Одной из наиболее известных теорий, объясняющей эволюцию мирового гостиничного хозяйства, является структурная теория, в соответствии с которой спрос на услуги размещения определяется экономической структурой стран. Данная теория предполагает несколько стадий развития.
На первой стадии развития гостиничного бизнеса в экономике стран преобладают однородные компании, относящиеся к первичным отраслям и развивающиеся на местных и региональных рынках. Основные игроки — отдельные гостиницы, а спрос на бизнес-размещение и отдых был незначительным, также как и маркетинговые усилия предприятий по стимулированию сбыта.
В это же время стали формироваться первые национальные гостиничные сети в США, Канаде и государствах Западной Европы. Так, например, железнодорожная компания Canadian Pacific построила гостиницы вдоль своей железной дороги, тем самым добиваясь загруженности и своих поездов, и средств размещения.
Переход ко второй стадии развития гостиничного бизнеса связан:
|
|
-с ростом межрегиональных компаний, которые в своем развитии определяют движение от первичных и вторичных отраслей к третичным отраслям в основных секторах экономики;
-ростом числа компаний, обслуживающих как региональный и национальный, так и международные рынки;
-усилением процесса интернационализации экономики путем выхода компаний на международный рынок и проникновением зарубежного бизнеса в национальную экономику.
Переход ко второй стадии развития гостиничного бизнеса сопровождается высоким спросом на гостиничные услуги, стимулируемым всеми возможными способами внутреннего маркетинга, а также разработкой и началом использования принципов международного маркетинга. Сам же гостиничный бизнес характеризуется началом использования разнообразных форм объединения гостиничных предприятий и их постепенным проникновением в другие страны мира.
Эта стадия сравнительно краткосрочна. Предварительно эту стадию развития прошли США, а в Великобритании она продолжалась в течение 80-х гг. прошлого столетия. Так, в 1978 г. 8 из 10 международных гостиничных сетей принадлежали американским компаниям, но на рынке гостиничных услуг уже стали появляться фирмы из других стран. Например, французская компании Accorc использованием франчайзинга расширила свое географическое присутствие и в 1978 г. она уже управляла 45 отелями.
С начала 90-х гг. прошлого века Великобритания вступила в третью стадию развития гостиничного бизнеса, характеризуемую ограниченным спросом на гостиничные услуги.
В начале XXI в. на рынок гостиничных услуг стали выходить участники из Австралии, Латинской Америки и Африки. Однако американским компаниям по-прежнему удается удерживать лидерство. Однако американским компаниям по-прежнему удается удерживать лидерство. Так, на 2009 г., согласно специальному докладу журнала Hotels, на долю амери- канских гостиничных сетей приходилось 49,5% мирового рынка. Их ближайшие конкуренты — это компании из Европы, их доля составляла 25%. Далее следуют международные гостиничные сети из Азии.
|
|
Гостиничный бизнес в этот период характеризуется усилением процессов интеграции и интернационализации, использованием различных форм объединения гостиничных предприятий и управления ими на национальном и межнациональном уровне, появлением крупных гостиничных корпораций, включая гостиничные цепи, консорциумы, семейства и ассоциации, франчайзинговые объединения, совместные гостиничные предприятия. Происходит концентрация капитала, рост материально-технической базы гостиничных корпораций, спектра предоставляемых ими услуг в различных странах и регионах мира, спрос на которые поддерживается на должном уровне за счет использования как внутренних, так и международных принципов маркетинга.
Международная гостиничная сеть (далее корпорация) — это объединение группы гостиниц, которое работает одновременно в двух и более странах, поддерживает единые стандарты качества и активно продвигает собственную торговую марку.
Международные гостиничные корпорации могут иметь существенные различия. Одни гостиничные корпорации ограничивают свою деятельность национальным рынком, а также одним или несколькими иностранными рынками. Другие распространяют свою деятельность на многие страны в разных регионах мира, спрос на которые поддерживается на должном уровне за счет использования как внутренних, так и международных принципов маркетинга.
Международный маркетинг — комплекс мероприятий за пределами страны в области исследования торгово-сбытовой деятельности гостиничных предприятий и их объединений, изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения гостиничных продуктов от производителя к потребителю. По сути, международный маркетинг — это маркетинг гостиничных продуктов за пределами страны, где находится гостиничное предприятие.
Межнациональный маркетинг — одна из форм международного маркетинга, которую используют крупные гостиничные предприятия, осуществляющие свою деятельность во многих иностранных государствах.
Ряд специалистов в области маркетинга считают, что международный рынок - это совокупность национальных рынков, «каждый из них уникален, не похож на другие и поэтому является национальным рынком». Однако усиление процессов интеграции и интернационализации гостиничного бизнеса указывает на необходимость использования гостиничными корпорациями общих подходов, основанных на принципах международного маркетинга.
Использование концепции международного маркетинга гостиничными корпорациями обусловлено следующими обстоятельствами:
-существенное падение спроса на гостиничные продукты на внутреннем рынке;
-использование возможностей роста за счет географического расширения;
-усиления конкуренции на внешних рынках.
Основными качественными и количественными целями гостиничных корпораций при использовании международного маркетинга являются:
-повышение показателей экономической эффективности корпорации на внутреннем и внешних рынках;
-увеличение объема продаж гостиничных продуктов и получаемой прибыли по странам и контролируемым сегментам рынка;
-обеспечение положительного имиджа;
-положительное влияние на занятость на внутреннем и внешних рынках;
|
|
-обеспечение поддержки различных мер, направленных на укрепление доверия региональной общественности на этих рынках;
-рост доли рынка гостиничных продуктов по странам и контролируемым сегментам рынка.
Можно выделить основные особенности международного маркетинга в сфере гостиничного бизнеса. Международный маркетинг — это:
-рыночная концепция управления международной деятельностью гостиничных комплексов. Это образ мышления, философия, подход гостиничных корпораций к предпринимательству с международных и глобальных позиций;
-формирование международных гостиничных рынков в соответствии с международными стратегическими целями оптимизации и расширения бизнеса гостиничных корпораций;
-ориентация на запросы конечных потребителей в зависимости от конкретной страны;
-учет различий внешних рынков, включая адаптацию гостиничных продуктов к условиям местного рынка и конкуренции на нем. Одновременно используются любые возможности продвижения на этих рынках стандартизованных продуктов с целью получения выгоды от масштаба и концентрации ресурсов;
-деятельность гостиничных комплексов, которая направлена, прежде всего, на предоставление высококачественных и безопасных гостиничных продуктов;
-использование основных принципов и элементов маркетинга, включая изучение международной маркетинговой среды, принятие решения о целесообразности выхода на международный рынок, отбор целевых сегментов и позиционирование на рынках зарубежных стран с учетом их культурных различий, приспособление маркетингового комплекса (4Р) к национальным особенностям.
Развивая свою деятельность на зарубежных рынках, гостиничная корпорация должна решить, возможно ли использовать стандартный маркетинговый комплекс или необходимо его адаптировать и приспосабливать к местным условиям.
В первом случае благодаря стандартизации гостиничного продукта, рекламы, каналов распределения и прочих элементов комплекса маркетинга гостиничная корпорация существенно экономит ресурсы и получает дополнительную прибыль за счет расширения сферы своей деятельности.
|
|
Во втором случае она вынуждена индивидуально подходить к формированию комплекса маркетинга в зависимости от конкретного сегмента, приспосабливать его элементы к специфике каждого отдельного зарубежного рынка, соизмеряя при этом возможные издержки с получаемой прибылью за счет увеличения масштабов продаж.
Приспосабливая свои гостиничные продукты к местным условиям, гостиничная корпорация может ограничиться незначительными их изменениями или разрабатывать абсолютно новые продукты, соответствующие нуждам и потребностям зарубежных потребителей, что зачастую может не обеспечивать необходимый уровень прибыльности. Кроме того, к местным особенностям необходимо приспосабливать также рекламу и продвижение гостиничных продуктов.
Учитывая финансовые возможности населения страны или региона, в ряде случаев гостиничные корпорации идут на снижение цен на гостиничные продукты, пытаясь компенсировать дополнительные издержки за счет более низкой оплаты труда местному персоналу.
Гостиничные корпорации, выступая на международном рынке, должны проводить планомерную, постоянную и активную работу на разных этапах продвижения гостиничных продуктов к потребителю. Такой подход требует комплексного рассмотрения возникающих проблем доведения своих товаров до конечных потребителей. При этом следует учитывать возможность использования местных посредников или принимать решение о создании собственных сетей распределения и продаж.
С учетом этих особенностей и возможной конкуренции гостиничные корпорации приходят к решению о целесообразности выхода на конкретные международные рынки.
Таким образом, использование основных подходов международного маркетинга должно способствовать гостиничным корпорациям:
-получать надежную, достоверную и своевременную информацию о местном рынке, структуре и динамике потребительского спроса, вкусах и предпочтениях зарубежных потребителей;
-обоснованному принятию решения по выходу со своими продуктами на зарубежные рынки с учетом существующего или потенциального зарубежного спроса на них;
-получать представление о преимуществах их гостиничных продуктов в части удовлетворения требований местных потребителей по сравнению с продуктами конкурентов;
-осуществлять координацию и планирование производственной, сбытовой и финансовой деятельности с учетом интересов международного рынка, а также реализацию целей, поставленных руководством.
