Способы обучения и проведения общеразвивающих упражнений

Эффективность усвоения общеразвивающих упражнений оп­ределяется прежде всего качеством их выполнения. Если учитель подходит к изучению данной группы упражнений творчески, проводит комплексы, исходя из поставленных задач, добивается правильного их выполнения с оптимальным количеством повторений, учитывая возрастные особенности и подготовленность учащихся, то обучение будет не только успешным, но и интересным.

Общеразвивающие упражнения для занимающихся не сложны по своей двигательной задаче, но тем не менее при освоении их необходимо особое внимание обратить на устра­нение ошибок.

Наиболее действенными методами обучения являются: метод целостного обучения и по разделениям. Методику обучения общеразвивающим упражнениям можно условно разделить на три этапа:

• создание представления об упражнении;

• обучение технике исполнения упражнения;

• совершенствование упражнения.

Для создания представления об упражнении необходимо краткое и понятное объяснение, правильный и красивый по­каз, громкая и четкая команда — вот основные условия созда­ния представления об упражнении.

Обучают общеразвивающим упражнениям различными способами*

1. По показу. Упражнения показывают “зеркальным способом”, стоя лицом к занимающимся, и наоборот. Для начала подается команда: “Исходное положение (указывается способ исполнения - прыжком, шагом, отставляя правую) - принять!". Учитесь проделывает упражнение 2-3 раза вместе с классом. Если ученики допускают ошибки, дается указание: «Посмотрите на меня и обратите внимание на движение руки» и т. д. Для окончания вместо последнего счета «4» или «8» дается команда; «Стой». По этой команде занимающиеся останавливаются в исходном положении, по следующей команде принимают стойку «вольно».

При проведении общеразвивающих упражнений с детьми первых - вторых классов все действия выполняются по распоряжениям, а не по командам. Учитель говорит: “Примите такое исходное положение, как я, посмотрите внимательно на мои руки. туловище, ноги. Со мной упражнение - начи - Най! Смотрите внимательно и делайте все, как делаю я».

2 По рассказу. Учитель называет исходное положение, с которого будет выполняться упражнение, и рассказывает, что нужно выполнить на первый счет, второй и т. д. Затем подает команду: «Исходное положение - принять!»: Проверяет исполнение и подает следующую команду: "Упражнение (указывает в какую сторону, с какой руки, ноги) начи - Най!" - и по ходу движения подсказывает, что нужно делать на каждый счет: “Руки вверх, наклон вперед, выпрямиться и т. д.

Если упражнение выполняется без музыкального сопровождения, то учитель регулирует темп счетом и все время делает указания, исправляя ошибки.

В младших классах учитель в рассказе не использует терминологических названий, а лишь поясняет, что нужно сделать.

Рассказ может быть имитационным. Дети младшего возраста сохраняют склонность подражать виденным действиям. Поэтому при выполнении упражнений целесообразно пользоваться способом имитации движений. Учитель все действия детей сопровождает рассказом: “Делайте движения руками, как птицы крыльями, - летите. Продвигайтесь, как прыгает мяч и т. д.

3. По показу и рассказу. Учитель, показывая упражнение, объясняет, как его выполнять, обращая внимание на более трудные места Далее командует. По ходу выполнения он все время уточняет движения, показывая, как лучше их выполнить

4. По разделениям. Учитель подает команду: «Исходное положение - принять!» (показывает или называет его), а далее командует: «Упор присев принять - делай раз!» (проверяет и требует правильного исполнения). «Упор лежа - делай два!» (снова дает указания правильно выполнять его). «Согнуть руки - делай три!» и т. д. После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: «В целом (слитно) упражнение - начи - най!». Применение такого способа повышает плотность занятий, позволяет уточнять движения и правильно их выполнять.

Проведение общеразвивающих упражнений раздельным способом

Отличительная особенность этого способа — паузы между отдельными упражнениями комплекса и относительно посто­янное место учащихся (построение в кругу или разомкнутом строю в колонну по три, по четыре). Этот способ носит в основ­ном образовательную направленность, так как предусматрива­ет решение задач:

• освоение техники выполнения упражнений;

• обучение и проверка знаний терминологии;

• развитие физических качеств;

• психофизиологическая подготовка организма детей к пред­стоящей работе на уроке;

• двигательная подготовка, а также формирование инструк­торских навыков.

Применяется с первого по последний класс, но в младшем и среднем школьном возрасте — это основной способ проведения комплекса упражнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: