тысячу показов. Разновидностью баннеров является медийно-контекстный баннер, который привязывается к ключевым словам и показывается только в ответ на нужный рекламодателю запрос. Эффективность такого вида продвижения гостиниц несколько выше. Однако баннерная реклама используется гостиницами, когда необходимо в сжатые сроки за счет выкупа большого количества баннерных показов привлечь пользователя к краткосрочному предложению.