Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления 7 страница

представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке: а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии; б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии; в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района (п. 9.1);

предложения избирательной комиссии субъекта РФ, избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии, указанные в п. 9 и 9.1 данной статьи, готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением общественных объединений, указанных в п. 8 данной статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава (п. 9.2);

в случае, если указанных в п. 8, 9 или 9.1 данной статьи поступивших предложений не достаточно для реализации соответственно п. 8, 9 или 9.1 данной статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи (п. 9.3).

В соответствии с п. 10 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 357-ФЗ*(167)) избирательная комиссия муниципального образования:

а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

е) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта РФ средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с названным Законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта РФ, уставом муниципального образования.

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ часть 3 комментируемой статьи дополнена положением, что полномочия избирательной комиссии внутригородского района возлагаются на соответствующую территориальную комиссию, сформированную в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий определены статьей 26 названного Закона в соответствии с п. 1 которой положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах РФ определяется законами субъекта РФ.

Следует также упомянуть, что постановлением ЦИК России от 17 февраля 2010 г. N 192/1337-5 утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий*(168).

 

Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

1. В комментируемой статье содержатся положения, определяющие статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В Законе 1995 г. о местном самоуправлении также имелась самостоятельная статья (статья 18), посвященная статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Однако, в указанной статье содержалась регламентация меньшего объема. Так, в п. 6 статьи указывалось, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией РФ, федеральным законом, законами субъектов РФ.

Комментируемую статью открывает общая норма, согласно которой депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. В статье 18 Закона 1995 г. о местном самоуправлении подобная общая норма формулировалась несколько иначе: депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Данная общая норма согласуется с положением п. 1 ст. 7 Европейской хартии местного самоуправления, устанавливающем, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата. В указанной статье содержатся еще два положения, посвященные условиям осуществления полномочий на местном уровне: статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждения за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение (п. 2); функции и деятельность, не совместимые с мандатом местного выборного лица, могут устанавливаться только законом или основополагающими правовыми принципами (п. 1).

2-4. Положения ч. 2-4 комментируемой статьи регламентируют срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления:

в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Дополнением, внесенным Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 187-ФЗ, уточнено, что срок указанных полномочий устанавливается в соответствии с законом субъекта РФ. Ранее в п. 2 ст. 18 Закона 1995 г. о местном самоуправлении предусматривалось, что срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет;

согласно ч. 3 комментируемой статьи полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Точно такие же правила содержались в п. 3 ст. 18 Закона 1995 г. о местном самоуправлении;

часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения (указание на порядок избрания должностного лица введено Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ). Ранее такое правило устанавливалось в п. 2 ст. 18 Закона 1995 г. о местном самоуправлении только в отношении срока полномочий.

Положения ч. 2-4 комментируемой статьи, регламентирующие срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, детализированы в следующих нормах ст. 8 "Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ):

срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией РФ. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва - день голосования на указанных выборах. Если второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является третье воскресенье сентября (п. 1);

изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в п. 1 данной статьи, не допускается, за исключением случаев, установленных статьями 81.1 и 82 названного Закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы (п. 2);

если срок полномочий действующих органов или депутатов, указанных в п. 1 данной статьи, истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанные органы и депутаты исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов или депутатов (п. 3).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает, что выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Ранее в п. 4 ст. 18 Закона 1995 г. о местном самоуправлении также указывалось, что глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Новым в ч. 5 комментируемой статьи является то, что выборные должностные лица местного самоуправления осуществляют свои полномочия на постоянной основе в соответствии не только с уставом муниципального образования, но и с комментируемым Законом. В качестве таких соответствующих требований в данной норме предусмотрено, что:

депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе;

на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, то только 1 депутат.

51. В части 5.1 комментируемой статьи предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Данная часть введена Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 253-ФЗ, поскольку комментируемая статья устанавливала лишь общие подходы к определению статуса указанных лиц и не определяла конкретные права, обязанности, виды гарантий, предоставляемых указанным лицам, не устанавливала, какими правовыми актами они могут быть определены.

В части 5.1 комментируемой статьи имеются, прежде всего, социальные гарантии, в связи с чем следует отметить, что в п. 8 ст. 18 Закона 1995 г. о местном самоуправлении указывалось, что депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов РФ.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ*(169) часть 5.1 комментируемой статьи дополнена абзацем 2, предусматривающим возможность установления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ в уставах муниципальных образований дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в т.ч. досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Как установлено при этом, такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным частью 7.1, пунктами 5-8 ч. 10, частью 10.1 комментируемой статьи 40, абзацем 7 ч. 16 ст. 35, пунктами 2.1, 3, 6-9 ч. 6, частью 6.1 ст. 36, частями 1 и 2 ст. 73 комментируемого Закона.

Эти изменения внесены подобно тому, как Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ внесены изменения в ст. 2.1 и 19 Закона об организации органов власти субъектов РФ в целях урегулирования порядка и условий установления дополнительных гарантий лицу, замещавшему должность высшего должностного лица субъекта РФ, а также лицам, занимавшим государственные должности субъекта РФ.

6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, а также должности государственной гражданской службы (до внесения изменений Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ указывалось на государственные должности государственной службы) и должности муниципальной службы (до внесения Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ изменения говорилось о муниципальных должностях муниципальной службы).

Соответственно, в п. "а" ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 4 августа 2001 г. N 109-ФЗ)*(170) установлено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе быть депутатом органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа местного самоуправления. В отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ соответствующий запрет установлен в п. 1 ст. 12 Закона об организации органов власти субъектов РФ, согласно которому (в ред. Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ*(171)) в течение срока своих полномочий депутат наряду с прочим не может замещать муниципальные должности.

Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации"*(172). Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации на основании п. 1 ст. 2.1 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ) утвержден Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации"*(173).

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"*(174) должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений названного Закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность. На основании ч. 1 ст. 10 названного Закона Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы*(175).

Должность муниципальной службы согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"*(176) - это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В части 6 комментируемой статьи также установлено, что выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных комментируемым Законом. Кроме того, установлено, что депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных комментируемым Законом.

Данные правила являются нововведениями Федерального закона от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ. До его принятия действовали следующие положения ч. 6 комментируемой статьи, введенные Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ:

депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий, за исключением случаев, установленных комментируемым Законом;

выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий;

депутаты представительного органа муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных комментируемым Законом.

7. В части 7 комментируемой статьи определены виды деятельности, не совместимые со статусом осуществляющего свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Так, установлено, что указанные лица не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований субъекта РФ, иных объединений муниципальных образований; указание на названные совет и иные объединения муниципальных образований введено Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией (п. 2);

заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ (п. 3);

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ (п. 4).

Часть 7 комментируемой статьи в соответствии с Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ полностью изложена в новой редакции. Однако, новым является лишь указание на запрет состоять членом управления коммерческой организации. Все иные виды деятельности, которыми не вправе заниматься осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, излагались в точности аналогично видам деятельности, которыми согласно ч. 9 ст. 37 комментируемого Закона не вправе заниматься глава местной администрации. Соответственно, о таких видах деятельности см. комментарий к указанной статье (в положения указанной статьи Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ вносились такие же изменения, что и в ч. 7 комментируемой статьи).

В отношении же указанного нововведения Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ следует отметить, что деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации предусмотрено в п. 1 ст. 50 части первой ГК РФ: юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). В соответствии с п. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Пункт 2 ч. 7 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ, которым одновременно признан утратившим силу пункт 1 данной части. В прежней редакции п. 1 и 2 данной части устанавливалось, что осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью (п. 1); состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией (п. 2).

7.1. В соответствии с ч. 7.1 комментируемой статьи на депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность (до внесения Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ изменения указывалось на выборное должностное лицо органа местного самоуправления; указание на иное лицо, замещающее муниципальную должность, введено Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ) распространены ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Данная часть введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ, которым внесены изменения в ряд законодательных актов РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции. Этим же Законом введены часть 4.1 ст. 36 и часть 9.1 ст. 37 комментируемого Закона, которыми аналогично установлено, что глава муниципального образования, глава местной администрации должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

В свою очередь, часть 7.1 комментируемой статьи изложена Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ полностью в новой редакции, в которой также предусмотрено досрочное прекращение полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральными законами "О противодействии коррупции", "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". Одновременно тем же Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ внесены соответствующие изменения в названные федеральные законы.

8. Часть 8 комментируемой статьи указывает на существование гарантий прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов.

В отношении регламентации таких гарантий данная норма отсылает к федеральным законам. Ранее же в п. 7 ст. 18 Закона 1995 г. о местном самоуправлении непосредственно указывалось, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: