БАНК ЛЕКЦИЙ
Дисциплина: «Деловая риторика»
Преподаватель:
Креч Л.В.
Калининград 2014
Утверждено:
На заседании ПЦК
«Общегуманитарных дисциплин»
Протокол № _____________________
От «___» ________________ 2014 г.
Председатель ПЦК
____________________ Е.Б. Борина
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………4
ЛЕКЦИЯ 1: РИТОРИКА КАК НАУКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ. «РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК НАУКА………….………………………………………………………5
ЛЕКЦИЯ 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ………………………………………………………………………………….……..11
ЛЕКЦИЯ 3:ВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ……………………………………15
ЛЕКЦИИ 4, 5 НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.ДОКОММУНИКАТИВНАЯ ФАЗА РЕЧИ……………………………………….……………………………………………..17
ЛЕКЦИЯ 6 ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ЫСТУПЛЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ……………………………………………………………..25
ЛЕКЦИЯ 7 ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ. НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ………………………………….……………………………………………...29
|
|
ЛЕКЦИЯ 8: ПОВЕДЕНИЕ ОРАТОРА В АУДИТОРИИ. ПОДДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ В ХОДЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ………………………….……………………….….36
ЛЕКЦИЯ 9: ЗАВЕРШЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. АРГУМЕНТАЦИЯ…...…47
ЛЕКЦИЯ 10:ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ…...56
1: Информационное выступление, его основные особенности
2: Рекламное выступление
3: Рассказ о себе
4: Рассказ о событии
ТЕМА 11: ПРОТОКОЛЬНО-ЭТИКЕТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………………………………………….61
1. Представление гостя
2. Похвальное слово
Развлекательное выступление, его основные особенности
убеждающее выступление и его основные особенности
ЛЕКЦИЯ 12: «ДЕБАТЫ»……………………………………………………………………….69
ЛЕКЦИЯ 13: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ…………………….. 79
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ГЛОССАРИЙ ……………………………………….81
ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..…106
ВВЕДЕНИЕ
Банк лекций составлен на основе рабочей программы учебной дисциплины «Деловая риторика», являющейся частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100401 «Туризм». Основная задача курса «Деловая риторика» - подготовить выпускников к успешному общению в профессиональной деятельности, при проведении бесед, переговоров, совещаний и т. п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, помочь овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия.
|
|
Решение данной задачи ведет к повышению общей культуры будущего специалиста, уровня его гуманитарной образованности.
«Деловая риторика» представляет собой коммуникативно ориентированный курс обучения деловой речи. Целью данного сборника опорных конспектов является ознакомление студентов с терминологией риторики, основными принципами и понятиями дисциплины, формирование устойчивого представления об ораторском мастерстве как искусстве звучащего слова, основанном на четких принципах построения и оформления речи, помощь в овладении основными способами «выстраивания» речевой деятельности в зависимости от коммуникативного контекста.
Изучение данного сборника призвано помочь студентам освоить основную терминологию дисциплины, в частности:основные понятия риторики; - основные законы, принципы и правила эффективного общения; основы аргументации; закономерности использования риторических приемов и выразительных средств языка в различных сферах речевой деятельности; особенности звучащей речи; правила ведения конструктивного спора; правила ведения деловой беседы; основные приемы речевого манипулирования общественным сознанием и приемы их нейтрализации; риторический канон.
Лекции сопровождаются вопросами для самопроверки и списком учебной литературы.
Лекция 1: РИТОРИКА КАК НАУКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ.
РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК НАУКА
Риторика (в узком смысле) - это дисциплина, изучающая теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах).
Риторика (в широком смысле) или неориторика (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) - это наука об убеждающей коммуникации.
Деловая риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения.
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.
Объект изучения деловой риторики - устные и письменные жанры служебного контакта, такие, как доклад на собрании, переговоры, договор, заявление, приказ и т. д.
Цель курса - овладение культурой деловой речи и общения, выработка собственного стиля служебных взаимоотношений, формирование имиджа.
Этапы развития риторики
Античная риторика
Зародилась в Древней Греции
– Горгий разработал приемы риторической художественной прозы, используя для повышения ее психологического воздействия поэтическую выразительность.
- Лисий – афинский оратор и логограф. Умел отражать в речи особенности характеров своих клиентов. Благодаря простой манере изложения он считался великим мастером речи.
- Исократ– афинский оратор, учитель риторики, публицист, логограф. Представитель торжественного, пышного красноречия. Сам публично не выступал. Имел свою школу риторики.
- Демосфен– афинский оратор и политический деятель. Для его речей характерны воодушевление и проникновенная страстность, покоряющая логика и острая аргументация.
- Платон– один из выдающихся греческих мыслителей. Обобщил
опыт мастерства речи на примерах выдающихся ораторов, в том числе Сократа.
- Аристотель– великий древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Полагал, что риторика должна развивать способность убеждения.
- Цицерон– философ, оратор, политический деятель и писатель. Цицерон был самым крупным представителем римского классического красноречия
- Квинтилиан– оратор, ритор. Написал “Наставление оратору” в 12 книгах, начиная с элементарных основ, с изложением всей риторической теории.
Средневековье
Гомилетика – церковное, богословие красноречие, унаследовавшее основные принципы античной науки.
|
|
Возрождение и Новое время
Характерны повышением интереса к риторике. Однако преобладает письменное слово: сатира, памфлеты, рассуждения и пр.
Основы русского красноречия
Существуют тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи до монгольского нашествия “Золотое слово Святослава”(Слово о полку Игореве), “Поучение Владимира Мономаха” (Поучение чадам своим) и др
Первые русские руководства по риторики XVII века написана вологодским епископом Макарием одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем.
М.В.Ломоносов
– наиболее заметный след в развитии теории риторики XVII века оставило “Краткое руководство к красноречию”. Оно предназначалось для нужд просвещения, образования, несколько раз переиздавалось Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией, русской наукой.
XX-й век. С помощью звукоусилительной техники ораторам стали доступны самые тонкие эмоциональные и интонационные вариации, а также воздействие на доселе небывалое количество слушателей, что привело к высочайшему взлету ораторского искусства (Ленин, Троцкий, Муссолини, Гитлер, Геббельс, Рузвельт, Дж. Кеннеди, Мартин Кинг, Кастро и многие другие). Лидерами по уровню мастерства участников публичных выступлений в 30-х годах становятся Германия и СССР.Возрождение риторики в 20 в. началось в США. Его связывают, прежде всего, с деятельностью И.А.Ричардса и К.Берка. Труд И.А.Ричардса Философия риторики (1936) показал актуальность и общественную значимость «убеждающей» риторики, а работы К.Берка (в частности, Риторика мотивов) акцентировали значение литературной риторики.
Тем не менее, появление новой риторики связано с Европой – с выходом в свет во Франции трактата Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки Новая риторика. Трактат об аргументации (1958).
Причины актуализации науки о речевом воздействии в XX веке
- причины социально-политического характера: развитие демократии, распространение идей свободы личности, равенства людей обусловили потребность внауке, которая показала бы, как убеждать равному равного
|
|
- причины психологического характера: приходит понимание, что человек – это сложная, разносторонняя в психологическом плане, требующая дифференцированного подхода личность.
- коммуникативные причины: расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга
- экономические причины: конкуренция, кризисы перепроизводства породили необходимость в науке о рекламе, навязывании товара, завоевании покупателей.