В целях результативности обучения детей по программе формирования элементарных математических представлений особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-развивающей среды. Она позволяет воспитателю вовлечь детей в близкие им виды деятельности и манипулятивные игры с предметами ближайшего окружения, создать благоприятную обстановку для рассмотрения различных математических фактов и зависимостей на специальных занятиях, организовать активную самостоятельную поисковую деятельность каждого ребенка в повседневной жизни.
Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условия:
1) учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;
2) создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);
3) широкое использование игровой мотивации;
|
|
4) интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
5) смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
6) развивающий характер заданий.
На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.
– использование дидактических игр в системе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста будет способствовать эффективному формированию математических представлений при регулярном, последовательном и четком планировании образовательной деятельности с активным использованием дидактических игр, а так же подборе дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей;
– дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике;
– элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом дальнейшего исследования.
Изменение задач и содержания математического развития дошкольников потребовало совершенствования технологии обучения. В дошкольных организациях активно применяют технологию моделирования.
В частности, широко применяют модель времени в виде различных видов календарей, часов (Приложение), модель части и целого, модель числа, так же технологию решения проблемных ситуаций, при которой дети открывают новые математические понятия, замечают связи и отношения между ними, добиваются решения различных логических и творческих задач.
|
|
А так же не менее широкое применение получили развивающие компьютерные игры с математическим содержанием. Использование таких программ позволяет индивидуально подходить к каждому ребенку в образовательной математической деятельности, преподносить материал в интересной интерактивной форме, корректировать ошибки в любое время и дает возможность возвращаться к определенным познавательным блокам. Так как количество компьютерных программ увеличивается с каждым годом, то подходить к их отбору следует тщательно, далеко не все математические программы носят развивающий характер для дошкольников, во многих встречаются методические ошибки и неточности. Разнообразнее стали формы организации обучения математике и за счет амплификации и интеграции деятельности дошкольника. Это позволяет решать задачи математического развития ребенка в процессе разных видов деятельности детей: игровой, бытовой, исследовательской, конструктивной, продуктивной и т. д., в процессе организации различных досугов, развлечений, совместного отдыха детей и родителей и в процессе образовательной деятельности.
Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение – дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей:
– развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;
– формирование системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;
– формирование логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
– развитие самостоятельного познания, поощрение проявления творческой инициативы;
– развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Интересна методика Б. Н. Никитина, который впервые призывал «заниматься с ребенком как можно раньше», то есть, как выражался этот замечательный педагог – «своевременно!» Никитины реализовали свою методику в рамках одной семьи. В результате семеро их детей начали читать в возрасте 2, 5-3 лет. Игры были организованны так, что развивали высочайший интеллект. Дети Никитиных поступали в школу сразу в третий и четвертый классы.
В своей книге «Интеллектуальные игры» Никитин Б. Н. приводит подробное описание изготовления игр и методику, которые я решила использовать в своей работе с детьми.
Психолог Зак А. З. разработчик развивающих программ, много лет изучает интеллект детей. В книге «Будем смышлеными!» Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет» он доступно рассказывается о том, как заниматься с дошкольниками, как помогать детям с разной подготовкой, как учить разбору условий задач, планированию их решения, обоснованию действий. Для полноценного развития этих умений предлагается система из 54 занятий. На основе материала, собранного в пособии я планирую индивидуальную работу с детьми с учетом их подготовленности.
Для планирования работы с детьми можно использовать пособие Михайловой З. А., где приведен занимательный материал математического содержания (игры, задачи, головоломки); книгу Бабич Л. Н. «365 увлекательных занятий для дошкольников».
Строить работу с родителями можно по книге Тихомировой Л. Ф., Басовой А. В. «Развитие логического мышления детей». Авторы считают, что развитие интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей и предлагают занимательные игры и упражнения для совместных занятий с детьми.
Интересна комплексная программа развития математических представлений дошкольников Фалькович Т. А и Барылкина Л. П. Кроме теоретических и практических рекомендаций, они предлагают подробные сценарии занятий.
Моделирование