Шаг 1. Предмет диалога – собственно проблемное поведение партнера.
Шаг 2. Мы переходим к нему, если проблемное поведение партнера повторяется, несмотря на взятые им на себя обязательства. Предмет диалога – нарушение партнером принятого на себя обязательства и достигнутых договоренностей. Или продолжающееся игнорирование партнером ваших потребностей, просьб или требований, если никаких обязательств он на себя не брал.
Шаг 3. Мы переходим к нему, если проблемное поведение партнера повторяется, несмотря на шаг 2. Предмет диалога – угроза имеющимся отношениям с партнером и его репутации в наших глазах, угроза самой возможности продолжения контакта.
Использование этой простой схемы позволяет избежать частой проблемы: несмотря на многочисленные долгие беседы, ваш партнер поступает по-своему, каждый раз обещая, что «это больше не повторится». Схема иллюстрирует ужесточающуюся шаг от шага конфронтацию с партнером: на третьем шаге, когда речь идет об отношениях, разговор уже по настроению совсем другой, чем на первом (проблемное поведение).
|
|
Фактически алгоритм предоставления партнеру обратной связи, рассмотренный нами ранее, подробно расписывает ваши действия на первом шаге (реакция на собственно проблемное поведение партнера). Что же делать, когда такое поведение повторяется и вы переходите к шагу 2, а затем, вероятно, и к шагу 3? Разберем примерные алгоритмы, позволяющие построить беседу на обоих этих шагах.
Шаг 2. Проблемное поведение партнера повторяется, несмотря на то что им дано обязательство вести себя иначе:
1. Описание ситуации (факты: договоренность на предыдущем шаге была достигнута, однако партнер не совершил того, что было предусмотрено договоренностью; вы уже просили партнера о чем-то, однако просьба была проигнорирована).
2. Обозначение проблемы (нарушение партнером взятого на себя обязательства, игнорирование ваших потребностей, требований или просьб).
3. Описание своих чувств и своего отношения к проблеме.
4. Вопрос партнеру относительно причин нарушения обязательства («Что происходит?»).
5. Выражение просьбы или пожелания по отношению к партнеру, обсуждение с ним его дальнейших действий.
Обратимся к примеру с невозвратом долга, упомянутому выше. Приятель взял в долг деньги и не возвращает; на прошлой неделе он сказал, что вернет деньги 10 числа, а сегодня уж 13-е. Как построить разговор с ним?
1. Описание ситуации. Оно должно быть безоценочным, выдержано в констатирующем, в не обвинительном тоне. Собственно, здесь сохраняют свою силу все требования по отношению к высказываниям, выдержанном в духе конструктивной обратной связи: «Михаил, десять дней назад ты дал мне обещание, что вернешь мои деньги десятого числа, сегодня уже тринадцатое, денег нет».
|
|
2. Описание проблемы: «Ты не выполнил того, что обещал мне».
3. Описание своих чувств и своего отношения к проблеме: «Я встревожен и в недоумении».
4. Вопрос партнеру относительно причин нарушения обязательства: «Что случилось, Михаил?» Очень важно услышать, что партнер отвечает на такой вопрос. Возможные попытки манипулирования в ответ на него необходимо пресечь (см. главу 5 о противостоянии манипуляции); однако здесь могут обнаружиться обстоятельства, о которых вы ничего не знаете и которые объясняют, почему партнер не выполнил взятых на себя обязательств. Иногда нарушение данного слова проистекает не от дурного намерения, а в силу каких-то других причин. Например, нередко люди не возвращают долгов не потому, что не хотят, а потому, что не могут (к примеру, Михаил мог просто запутаться в своих финансовых делах, одновременно взяв несколько кредитов и заняв более-менее крупные суммы у друзей и знакомых; дав обещание вернуть вам деньги, он надеялся перезанять у кого-то другого, но не вышло). Важно обсудить с партнером ставшие вам известными обстоятельства, с тем чтобы прийти к новому соглашению.
5. Выражение своей позиции по отношению к ситуации, обсуждение с партнером его дальнейших действий: «Как ты теперь собираешься поступить?», «Я жду от тебя деньги не позднее послезавтра», «Давай назначим реальное число» (последнее – в том случае, если у Михаила в настоящее время действительно проблема не в том, что он не хочет возвращать деньги, а в том, что он не может этого сделать).
В большинстве случаев бывает вполне достаточно предоставить обратную связь, для того чтобы проблема разрешилась. Однако бывают и ситуации, когда неконструктивное поведение продолжается даже после того, как вы предоставили обратную связь и получили подтверждение партнером его готовности действовать более конструктивно. В этом случае предметом диалога будет уже не конкретное неконструктивное поведение и не нарушение им взятых на себя обязательств. Речь пойдет о ваших взаимоотношениях – в самом деле, когда человек нарушает взятые на себя обязательства и систематически игнорирует потребности партнера, встает вопрос: можно ли ему верить, стоит ли иметь с ним отношения, как к нему при этом относиться? По сути, на данном этапе предоставления обратной связи вы ставите партнера перед выбором: или ты прекращаешь делать то, что ты делаешь, и ведешь себя более конструктивно, или мы прекращаем наши отношения либо переводим их на иной уровень.