Источники экологического права. Экологические права и обязанности

1. Понятие источников экологического права.

2. Законы как источник экологического права.

3. Экологические права и обязанности.

 

1. Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования.

Правовые нормы об охране окружающей среды должны устанавливаться только законом, который обязан соответствовать Конституции РФ (ст. 15). Это в равной мере относится и к указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ и др.

Однако на практике в России и ее субъектах принимаются нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Проблема обеспечения их соответствия Конституции РФ стоит в нашем государстве очень остро.

Таким образом, источники экологического права представляет собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму — в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

2. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство Российской Федерации — постановления и распоряжения; Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие федеральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т. п.

В случае нарушения формы принятого закона он должен быть отменен.

3. Наконец, для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

2. 1. По юридической силе все источники можно подразделить на "законы и подзаконные акты.

Законы как источники экологического права представляют со­бой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации — Федеральным Собранием РФ, состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ по вопросам их ведения.

Среди законов можно выделить конституционные и федеральные законы, занимающие верховное место в иерархии нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства. К числу федеральных законов относятся прежде всего Конституция РФ, федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией (так, Закон о статусе депутатов регламентирует реализацию депутатами конституционных поло­жений, направленных на экологическое благополучие в стране; необходимые меры по охране окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений, охрану окружающей среды в целях обеспечения здоровья населения; к числу конституционных законов относятся конституций республик в составе Российской Фе­дерации и основополагающие законодательные акты субъектов РФ), иные федеральные законы, не имеющие значения конституционных, которые регулируют отдельные стороны экологопользования в стране (например, Федеральным законом РФ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено ограничение производственно-хозяйственной деятельности, вызванной выбросами вредных веществ и загрязнением атмосферы; Федеральным законом РФ «О животном мире» предусмотрены меры по взаимодействию общества с миром дикой фауны и т. д.).

Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик, входящих в состав РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

2. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные.

Общие источники характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Например, Конституция РФ регулирует не только экологические отношения, но и гражданские, имущественные, жилищные, семейные, властные и другие общественные отношения.

Специальные источник и отличаются от общих тем, что имеют предметом регулирования только экологические или преимущественно экологические общественные отношения. Так, Основы законодательства о земле регулировали экологические отношения по поводу использования земли, Основы водного законодательства — водные отношения, возникающие по поводу водных объектов, Закон об охране и использовании животного мира — по поводу дикой фауны как природного объекта и т. п.

3. По направленности призового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные.

Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов. Например, таковыми являются отношения по непосредственной эксплуатации земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку, и т. п.

Процессуальные источники, в отличие от материальных, направленные на процедуру обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения.

4. По характеру нормативно-правовых актов источники можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена и приведена в соответствие с системой регулируемых общественных отношений систематизация нормативного материала. Такие нормативно-правовые акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права. Экологическое право располагает такими кодифицированными источниками, как приро-доресурсовые. Среди них — Основы законодательства (земельного, водного, лесного), кодексы, изданные в бывших союзных республи­ках (ныне — самостоятельных государствах) на основании и во исполнение этих Основ, и другие законодательные акты.

Подавляющее большинство эколого-правовых нормативных актов относится к числу некодифицированных, они регулируют отдельные стороны сферы экологопользования. Систематизация нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, т. е. объединения в каком-либо источнике по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.

5. По степени значимости в регулировании экологических отношений источники экологического права можно подразделить на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные.

Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию действующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц, общий характер экологических поступков и т. п. Например, земельным законодательством предусмотрена обязанность рационально использовать закрепленную за землепользователями землю.

Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной нормативный правовой акт к регулируемому отношению. Так, ГОСТ 26640—85 «Земли. Термины и определения» позволяет правильно раскрыть понятие «рациональное использование земли» всеми ее пользователями как максимальное достижение, целей ее использования при учете взаимодействия с окружающей при­родной средой и ее охраной, т. е. этот вспомогательный акт позволяет правильно применить ответственность за нарушения рационального использования земель и предъявить соответствующие требования к пользователям земли.

