Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Основные направления работы:
¾ изучить специальную научно-методическую педагогическую литературу по использованию математических игр в дошкольном возрасте;
¾ подготовить методический материал, план работы;
¾ провести диагностическое исследование образовательной деятельности детей группы в образовательной области «Познание» (ФЭМП);
¾ разработать картотеку занимательных математических игр;
¾ использовать развивающие математические игры на занятиях по ФЭМП, на прогулках (подвижные игры), при проведении сюжетно-ролевых игр, в свободной деятельности детей;
¾ организовать развивающую, познавательную, предметную среду;
¾ работа с родителями (анкетирование, консультации).
В сентябре было проведено первичное диагностическое исследование с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений у детей данной группы.
Оценка уровня развития навыков воспитанников проводилась по следующим критериям:
Неусвоено: 1-2 балла
Частично усвоено: 2-3 балла
Усвоено: 3- 4балла
Показатели освоения детьми образовательной области «Познание» - «ФЭМП»
№ п/п | Фами -лия, имя ребен -ка | Прямой и обратный счёт в пределах 10. | Уровень развития наглядно-образного мышления, | Пространствен-ное расположение предметов. | Сравнение предметов по величине, ширине, длине | уровень проявления логического мышления и сообразительности | Итоговый показа -тель по каждому ребенку (среднее значение) |
Всего детей: 20 |
Проведенное диагностическое исследование дало следующие результаты
Начало года:
Неусвоено: 2 ребёнка – 10%
Частично усвоено: 11 детей – 55%
Усвоено: 7 детей – 35%
Рис. 1. Гистограмма развития математических представлений у детей подготовительного к школе возраста
Таким образом, опыт показывает, что дошкольники испытывают значительные затруднения в овладении количественными знаниями. Все они демонстрируют низкое усвоение формирования количественных представлений: неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; «безытоговый» счет; трудности в выполнении действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации. Наиболее несформированными у данной категории детей оказываются пространственно-временные представления.
По моему мнению, включение в познавательную деятельность, в процесс ознакомления с окружающим миром математических игр, задач, головоломок, позволит развить смекалку, активную умственную деятельность, основанную на непосредственной заинтересованности ребенка.
Основной этап проекта:
1. С помощью родителей пополнили игротеку нашей группы: развивающие игры, математические развлечения, игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм, Колумбово яйцо и т.д.)
2. Разработали картотеку занимательных математических игр.
3. Создали дидактические игры по моделированию «Времена года» и «Комната куклы Кати».
4. Последовательно проводились игры с использованием занимательного материала.
5. Создан уголок математических игр. Для этого был использован детский стол, к играм обеспечен свободный доступ детей. Таким образом, была предоставлена возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
В уголок был помещен разнообразный занимательный материал. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
Работу в математическом уголке мы организовывали, стараясь ориентироваться на уровень умственного развития детей, проявления активности. Привлекали малоактивных детей, заинтересовывали их игрой и помогали освоить её. Руководство со стороны педагога всегда было направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
6. Проводилась работа с родителями, консультации, показ математического уголка, показ фрагментов занятий с использованием игр математического содержания.
Во время консультаций родителям рекомендовалось собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.