Современное развитие информационных технологий, внедрение компьютерных систем управления в гостиничном бизнесе способствуют повышению спроса и требований потребителей к ассортименту, качеству гостиничных услуг, а также соответствию их современным требованиям безопасности и экологическим нормам. Поэтому международные гостиничные корпорации ищут новые подходы и способы удовлетворения этих требований. В их числе можно выделить совершенство маркетинговой деятельности с учетом процессов консолидации, глобализации и регионализации мирового гостиничного рынка в направлении разумного сочетания технологий мультинационального (учитывает национальные, экономические, культурные и другие различия рынков отдельных стран) и глобального маркетинга.
Термин «глобальный» (глобальный маркетинг, глобальная стратегия) означает, что гостиничные корпорации рассматривают мир как единое целое, где стираются национальные границы и, в определенной мере, национальные различия между потребителями.
Глобальный рынок — это межнациональный рынок, спрос на котором удовлетворяется предложением одного или нескольких базовых гостиничных продуктов и поддерживается инструментами международного маркетинга.
Глобальный маркетинг — маркетинг глобальных гостиничных комплексов (корпораций), которые ведут свою производственную и сбытовую деятельность, рассматривая весь мир как один большой рынок, на котором его региональные и национальные различия не играют решающей роли.
Глобализацию гостиничного бизнеса можно рассматривать как предельную форму его интернационализации (рынки воспринимаются не как отдельные единицы, а как единое пространство), развитию которой способствовало:
-наличие международного финансового и валютного рынка, что обеспечивало быстрое перемещение капитала и совершение сделок в гостиничном бизнесе;
-действие многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО (Генеральное соглашение по тарифам и торговле/Всемирная торговая организация), в том числе многостороннее Генеральное соглашение о торговле услугами, а также использование в туристском и гостиничном бизнесе всего арсенала инструментов ВТО, включая международные и глобальные стандарты, сертификаты, средства аккредитации;
-принятие международных документов Всемирной туристской организацией, включая Международную гостиничную конвенцию, Международные гостиничные правила, Кодекс отношений между гостиницами и турагентствами;
-значительный рост числа транснациональных корпораций в гостиничном бизнесе, а также числа транснациональных туристических операторов, которые управляют оптовыми закупками и имеют возможность выходить на международные фондовые рынки, размещать там свои ценные бумаги, продажа которых позволяет обновлять и развивать туристско-гостиничную деятельность;
-усиление экономической взаимозависимости всех стран континентов и регионов мира, что способствовало быстрому развитию торговли туристскими и гостиничными продуктами;
-усиление международной конкуренции в гостиничном бизнесе;
-обострение глобальных проблем человечества, распространяющихся и на гостиничный бизнес, в том числе связанных с безопасностью гостиничных услуг, включая и соблюдение экологических норм.
В настоящее время для гостиничной индустрии характерно все большее укрупнение ведущих международных гостиничных сетей. При этом создаются портфели брендов данных сетей, направленные на удовлетворение потребностей различных категорий клиентов.
Реакция гостиничных корпораций на глобализацию сферы деятельности направлена на совершенствование их маркетинговой политики в части:
-изучения конъюнктуры глобального рынка гостиничных продуктов;
-определение потенциальных партнеров и конкурентов;
-проведение сегментации рынка;
-анализ наиболее прибыльных сегментов на глобальном рынке и условий деятельности на них с целью окончательного выбора целевого рынка;
-изучение социально-культурной среды целевых рынков;
-определение эффективных и рациональных форм международных контактов;
-использование возможных средств коммуникаций международного маркетинга для продвижения и продажи гостиничных продуктов.
Содержание задач, решаемых гостиничными корпорациями с использованием международного и глобального маркетинга, отличается от особенностей задач внутреннего маркетинга своей спецификой, сложностью и существенно большими затратами на их решение. Это связано с необходимостью:
-исследования каждого конкретного внешнего рынка и определения целесообразности выхода на него;
-адаптации гостиничных продуктов к условиям целевого рынка;
-определения эффективной ценовой политики;
-создания каналов распределения и обеспечения их эффективного функционирования на внешнем рынке;
-разработки обоснованной стратегии продвижения гостиничного продукта на данном рынке;
-проведения тщательного экономического анализа возможных затрат и прибыли гостиничной корпорации.
Контрольные вопросы:
1.Укажите этапы развития экономики стран и изменения сущности гостиничного маркетинга на этих этапах.
2.Международный маркетинг: определение, особенности, цели использования гостиничными корпорациями.
3.Что обеспечивает гостиничным корпорациям использование международного маркетинга?