К группе вспомогательных нормативно-правовых актов следует отнести руководящие постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Правом принимать вспомогательные нормативно-правовые акты наделены лишь специально уполномоченные на то органы. Так, Госстандарт РФ наделен правом принимать стандарты. Объектами стандартизации являются только те, в отношении которых имеется специальное постановление Правительства РФ.

Особое место среди источников экономического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке.

Итак, под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования.

3. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

1.Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

2.При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещений принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

3.Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Статьи 11 и 12 Закона затрагивают важный элемент правового статуса гражданину России — его экологические права и обязанности. Часть из них закреплена именно в этих статьях Закона. Но некоторые экологические права и обязанности составляют содержание других законов РФ: Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Закона - «О недрах» и других, посвященных отдельным природным ресурсам.

Раздел Закона «Об охране окружающей среды», в котором помечены указанные статьи, называется «Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды». Однако в действительности такого экологического права у граждан РФ нет, так как отсутствует механизм его реализации, не установлены гарантии его обеспеченности, поэтому эти права так и остались декларацией. С этой точки зрения к нему нельзя применить общепринятое представление о субъективном праве как охраняемом государством виде и объеме возможного поведения.

Реальные экологические права граждан РФ должны иметь развернутый механизм государственной защиты, который закреплен в законе и может действовать на практике.

Права граждан, как и их юридические обязанности в сфере экологопользования и охраны окружающей среды, основаны на положениях Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и Конституцией РФ 1993 г.

В ст. 25 указанной Декларации и в ст. 41 Конституции РФ содержится норма, признающая, что деятельность, способствующая экологическому благополучию, укреплению здоровья человека, поощряется государством. Указанная норма является юридической базой для конструирования в отраслевых законах экологических прав граждан. Экологические обязанности граждан РФ базируются на ст. 58 Конституции РФ, которая предусматривает обязанности граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В отраслевых законах экологические обязанности граждан детализируются.

В Законе «Об охране окружающей среды» круг экологических прав граждан значительно расширен. Однако значение этого Закона состоит не только в том, что благодаря ему происходит количественное наращивание субъективных прав граждан в области экологопользования и охраны окружающей среды. По существу, речь идет о создании качественно новых прав граждан РФ, их закреплении в Законе как юридической категории, которая опирается на опыт функционирования прежних экологических прав граждан, закрепленных в нормативных актах, посвященных отдельным природным ресурсам: прав землепользования, водопользования, недропользования, пользования животным миром.

Каждая из перечисленных разновидностей права экологопользования регулируется соответствующей отраслью законодательства (земельным, горным, лесным, водным и т. п.) и является юридической формой удовлетворения, в основном, экономических потребностей граждан в процессе использования ими конкретных природных объектов. В этом смысле рассматриваемое право граждан на использование природных богатств пока еще имеет в значительной степени потребительский характер. Несомненно, в будущем его содержание изменится. Уже в наши дни право экологопользования граждан (право землепользования, охота, рыболовство и т. д.) приобретает новое социальное значение, наполняется дополнительным содержанием. Так, землепользование, выполняя традиционную (экономическую) роль, одновременно становится и формой отдыха в природной среде.

Среди экологических прав граждан приоритетное значение имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Несомненно, оно относится к числу важнейших субъективных прав граждан. Оно определяет показатель качества жизни человека и степень демократичности современного общества.

Физиологическое состояние человека не просто каким-то образом взаимосвязано с состоянием природной среды, а является качественным показателем уровня природного благополучия, «природного здоровья». Меры по охране здоровья граждан, забота о правильной, нормальной деятельности человеческого организма, его полном физическом и психическом благополучии способствуют оздоровлению всего природного организма.

 

Задание:

1. Какие экологические методы регулирования закреплены в области охраны окружающей среды?

2. Что включает в себя плата за экологопользование окружающей среды?

3. Что такое лицензия и контроль?

4. Понятие источников экологического права.

5. Законодательные акты России как источники экологического права.

6. Экологические права и обязанности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: