Формы, виды и методы ФК

Финансы, денежное обращение и кредит

Органы управления финансами в Российской Федерации.

 

Общее руководство государственными финансами осуществляют Президент страны, Федеральное собрание, представительные органы власти субъектов Федерации.

Президент издает указы по вопросам регулирования государственных финансов, представляет бюджетное послание Федеральному Собранию, в котором определяется бюджетная политика государства на ближайший период.

Федеральное Собрание принимает законы о налогах, о бюджете.

Правительство РФ  как высший орган исполнительной власти:

- проводит единую финансовую политику;

- разрабатывает и представляет Государственной Думе проект федерального бюджета и отчет о его исполнении;

-управляет государственным долгом РФ и т.д.

 

Министерству финансов принадлежит центральная роль в процессе управления государственными финансами. Круг его полномочий установлен Бюджетным Кодексом.

Полномочия Минфина:

1) Составление проекта федерального бюджета

2)  составление и представление бюджетной отчетности в Правительство

3) Управление средствами суверенных фондов (Фонда национального благосостояния)

4) Эмиссия государственных ценных бумаг

5) Разработка нормативных правовых актов по финансовым вопросам. Пример: Приказы, касающиеся вопросов применения бюджетной классификации.

Правовым основанием деятельности Минфина является Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ»

Руководит Министерством Министр финансов Силуанов Антон Германович, доктор экономических наук, 1963 г.р. У него 11 заместителей.

В структуре Министерства финансов предусмотрены 26 департаментов.

В ведении Минфина находятся 4 федеральные службы:

Федеральная налоговая служба

Федеральная таможенная служба

Федеральное казначейство

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

 

Другими органами управления государственными финансами являются администраторы доходов бюджетов, главные распорядители бюджетных средств,  Центральный Банк России.

 

Финансовый контроль (ФК): сущность, принципы, виды, формы и методы проведения

 

Важной функцией финансов является контрольная функция. На практике данная функция выражается в виде финансового контроля.

С точки зрения теории менеджмента контроль – это необходимая составная часть управленческого процесса. На пути движения к цели необходимо контролировать ход движения, а туда ли мы перемещаемся. С практической, житейской точки зрения контроль – это система борьбы с различными нарушениями и их предупреждение. То есть, следуя нашим повседневным представлениям, финансовый контроль – это система предупреждения и выявления финансовых нарушений.

Зачем вообще нужен контроль? Чем обусловлена его необходимость? Во-первых, если мы проводим какую-либо политику, мы не можем на 100% быть уверены в том, что события будут развиваться в желаемом направлении, и это касается финансовой политики в полной мере. Тогда нам нужен инструмент, который позволит достоверно и своевременно определить правильность вектора движения.

Во-вторых, политику реализуют люди, а их действия субъективны

В - третьих, возможно появление непредсказуемых событий и кризисных ситуаций, их надо своевременно выявлять, до того, как они примут необратимый и массовый характер.

Поскольку финансовые отношения в современном обществе являются важнейшей сферой, то наличие эффективной системы финансового контроля приобретает особую значимость.

Таким образом, можно дать такое определение ФК – это контроль экономических субъектов общества за процессом формирования и использования денежных фондов.

Цель ФК: определение эффективности использование денежных средств, предупреждение нарушений и преступлений (нецелевое использование, хищения, коррупция).

В ходе ФК решаются несколько задач:

1. Анализ фактических результатов работы финансовой системы или ее отдельных частей по сравнению с плановыми показателями (например, правильность и своевременность формирования денежных фондов, правильность и своевременность использования денежных фондов)

2. Выявление внеплановых финансовых потоков, предупреждение их появления (проверка соблюдения финансовой дисциплины) Надо сказать, что нецелевое использование денежных средств – широко распространенное нарушение, оно присуще всем органам власти, а также иным субъектам экономики на всех уровнях.

3. Выявление нарушений, связанных с незаконной сменой собственности финансовых ресурсов: невозврат долгов, неуплата налогов, хищения и т.д.

4. Выявление резервов для более эффективного использования финансовых ресурсов, и соответственно, их формирования.

Механизм финансового контроля включает насколько элементов:

Основные элементы ФК:

- субъект контроля (тот, кто осуществляет контроль) Субъектами могут быть органы частного ФК, органы ФК организаций, органы государственного ФК- это наиболее многочисленная групп контролирующих органов, органы международного ФК, органы независимого ФК.

- объект контроля (то, что контролируется – например, внебюджетный фонд, предприятие)

- предмет контроля (то, что подлежит контролю - финансовая деятельность объекта контроля: денежные фонды денежные потоки и т.д.)

- правовая база (законы и иные нормативные акты)

- формы проведения контроля

- методы проведения контроля

- процесс контроля

- результаты контроля

 

Формы, виды и методы ФК.      

Финансовый контроль можно классифицировать по нескольким признакам.

По времени проведения:

предварительный;

текущий (оперативный

 последующий

 

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров, смет, приказов, штатных расписаний и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотреблении при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы. Производится рассмотрение данных первичных документов, различный анализ оперативной и бухгалтерской отчетности, инвентаризация и т.д. Главный принцип текущего контроля – поддержание системы обратной связи

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

 

В зависимости от типа субъектов контроля различают виды:

- индивидуальный (частный) контроль, который в той или иной степени проводят все граждане, когда они проводят в жизнь свою финансовую политику и защищают свои финансовые интересы;

= государственный контроль, его проводят органы власти (подразделяется на президентский, контроль представительных органов власти, контроль исполнительных органов власти), такой контроль призван обеспечить интересы государства в части поступления и расходования средств бюджетов всех уровней

- ведомственный контроль (проводится в рамках министерств и ведомств в отношении подчиненных им предприятий и организаций)

- внутрихозяйственный контроль (ведется специальными службами организаций для контроля собственной хозяйственной и финансовой деятельности)

- общественный контроль проводится общественными организациями (народный фронт)

- независимый контроль (аудиторские фирмы)

- международный контроль (осуществляется международными организациями

 

ФК можно классифицировать, в зависимости от сферы финансовой деятельности:

- бюджетный

- налоговый

- кредитный

- валютный

- инвестиционный, и некоторые другие виды контроля.

 

Методы проведения контроля:

проверки;

обследования;

надзор;

анализ финансовой деятельности;

наблюдение (мониторинг);

Ревизии.

 

Характеристика основных методов проведения ФК

Проверка – единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. Проверка обычно носит выборочный характер.  Объем выборки и ее состав определяются так, чтобы обеспечить максимальную достоверность результатов проверки. Проверки бывают камеральные (они проводятся по месту нахождения проверяющего органа) и выездные. Результаты проверки оформляются актами (если это государственный контроль), справками, докладными записками.  В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный сбор и анализ деятельности объекта контроля (пример: постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента)

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: