Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93 г. Челябинска»
ПРОЕКТ
Тема: «Необычная математика»
С детьми подготовительного к школе возраста
Выполнил:
воспитатель МБДОУ ДС № 93
Мартьянова Людмила Вячеславовна
Челябинск, 2017
Групповой познавательный проект для детей подготовительного к школе возраста «Необычная математика»
Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика. К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93 г. Челябинска»
|
|
Автор проекта: Мартьянова Людмила Вячеславовна
Тип проекта Познавательный, групповой, краткосрочный.
Актуальность:
Дети усваивают различные понятия в дошкольном возрасте, опираясь на чувственный опыт и житейские представления. Они осваивают счёт в повседневной деятельности, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность.
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, развитию у него познавательных возможностей, которые обеспечивают формирование целостной картины мира.
Планирование работы в ДОУ предусматривает гармоничную организацию воспитания с учетом возрастных, индивидуальных физических и психических особенностей детей, а также использование соответствующих их развитию форм, методов организации воспитания и обучения на основе современных данных психологической и педагогической науки.
Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие». В государственном стандарте дошкольного образования обозначены перспективы полноценного развития личности дошкольника, в том числе и познавательного:
|
|
- развитие сенсорной культуры;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира.
Все выше перечисленное невозможно без развития мышления детей дошкольного возраста. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников.
Основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста является - наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов). На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника.
Основными критериями развития логического мышления у детей являются:
- умение выделять существенные признаки из второстепенных;
- умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы;
- умение аргументировать свою точку зрения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать нестандартность мышления.
В своей практике для развития логического мышления у дошкольников мы широко используем дидактические игры.
Дидактическая игра является наиболее эффективным средством развития мышления. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, развивает усидчивость, сосредоточенность, требует сообразительности и наблюдательности, подчиняться правилам. Любую игру можно превратить в дидактическую, если правильно поставить задачи, и на основании этого придумать или изменить ее условия.
Для определения уровня логического мышления используется методика «Нелепицы» - Р. С. Немова.
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Актуальность использования моделирования, математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.
Проблема.
Математическое развитие детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большее значение, поэтому обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на формирование математических представлений и развитие математического стиля мышления, для которого характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач привел к выводу о необходимости учить детей обобщенным способам решения познавательных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций (классификации и сериации). Для этого предлагаются и своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании. Поэтому актуальность использования моделирования, математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.
|
|
Результаты опроса детей и родителей воспитанников, анализ предметно-развивающей среды по развитию логического мышления с помощью моделирования, развивающих игр и заданий определили проблемное поле:
1. Большинство опрошенных родителей считают, что развитием логического мышления, математическими способностями должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания;
2. В ДОУ создано недостаточно условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста: недостаточность разработанного материала, дидактических и развивающих игр, занимательных упражнерий и задач.
Цель проекта:
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования технологии моделирования, развивающих математических игр в различных видах деятельности.
Задачи проекта:
1. Формирование представления детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры.
2. Способствование проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями.
3. Создание условия для формирования у детей осознанного интереса к математике.
4. Использование развивающих математических игр с целью формирования математических представлений старших дошкольников.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников.
Целевая группа проекта: подготовительная к школе группа.
Сроки реализации проекта: Организационно-подготовительный: сентябрь. Основной: октябрь-декабрь. Заключительный: январь.
Основные формы реализации проекта:
Изучение специальной литературы.
Проведение первичного диагностического исследования.
Использование моделирования, развивающих математических игр в различных видах деятельности.
Разработка картотеки занимательных математических игр.
Сотрудничество с родителями, воспитателями
|
|
Контрольное диагностическое исследование.
Выводы.
Литература.